В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.
Ключевые слова: общение, учебный процесс, игра, игровое упражнение, общеучебные умения.
Игровые упражнения стимулируют взаимодействие партнеров по общению, в ходе игры происходит активизация умений монологической и диалогической речи.
В процессе обучения игра выполняет следующие функции:
- Обучающую. В ходе игры развиваются общеучебные умения, а также навыки владения иностранным языком.
- Воспитательную . У учащихся развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развлекательную . На уроке создается благоприятная, сказочная атмосфера.
- Коммуникативную . В ходе игры учащиеся взаимодействуют, происходит объединение коллектива.
- Релаксационную . В игре учащиеся могут расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
- Психологическую . Происходит психологический тренинг различных проявлений личности в игре.
- Развивающую. В процессе игры происходит гармоническое развитие личности учащихся [1, с.44].
Рассмотрим некоторые варианты игровых упражнений на уроке английского языка.
Выражение собственной точки зрения.
Приведем примерный перечень тем:
- A description of an interesting experience.
- A description of a hobby.
- An explanation of a technique for doing something.
- An expression of pleasure in an experience.
- An expression of belief.
- An argument for change.
- The presentation of a dilemma.
- Persuasion for the other students to take a particular course of action.
Найди того, кто ….
Например, обучаемым предлагается найти в классе хотя бы одного человека, который имеет такое же количество братьев или сестер, как у них.
Приведем примеры подобных заданий.
Find someone who
- was born in the same month as you;
- was born on the same day of the month as you;
- has the same number of brothers as you;
- has the same number of sisters as you;
- ate at least two of the same things as you for breakfast;
- has the same favourite colour as you;
- got up at the same time as you did this morning [2, с. 27].
Письменное сообщение.
Учащимся предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сообщение. Ограничение по времени — 5 минут.
Приведем примерный перечень тем:
- The best thing in the lesson today.
- The worst thing in the lesson today.
- The best thing to happen to me today.
- Something which is not fair.
- A jealous moment.
- A generous act.
- A sad (frightening /funny/great) moment.
- What is friendship?
- A memory from my childhood.
- A place I know.
- A person I know.
- My favourite possession.
- An unexpected meeting.
Как себя чувствуете?
Учитель предлагает учащимся описать свои чувства. Обучаемые закрывают глаза и погружаются в свои мысли на несколько минут. Затем они описывают свое состояние и ощущения.
Прерывание рассказа .
Учитель начинает рассказ, а учащиеся должны его прервать и задать вопросы. Например,
T: The other day …
P 1: Which day was it?
T: It was Tuesday.
P 2: Was it in the morning or afternoon?
T: Afternoon. Anyway, I was …
P 3: What time was it? [2, с. 39]
Я бы хотел быть …
Учитель записывает слова на доске, а учащиеся выбирают, кем бы они хотели быть и рассказывают своему соседу. Затем по очереди задают друг другу вопросы. Например,
I would like to be a giraffe
giraffe/dog/cat/lion
sun/moon/star/comet
lake/waterfall/river/ocean
Rome/New York/London/Paris
path/motorway/lane/road
chair/bed/bath/cupboard
cabbage/orange/banana/potato
tree/flower/grass/vegetable
hat/sock/jacket/scarf
orange/green/brown/purple
head/toe/leg/arm
Согласен/Не согласен
Учитель записывает противоречивые утверждения или пословицы на доске. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с ними в ходе обсуждения.
Примерный перечень утверждений:
- Beauty is only a matter of taste.
- Riches are for spending.
- Punishment never does any good.
- A foreign language can only be learned, not taught.
- A woman’s place is in the home.
- Boys and girls should have the same education.
- A country gets the government it deserves.
- Teaching is basically a matter of explaining things properly.
- Married people are happier than unmarried people.
- Love means never saying you’re sorry.
- People work better if they are paid more.
- Everyone is basically selfish [2, с. 10].
Оптимисты и пессимисты.
Организуются две команды: оптимисты и пессимисты. Оптимисты выступают с оптимистическими утверждениями на заданную тему, а пессимисты им возражают. Затем капитан каждой команды сообщает общую точку зрения своей команды [3, c. 248].
Самая важная проблема.
Участники игры делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе карточку с проблемой. Затем в течение трех минут каждая команда должна доказать, что обсуждаемая ею проблема — самая важная для человечества. Жюри решает, какая команда является победителем.
Таким образом, игровые упражнения обеспечивают активное включение учащихся в учебный процесс, помогают снять напряженность, способствуют активизации умений говорения на уроке английского языка.
Литература:
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. — Мн., 2007. — 352 с.
- Penny Ur Five-Minute activities. — 1992. — 230 p.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие/Е. А. Маслыко и др.- Мн., 1996.- 522 с.