Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 19.05.2021

Статья просмотрена: 1297 раз

Библиографическое описание:

Скобелкина, Д. С. Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в РФ / Д. С. Скобелкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81227/ (дата обращения: 15.11.2024).



С развитием рыночных отношений одним из основных элементов в инфраструктуре экономики является аудиторская деятельность. Значимость предоставления аудиторских услуг с каждым годом возрастает, так как для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов необходимо доверие покупателей, поставщиков, кредиторов и инвесторов. На данный момент актуальной тенденцией является выход множества российских предприятий на международный финансовый рынок, что обязывает компании привлекать аудиторов для получения аудиторского заключения и укрепления доверия инвесторов. Проведение аудиторских проверок способствует верному оформлению финансовых документов предприятий, повышению эффективности управления рисками и прозрачности развития бизнеса в РФ.

На современном этапе в аудиторской деятельности получил активное распространение подход, основанный на риске, предполагающий системную проверку, при которой аудитор должен получить целостную картину о деятельности аудируемого лица, внешних и внутренних факторах, влияющих на нее, проанализировать способность организации создавать стоимость и сохранять свое конкурентное преимущество. Таким образом, аудит является одним из основных социально-экономических институтов государства, обеспечивающим огромный вклад в развитие системы корпоративной отчетности и ее достоверности.

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В современной литературе существует множество подходов к определению понятия аудит.

Согласно финансово-кредитному энциклопедическому словарю, под аудиторской деятельностью понимают «проведение аудиторской проверки с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, а также оказание иных аудиторских услуг» [5]. К аудиторским услугам относятся: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализ финансово-хозяйственной деятельности и прогноз финансового состояния, оценка активов и пассивов экономического субъекта, консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства РФ, составление бизнес-планов, прогнозных документов, разработка рекомендаций по совершенствованию управления хозяйственной деятельностью предприятия, аудиторское сопровождение. Соответственно, основной задачей аудита является подтверждение достоверности финансовой отчетности.

Аудит с законодательной точки зрения — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307-ФЗ подразумевает под аудиторской деятельностью — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами».

Аудит с практической точки зрения — вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ведения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской финансовой отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и является самостоятельной научной и практической дисциплиной.

В настоящее время аудиторские компании сталкиваются с множеством серьезных проблем в области регулирования и развития аудита, а основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, признаны недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчика. После нескольких лет стабильного развития исследуемого рынка в год перехода на механизмы саморегулирования наметился устойчивый спад. Значительное влияние оказал и общемировой экономический кризис, затронувший все отрасли экономики и резко сокративший финансовые возможности заказчиков аудиторских услуг. Будучи зависимыми от своих клиентов, аудиторы были вынуждены пойти на уступки по ценовым предложениям, учиться механизмам выживания в условиях ожесточающейся конкуренции.

Потребители аудиторских услуг традиционно подразделяются на две категории: одни выбирают аудитора заблаговременно, полагаясь на практический опыт и рекомендации коллег по бизнесу, другие же отдают предпочтение наиболее дешевой аудиторской организации. Вторая категория потребителей аудиторских услуг воспринимает аудиторское заключение как формальность, а не как реальную оценку своей деятельности и выявление ее слабых сторон и их дальнейшего устранения. Данный факт свидетельствует о необходимости истребления предприятий, преследуемых в своей деятельности только корыстные цели.

С каждым годом число компаний, которые нуждаются в качественных услугах аудитора, значительно увеличивается. Однако, специфической чертой в развитии аудита в России является преобладание крупных предприятий, которые появились еще в СССР и на данный момент нуждаются в существенной реструктуризации всего бизнеса.

Организации в РФ, оказывающие аудиторские услуги, подразделяют на пять групп:

1) международные компании «большой четверки» — получение 65–75 % от общего объема выручки в России;

2) зарубежные аудиторские фирмы, обслуживающие 5–7 % общего объема рынка. В России насчитывается около 20 различных зарубежных фирм;

3) крупнейшие российские аудиторские фирмы составляют порядка 15–25 % общего объема рынка аудиторских услуг. Таких компаний В РФ около 15;

4) средние российские компании, составляющие 3–5 % рынка. Таких компаний в РФ насчитывается около 40 с численностью работников до 100 человек;

5) небольшие фирмы (около 30000 и индивидуальные аудиторы составляют 3–5 % общего объема рынка аудиторских услуг.

Также на сегодняшний день наблюдаются две разнонаправленные тенденции. Раньше стоимость аудита была очень высокой, и каждая консультация, действие аудитора, его заключение имели большую ценность из-за неразвитости информационных технологий и низкого профессионализма кадров. В настоящее время ситуация кардинально изменилась: квалификация пользователей значительно выросла; бухгалтерская отчетность стала намного прозрачнее и проще ввиду повсеместной автоматизации бухгалтерского учета; стабилизировалось налоговое и бухгалтерское законодательство, но сама общественная ценность аудита уменьшилась. Очень важная проблема, которая волнует сегодня аудиторов — эффективность работы СРО, которые должны защищать интересы аудиторов. Во многом это связано с тем, что СРО все еще находятся в стадии формирования, а механизмы регулирования окончательно не отработаны.

По данным из записки аудиторской палаты России (АПР) отмечается, что в реестре СРО официально числится большое количество аудиторов, «не принимающих участие в аудиторской деятельности на регулярной основе в соответствии с требованиями законодательства», что обусловлено следующими фактами:

– исключением из членов за несоблюдение требований действующего законодательства, которое выявлено при выполнении СРО АПР своих функций и уходом из профессии из-за негативных условий на рынке аудиторских услуг;

– уходом из профессии в связи с условиями, которые сложились на рынке аудиторских услуг, и выходом из членов СРО АПР аудиторских организаций, которые уклоняются от проведения внешнего контроля качества работы.

В соответствии с данными Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, наибольшая доля в общем количестве аудиторских организаций принадлежит малым аудиторским организациям с численностью сотрудников до 15 человек. Несмотря на это общий объем оказанных услуг выше у крупных организаций с численностью сотрудников более 50 человек.

В 2016 году Совет по общественному надзору за развитием бухучета, отчетности и аудита разработал свою версию проекта предложений по реформированию действующей в РФ системы регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности.

Среди предложений Совнадзора, в частности, присутствуют:

– создать двухуровневую систему государственного регулирования аудиторской деятельности. Первый уровень — Совет по бухучету, отчетности и аудиторской деятельности при Президенте РФ (формируется из числа руководителей аппарата Президента РФ, правительства РФ, органов исполнительной власти и ЦБ, саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов, Торгово-промышленной Палаты, Российского Союза Промышленников и Предпринимателей). Второй уровень — органы исполнительной власти и Центральный Банк РФ;

– откорректировать перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, законодательно установить перечень (критерии) «общественно значимых организаций», подлежащих обязательному аудиту;

– установить адекватную административную ответственность организаций и их руководителей за уклонение от прохождения «обязательного аудита»;

– рассмотреть список ограничительных мер деятельности международных аудиторских сетей в России, методы их дополнительной регламентации;

– аудиторам, имеющим бессрочные аттестаты государственного образца, выданные в соответствии с законом 119-ФЗ, вернуть право вести профессиональную деятельность, включая и «общественно значимые организации», сохранив право на аудиторскую деятельность и за обладателями вновь полученных «единых аттестатов»;

– ввести обязательное страхование профессиональной ответственности при оказании аудиторских услуг, в размере, соответствующем объему оказываемых услуг, с одновременным изъятием из действующего законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ, понятия «компенсационный фонд»;

В целом для укрепления рынка аудиторских услуг в РФ необходимо принять ряд следующих мер:

– введение ответственности за уклонение от проведения аудита;

– борьба с демпинговыми ценами на аудит;

– повышение качества оказываемых аудиторских услуг;

– разработка и осуществление мер, направленных на поддержку малых аудиторских организаций;

– государственная поддержка аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов (софинансирование программ повышения квалификации аудиторов, предоставление налоговых льгот, передача преференций при участии в тендерах на право проведения аудита);

– разработка внутренних методических рекомендаций по проверке организаций разной направленности, позволяющих наиболее полно выявлять риски существенного искажения отчетности.

РФ можно сравнить с рядом европейских стран. Так, сейчас наблюдается тенденция постепенного перехода национальных систем отчетности, таких как US GAAP в США или UK GAAP в Великобритании, к IFRS. Фактически весь мир постепенно переходит на IFRS. Скорее всего, со временем этот процесс успешно завершится и будет единый мировой стандарт финансовой отчетности. И тогда для инвестора не будет проблем с пониманием финансового состояния компании вне зависимости от того, в какой стране она осуществляет деятельность. Поэтому, основная задача России состоит во внедрении системы отчетности максимально приближенной к IFRS.

Таким образом, в России планка требований к качеству предоставления аудиторских услуг с каждым годом повышается, что непосредственно подтверждается активным использованием международных стандартов аудита (МСА), высоких норм профессиональной этики, возрастанием требований к профессиональной подготовке кадров и роли контроля качества.

С развитием рынка аудиторских услуг, профессиональным ростом аудиторов и их накопленного опыта работы наблюдается увеличение объемов предоставления консалтинговых услуг как в вопросах налоговой и юридической деятельности, так и во внедрении более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения современных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов государства и подъема экономики страны.

Литература:

  1. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207 — Режим доступа: Система Гарант.
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности от 30.12.08 № 307-ФЗ.
  3. ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.05 № 228).
  4. Богданович, И. С. Состояние, проблемы и перспективы развития аудита в России // Вестник Псковского государственного университета. — 2016. — № 1. — С.63–67 [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/.
  5. Грязнова, А. Г. Финансово-кредитный словарь: словарь / А. Г. Грязнова. — Москва: Финансы и статистика, 2017. — 1168 с.
  6. Колчина, А. Б., Сизов Д. В. Состояние российского рынка аудиторских услуг // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 333–336. — URL https://moluch.ru/archive/204/49962/.
  7. Казакова, Н. А. Аудит. Теория и практика. Учебник / Под ред. Н. А. Казаковой. — М.: Юрайт, 2017. — 400 с.
  8. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Правительством Российской Федерации 30.12.2015.
  9. Официальный сайт Совнадзора [Электронный ресурс]: http://sovnadzor.ru/wyswyg/file/rumain124/68.doc.
  10. Официальный сайт Единой Аттестационной Комиссии [Электронный ресурс]: http://eak-rus.ru/.
  11. Рощектаева, У. Ю. Современное состояние рынка аудиторских услуг в России // Научный вестник ЮИМ. — 2017. -№ 2.
  12. Фролова, К.А. состояние и тенденции развития рынка аудиторских услуг в России / К. А. Фролова // Финансовый вестник. — 2019. — № 1. — С. 72–77.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, РФ, услуга, IFRS, Россия, GAAP, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, общий объем рынка, проведение аудита.


Задать вопрос