В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особенности.
Ключевые слова: родительство, осознанное родительство, семья, вуз, профессиональная подготовка.
В современном мире наблюдается ряд негативных тенденций, связанных с понижением значимости семейных ценностей, ростом количества разводов и потерей роли ведения семейного образа жизни, рождения и воспитания детей. В связи с перечисленными негативными проявлениями, необходимость укрепления института семьи становится ведущей по значимости и не вызывает ни единого сомнения как на мировом, так и на государственном уровнях.
Большинство исследователей, социологов, педагогов, психологов, отмечает, что протекающие тенденции привели к тому, что функция родительства начала стремительно отходить на второй план, в то время, как супружество приобрело главенствующую роль во внутрисемейных отношениях.
Как отмечает Карельская Л. П., одновременно с протекающими негативными тенденциями, в институте семьи разрушаются многовековые нравственно-эстетические нормы [5]. На этом фоне создаются новые проблемы и происходит переосмысление традиционных ценностей. Одной из главных проблем становится замедление процесса социализации ребенка, что напрямую связано с потерей родителей их основных функций по воспитанию своих детей.
Таким образом, в связи с вышеописанными обстоятельствами, воспитательная роль в форме целенаправленной деятельности общества и государства по формированию у молодежи необходимых физических и духовных качеств для полноценного развития осознанного родительства постоянно возрастает.
И. В. Подласый в своих исследованиях отмечал, что современные родители в своем большинстве «хотели бы видеть своих детей культурными и разносторонне развитыми, воспитанными и успешными в жизни» [7, с. 236–237].
Следом за И. В. Подласым, М. В. Рожков утверждает, что данное стремление современных родителей выстраивает отношения между институтом семьи и институтом образования, то есть школой и семьей. Конкретизируя данное положение, автор выделяет общие задачи воспитания детей:
– обеспечение качественного образования;
– развития профессиональных интересов, навыков и умений;
– подготовка детей к осознанному выбору будущего профессионального направления;
– формирование здорового образа жизни детей;
– формирование нравственности и культуры поведения у детей;
– подготовка школьников к семейной жизни [8, с. 354].
Однако, на данном этапе наблюдаются сложности с выполнением двух последних вышеперечисленных задач. В первую очередь, чтобы выполнить задачи по формированию нравственности и культуры поведения у детей, а также грамотно подготовить их к будущей семейной жизни, в этих вопрос должны быть высокоразвиты как педагоги образовательных организаций, так и родители этих детей.
Целенаправленный процесс достижения поставленных задач в российском обществе реализуется через воздействие на пространство современной семьи. Целью данного воздействия является формирование «осознанного», «ответственного», «компетентного», «просвещенного» родительства.
Одной из ценностей семьи является осознанное родительство. Часто мы сталкиваемся с родительством как с чем-то естественно происходящим событием, не требующем внимания. Родители не придают значения важности осуществления роли отца и матери — как особо важного в жизни каждого ребёнка. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства [3].
Достижение цели формирования осознанного родительства у современной молодежи осуществляется посредством реализации федеральных, региональных, муниципальных целевых программ и проектов. Однако, в данной статье предлагаем уделить внимание одному из наиболее распространенных способов достижения этой цели — формированию осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе.
С целью детального рассмотрения процесса формирования осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе, следует провести теоретический анализ дефиниций «родительство» и «осознанное родительство».
В самом широком смысле, родительство трактуется как «отец и мать по отношению к детям» [1]. В современных условиях широкий смысл понятия «родительство» не содержит его содержания и сущности. Родительство и его трактовки все чаще становятся объектом пристального внимания специалистов разных областей научного знания. Рассмотрим понятие родительство в трех научных областях: педагогика, психология и социология (таблица 1).
Таблица 1
Анализ понятия « родительство »
Научная область |
Определение |
Педагогика |
Родительство — это социальный институт [2]. Т. В. Шапошникова в своих исследованиях утверждает, что родительство является «специфической социальной деятельностью матерей и отцов по воспитанию и социализации детей, которая предполагает переживание комплекса родительских чувств» [10]. |
Психология |
Р. В. Овчарова определяет родительство как социально психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства [6, с. 10]. |
Социология |
Гурко Т. А. под родительством подразумевает социокультурные и юридические нормы, соответствующие определенным социальным статусам. Родительство — это также социально-одобряемое отношение к детям и социальные отклонения от одобряемых в конкретной культуре [4, с. 8]. |
Важнейшим качеством родительства является его осознанность. Без осознания молодыми людьми, готовящимися стать родителями, всей ответственности перед созданием семьи и рождением ребенка невозможно выполнение главной функции — воспитания детей.
В контексте данной статьи, осознанное родительство рассматривается как важнейший компонент, качество, формирование которого способствует дальнейшему построению гармоничной и отвечающей современным требованиям семье, выполняющей функцию воспитания.
По мнению Смирновой Е. Г., осознанное родительство «представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания» [9].
На сегодняшний исследователи в различных научных областях рассматривают ответственное родительство как осознанное, поскольку ответственность не может быть без осознания важности выполнения этой функции.
В статье было проведено теоретическое исследование с целью определения процесса формирования осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе. Необходимо подчеркнуть, что подобные исследования способствуют улучшению и развитию механизма данного процесса, а также позволяют выявить существующие недостатки и вовремя их устранить.
Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе предполагает реализацию комплекса просветительских, тренинговых и консультационных мероприятий, направленных на повышение у студентов вуза информированности о родительстве, его эмоциональной привлекательности и интегрированности в систему жизненных приоритетов. Комплекс мероприятий и его содержимое напрямую зависит от специфики вуза и его направлений деятельности — как научной, так и общественной.
Стоит отметить, что огромным вкладом в формирование осознанного родительства является грамотно составленные учебные планы и включенные в него дисциплины. Так, на примере ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова» учебный план образовательной программы по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» включает в себя такие дисциплины, как: «Этические основы социальной работы», «Семьеведение в аспекте социальной работы», «Социальная геронтология», «Фамилистика» и другие дисциплины, направленные на развитие компетенций, включающих в себя знания особенностей и сущности семьи, умения выполнять основные функции семьи, различать типы семей и удовлетворять потребности семьи.
Также, особую роль в процессе формирования осознанного родительства во время профессионального обучения в вузе занимает компетентность преподавателей в данном вопросе. Педагоги, как правило, имеют большой практический и теоретический опыт в вопросах семьи, родительства и воспитания, поэтому в полной мере осуществляют межпоколенческую связь, передавая накопленный опыт своим студентам.
Таким образом, организовать полноценный процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе возможно через эффективное взаимодействие института семьи с образовательными учреждениями, через организацию совместной деятельности студентов и преподавателей, а также грамотно реализуя составленные учебные планы, развивая необходимые компетенции. При организации перечисленной работы необходимо сосредоточиться на выработке у студентов положительного и привлекательного образа современной семьи. Важным является включение ценностей, связанных с родительством, в систему личностных ценностей студентов вуза.
Литература:
- Аванесов, В. С. Теория и методика педагогических измерений: лекции / В. С. Аванесов. — Текст: электронный // http://www.charko.narod.ru: [сайт]. — URL: http://www.charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_izmer.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
- Архиреева, Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций / Т. В. Архиреева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2002. — № 5. — С. 144–153.
- Большой юридический словарь / [В. А. Белов и др.]; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — 2. изд, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 703 с.
- Гурко, Т. А. Брак и родительство в России / Т. А. Гурко. — Москва: Институт социологии РАН, 2008. — 327 c.
- Карельская, Л. П. Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство» / Л. П. Карельская. — Текст: непосредственный // Крымский научный вестник. — 2015. — № 4–2. — С. 226–234.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
- Подласый, И. В. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И. В. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
- Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
- Смирнова, Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье / Е. Г. Смирнова. — Текст: электронный // https://www.dissercat.com: [сайт]. — URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-osoznannogo-roditelstva-v-molodoi-se (дата обращения: 20.04.2021).
- Шапошникова, Т. Е. Родительство как педагогический феномен / Т. Е. Шапошникова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика, 2010. — Том 12. — Выпуск 2. — С.86–91.