Вданной статье рассматривается влияние коррупции на молодое поколение государства, анализируются основные последствия по данной проблеме и пути ее решения на примере зарубежных стран.
Ключевые слов: коррупция, молодежь, взятка, зарубежный опыт, борьба с коррупцией.
Коррупция — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупция — это болезнь! Она охватывает все сферы жизни общества: социальную, экономическую, политическую, духовную. Все мы когда-то, так или иначе, сталкивались с её проявлением.
К сожалению, у молодежи складывается впечатление, что это вспомогательный процесс, который может помочь избежать наказания, ускорить тот или иной процесс, поспособствовать развитию бизнеса (личностного роста) и т. д. Люди первостепенно думают о себе, своих проблемах и их решении и запросто могут пренебречь законом, не причисляя коррупцию к числу серьезных преступлений: по этому поводу мы много раз слышали фразу от людей «я же никого не убивал».
Часто встречающаяся ассоциация с коррупцией — взятка и рассматривается она только со стороны того, кто ее принимает. Это ошибочное мнение. Человек, предлагающий ее, виноват не меньше. Призывать к совести и морали в борьбе с такой масштабной проблемой не приносит результата и поэтому нужно действовать более решительно [2].
Вопрос менталитета и воспитания, безусловно, один из важнейших, но меры по воспитанию должны быть в совокупности с иными методами борьбы. В России есть излюбленное стереотипное мышление, у нас дать взятку «гаишнику» уже вошло в привычку или что-то нормальное. В социальных сетях, по телевизору мы только и слышим шутки об этом. Попробуем разобраться в проблеме, почему так происходит.
Часто в нашей жизни приходится сталкиваться с таким явлением, как коррупция: начиная от передач по телевизору и заканчивая жизненными ситуациями.
Цель данной работы показать, что коррупция, как и все ее проявления, влечет больше проблем, чем пользы в современных реалиях. И мы считаем, что при реализации мер по противодействию коррупции, представленных в работе, можно, если не искоренить, то значительно уменьшить масштаб преступлений.
Для того, чтобы изучить отношение молодежи к коррупции, мы провели опрос школьников старших классов средних образовательных школ г. Новосибирска. Мы задали участникам вопросы:
- Сталкивались ли вы, ваша семья или близкие вам люди с проявлениями коррупции?
- Как вы считает, стоит ли ужесточить наказание, как за дачу взятки, так и за ее получение?
- Какие меры противодействия коррупции вы считаете более эффективными?
В результате: 57 % опрошенных ответили, что семья школьника или близкое окружение сталкивались с фактами коррупции. По вопросу ужесточения наказания за взяточничество положительно высказались 62 % респондентов. При этом школьники затруднились с ответами по третьему вопросу, так как не могли определиться с уже существующими мерами противодействия коррупции.
Для понимания механизма формирования «цены» взятки, рассмотрим актуальные проблемы молодежи. Чаще всего это получение водительского удостоверения и служба в армии. Сейчас обучение в автошколе составляет в среднем сумму 30 000 рублей, при этом «покупка прав» на теневом рынке составляет приблизительно ту же сумму. Соответственно для экономии времени и других ресурсов некоторые граждане покупают готовое водительское удостоверение. В случае, если стоимость прав на «черном рынке» в разы увеличится, покупка станет менее целесообразной или не все смогут ее себе позволить. Похожий пример с военным билетом, повышается цена — уменьшается потребность.
Опираясь на опыт стран с более высоким индексом восприятия коррупции, в качестве мер противодействия коррупции наблюдается ужесточение законодательной базы.
В Китае проявление коррупции карается смертной казнью, расстрел проводится публично, так же как и на Кубе, в Иране и в некоторых других странах. В то время как в Объединенных Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство. Такие меры не гуманны и противоречат международным правам человека, но наглядно отразились бы в умах молодого поколения. Ведь страх очень влияет на мировосприятие. И если увеличивать срок ограничения лишения свободы, с точки зрения психологии — это не так результативно.
Необходимо обратить внимание на опыт стран Евросоюза, таких как: Дания, Швейцария, Норвегия, Германия и прочее, где детям с юного возраста прививают гражданскую позицию. Под гражданской позицией понимается, в том числе, негативное отношение к взяточничеству. Если человек замечает факт правонарушения, то он докладывает об этом факте в соответствующие органы и это считается нормой [1].
К сожалению, в Российской Федерации противоположное мышление к подобного рода преступлениям, если человек знает о факте вышеупомянутых действий, то он считает, что лучше промолчать, чтобы не создавать себе «лишних проблем». Еще это обусловлено тем, что люди не чувствуют себя в безопасности. Какая-то часть населения считает зазорным сообщать правоохранительным органам о нарушениях. Поэтому населению необходимо объяснять, что преступление, которое остается безнаказанным влечет за собой много негативных последствий и череду новых преступлений.
Каждый человек должен понимать это, ведь коррупция разрушает равноправие, равенство перед законом, которое регламентировано Конституцией Российской Федерации. Рано или поздно любой может попасть в ситуацию, где окажется пострадавшим, не дождавшимся очереди на операцию из-за нехватки денег или попасть в аварию из-за неграмотного водителя, купившего права. Чем больше сфер охватывает коррупция, тем ниже уровень доверия граждан к различным экономическим программам государства и к власти в целом.
Мы считаем, что для решения проблемы требуется внимание самого социально-активного слоя гражданского населения — молодежи, т. к. старшее поколение мыслит более консервативно. Молодежь должна понимать, что бездействие с их стороны не повлечёт никаких положительных изменений в ближайшем будущем.
По данным проведённого опроса многие школьники затруднялись ответить на вопросы о принимаемых мерах по противодействию коррупции, в связи с этим предлагаем внедрить специальный предмет в школьной программе, благодаря которому у молодежи сформируется негативная позиция по отношению к коррупционным явлениям.
Предмет должен включать в себя развитие правового сознания и гражданской этики, приобретение знаний о механизмах защиты от коррупции. Все это нужно для поднятия моральных ценностей и духовного развития у молодежи, также развития кругозора. Чтобы у ребят со школьного возраста появлялась политическая активность и позиция, не было безразличного отношения к тому, что происходит в стране, в которой живешь [3].
Низкие зарплаты сотрудников муниципальных служб, врачей, учителей заставляют их задуматься, когда поступает предложение поправить свое материальное положение. Если предположить, что таким работникам будут выплачивать достойную заработную плату, то не будет надобности превышать свои должностные полномочия. Люди станут дорожить своей работой, добросовестно к ней относится.
В заключении хотелось бы отметить, что рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствует об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России.
Молодежь мало знает о масштабах коррупции и мерах по ее пресечению. Опрос заставляет задуматься над системой антикоррупционного образования. Опыт других стран показывает, что с коррупцией можно бороться более эффективно, чем это делается в России. Учет такого опыта поможет существенно снизить уровень коррупции за исторически короткий период времени. Необходимо также активно подключать молодежь, проводя антикоррупционные акции и внедряя образовательные программы. Для формирования антикоррупционного мнения молодежи, необходимо повышать правовую культуру населения в целом.
Литература:
- Румянцева Е. Е. Механизмы противодействия коррупции / Е. Е. Румянцева, 2016. — 126 с.
- Антонова, Н. А. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципальных образований как вопрос местного значения / Н. А. Антонова, В. Н. Зайковский // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — N 1. — С. 23–28.
- Кондраль, Д. П. Борьба с коррупцией в системе высшего образования России / Д. П. Кондраль, В. М. Флоря, С. В. Шилова // Вопросы управления. — 2018. — № 6. — С. 1–7. — ISSN 2304–3369. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311435
- Билинская, Марина Николаевна. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия / М. Н. Билинская, В. В. Моисеев, В. Ф. Ницевич; М-во образования и науки Рос. Федерации, Орлов. регион. акад. гос. службы. — Орел: ОРАГС, 2017. — 438 с.
- Полукаров, Александр Викторович. Административно-правовая обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере / А. В. Полукаров. — Москва: Nota Bene, 2017. — 445 с.