В статье автор анализирует влияние аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка на развитие мотивации.
Ключевые слова: мотивация, английский язык, аутентичные видеоматериалы.
В современном мире владение иностранным языком стало одной из базовых характеристик образованного человека. Английский язык среди иностранных занимает лидирующую позицию. Его знание требуется в большинстве отраслей человеческой деятельности. Изучение английского языка становится базовой потребностью человека, получающего образование и стремящегося занять достойное место на рынке труда.
Одной из основных целей изучения английского языка является повышение возможностей коммуникации. Коммуникативность обучения заключается в том, что организация учебного процесса должна строиться главным образом в условиях общения [3, с.134]. Это касается не только разговорной речи. Английский язык позволяет взаимодействовать со специалистами в различных областях по всему миру и получать наиболее актуальную информацию. Для такого взаимодействия мало знать общие фразы из разговорника. Именно новизна используемых методических материалов, новизна форм урока помогают учителю в достижении практических образовательных целей. Таким образом, новизна вызывает интерес обучающегося к учебной деятельности, а также обеспечивает отказ ученика от произвольного заучивания [1, с.2]. Применение метода новизны в рамках проведения уроков иностранного языка развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, а также вызывает интерес к учебной деятельности в целом.
Так как язык постоянно меняется и требуется использовать наиболее успешные методы преподавания. Набирающим популярность методом преподавания английского языка является использование аутентичных видеоматериалов. Они могут различаться по своей структуре, направлению, тематике и т. д. Различные видеоматериалы могут подходить для: преподавания в школе, частных занятий, углублённого изучения специализированного английского языка, развития разговорной речи и навыков восприятия.
При этом преподаватель должен особое внимание уделять подбору видеоматериалов для обучения английскому языку. Видеоматериалы не должны и не могут заменять преподавателя, на нём остаётся роль объясняющая, направляющая и контролирующая. Использование видеоуроков для замены преподавательской деятельности недопустимо.
В период изоляции использование видеоматериалов в преподавании стало наиболее актуальным. Количество просмотров онлайн курсов выросло в разы. Практическая составляющая данного исследования также проходила в формате онлайн-занятий с различными группами обучающихся.
Исходя из возраста и уровня подготовки обучающихся необходимо было подбирать различные видеоматериалы, используемые в ходе учебного процесса.
В рамках темы «Friends, Family, Relationships» в 8–9 классах было выбрано два типа материалов: используемые непосредственно на уроке и для домашнего закрепления. На их просмотр уделено 15 минут занятия и 10 минут на обсуждение. Для домашнего закрепления был выбран материал, направленный на развитие речевых навыков говорения и изучения новой лексики. Для начала выполняется тест на закрепление изученной лексики, Следующее упражнение направленно на повышение диалоговых навыков учащихся. Нужно разделить учеников по парам и дать задание придумать диалог на 5–10 фраз, в которых должна быть использована новая лексика.
Для работы с группами младшего возраста будет использован видеоматериал общей лексики по теме «Animals». На уроке были использованы следующие задания для проверки гипотезы:
- Назвать животное по описанию;
- Работа в парах: загадать партнёру животное и рассказать о нём на английском языке;
- Написать сочинение на тему «My favorite pet».
Для оценки влияния аутентичных видеоматериалов была использована следующая методика. В начале курса (перед вторым занятием) и в конце ученики заполняли опрос по поводу уровня своей мотивации. Группы разделены на 2 типа:
— Группы с традиционными методами обучения;
— Группы с использованием аутентичных видеоматериалов в учебном процессе.
Опрос составлен на основе методики оценки школьной мотивации Н. Г. Лускановой. Тест состоит из восьми вопросов. Каждый ответ «а» оценивается в 5 баллов, «б» — 3 балла, «в» — 0 баллов.
35–40 баллов — высокий уровень мотивации;
25–35 баллов — средний уровень мотивации;
15–25 баллов — низкий уровень мотивации;
0–15 баллов — отрицательная мотивация [2, с.10].
1. Тебе нравится изучать английский язык?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Ты с радостью ждёшь занятия английского или хочешь его пропустить?
а) всегда жду занятий
б) бывает по-разному
в) чаще хочется пропустить
3. Если бы была возможность пропустить занятие английского, ты бы это сделал
а) нет
б) не знаю
в) пропустил бы
4. Тебе нравятся, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) нет
б) по-разному
в) да
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы занятия длились меньше времени?
а) нет
б) не знаю
в) да
7. Ты часто рассказываешь о занятиях родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю совсем
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) не знаю
в) хотел бы другого учителя
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что использование аутентичных видеоматериалов положительно влияет на уровень мотивации учащихся. Так, в обоих группах уровень мотивации вырос, однако, среди учеников, относящихся ко второй группе исследования, показатели качественно отличаются, как видно на Рис. 1.
Рис. 1. Влияние использования аутентичных видеоматериалов на уровень мотивации учащихся
Как показало наше исследование — использование аутентичных видеоматериалов способствует повышению уровня мотивации учащихся, за счёт чего повышаются и такие показатели как успеваемость, уровень работы с материалом, коммуникативные навыки, запоминание.
Литература:
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика // М.: академия. — 2004. — Т. 336. — С. 2.
2. Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина. — 1990. — С. 10–73.
3. Петренко М. А., Баталина Е. А. Интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка // Образование и наука в современных условиях. — 2016. — №. 2–1. — С. 173–176. Маршак С. Я. Вот какой рассеянный. — М.: АСТ, 2016.