Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 20.05.2021

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Отамуродова, Д. Р. Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку / Д. Р. Отамуродова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 410-413. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81267/ (дата обращения: 17.10.2024).



Основные методы обучения в рамках социокультурной образовательной модели носят интерактивный характер. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе на разных этапах обучения, отличаются креативностью, импровизацией, аутентичным общением на изучаемом языке и создают благоприятные условия для инновационной и творческой деятельности обучающихся.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, педагогическая технология, метапредметные и предметные результаты, иноязычное образование и межкультурное общение.

Основной целью изучения иностранного языка в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащегося необходима педагогическая технология. Ее формула достаточно сложная: совокупность специальных форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Современный тип коммуникации ставит перед учителем новые задачи:

– вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс на изучаемом языке, т. е. не в процесс пассивного овладения языковыми знаниями, речевыми навыками и умениями, а в активную коммуникативно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность;

– создавать условия для осознанного применения каждым учащимся на практике приобретенных знаний, навыков и умений;

– обеспечивать школьникам возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, а также свободный доступ к необходимой информации с целью ее использования в собственных высказываниях [1, c. 7].

Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении должен способствовать раннему приобщению студентов младших курсов к новому для них пространству; формировать у студентов положительный настрой к дальнейшему его изучению, должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме младших школьников, ознакомить младших школьников с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

На современном уроке иностранного языка в начальных курсах применяются следующие технологии: личностно — ориентированные, технологии развивающего обучения, игровые, технологии компьютерного обучения, объяснительно — иллюстративного обучения, творческого развития и конечно же здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы заинтересовать ученика, снять напряжение от урока и сделать занятия увлекательными на уроках иностранного языка в начальных курсах ВУЗа рекомендовано применять работу с презентациями и небольшими видеофрагментами при изучении различных тем [4].

По окончанию подготовительных и начальных курсов студенты имеют следующие личностные, метапредметные и предметные результаты, назовем лишь некоторые из них. Они имеют представление о поликультурном мире, дружелюбно относятся к носителям другого языка, к представителям иных культур, взаимодействуют с окружающими, самостоятельно определяют и формулируют образовательные цели, углубляют мотивацию учебным процессом, ведут элементарный этикетный диалог, умеют рассказать о себе, семье, друге, описывают предмет, картинку, владеют техникой письма, владеют французской фонетикой.

Для достижения результатов в начальном уровне на уроках иностранного языка используют технологию эффективной речевой деятельности, рефлексивного и модульного обучения, активно применяют технологию формирования самостоятельной познавательной деятельности, технологии коллективного творчества и технологии объяснительно — иллюстративного обучения.

Использование игровых технологий в начальных курсах призвано формировать умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры.

Информационно-компьютерные технологии реализуют систему компьютерного обучения на основе диалога ≪ученик-машина≫ с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих).

С применением интерактивной технологии процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Основной акцент в обучении иностранным языкам делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Большую роль играет умение учителя заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать ситуацию, стимулирующую речемыслительную деятельность, при которой студент желает высказаться по теме, принять участие в обсуждении, уточнить детали. Широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности дает использование ролевых игр. В игре активизируются воображение и память, жизненный опыт, что придает процессу общения эмоциональный характер. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как студенты оказываются в ситуации, когда необходимо что-либо сказать, спросить, выяснить, уточнить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Студенты наглядно убеждаются в том, что они учат язык, на котором можно общаться.

В отработке определенных алгоритмов решения проблем и задач помогают тренинговые технологии как системы деятельности учащихся интеллектуального развития и общения. Наконец, диалогические технологии представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих системах ≪ученик-ученик≫, ≪учитель-автор≫, ≪ученик-автор≫ и т. д.

Использование технологии объяснительно-иллюстративного обучения — это разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности и технических средств обучения, обеспечивающих быстрое и прочное усвоение информации и овладение способами практических действий.

Ценностно-смысловое наполнение понятия ≪иноязычное образование≫ предусматривает овладение учащимися не только самим ИЯ, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка, поэтому процесс обучения иностранным языкам в старшем звене ставит еще более сложные задачи. За счет расширения круга культур посредством вхождения обучающихся в социокультурное пространство при общении на ИЯ происходит формирование их ценностной ориентации и развитие культуры самой личности, ее интеллектуальной деятельности и социального взаимодействия человека с другими картинами мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами [3, c. 3].

Иностранный язык в современном обществе востребован все больше не только как средство коммуникации, но и как инструмент познавательной и профессиональной деятельности.

В связи с этим становится актуальным обращение к проблеме билингвального обучения, выступающего как альтернативный путь изучения иностранного языка, который, в свою очередь, из цели обучения трансформируется в средство постижения мира специальных знаний и поликультурного воспитания.

Помимо вышеназванных технологий, наиболее популярными в старшем звене являются технология эффективной речевой деятельности, технология рефлексивного обучения, технологии формирования самостоятельной познавательной деятельности, информационные технологии обучения, технология критического мышления и технологии проектов.

Технология ≪Критическое мышление и анализ предоставляемой информации≫ имеет три стадии организации учебного процесса.

  1. Вызов-пробуждение интереса к предмету. Необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
  2. Осмысление материала во время работы над ним. Необходимо помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми.
  3. Обобщение материала, подведение итогов. Преподаватель должен помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала [5].

В работе с обучающимися начальных курсов является эффективным применение структурно-логических технологий, представляющих поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающих логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов. Широко применимы на уроке интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, проблем, уроков других форм организации обучения.

Применение метода проектов дает значительный рост знаний и умений учащихся, способствует накоплению их жизненного опыта и мудрости.

Успешное познание иноязычного мира и осмысление своей родной культуры возможно лишь при условии интенсивной познавательной деятельности обучающихся, их активной интеллектуальной креативности, а также в ходе применения самостоятельных исследований.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная образовательная модель в области иностранных языков: структура и содержание // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 8. — С. 3–8.
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–10.
  3. Татаринова М. Н. К вопросу о компонентном составе содержания современного иноязычного образования // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. — С. 2–9.
  4. Особенности обучения английскому в младших классах средней школы [Электронный ресурс].– URL:http://www.edutower.ru/towems-717–1html
  5. Технология развития критического мышления — стадии и методические приемы. [Электронный ресурс]. — URL: https://mydocx.ru/9–81131.html
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебный процесс, жизненный опыт, иллюстративное обучение, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычное образование, компьютерное обучение, Критическое мышление, межкультурное общение, педагогическая технология.


Похожие статьи

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Похожие статьи

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков

Целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов. Наряду с различными способностями специалиста показателем профессионализма выступает знание иностранного языка. Идея контекстного обучения становится все боле...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Прогресс в изучении учащимися новой информации за счёт применения технических средств обучения

Средства обучения и связанные с ними действия приводят к изменениям содержания познавательной деятельности обучающихся, они побуждают к активным действиям, порождают внимание и познавательный интерес, самореализацию, улучшают запоминание и понимание ...

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы

Современные тенденции развития информационных технологий диктуют необходимость расширения форм, методов и средств обучения за счет широкого использования современных электронных информационно-коммуникативных подходов — телевидение, видео, средства му...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Задать вопрос