В данной статье анализируется латиноамериканский опыт государственно-частного партнёрства на примере реализации крупных проектов транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, Латинская Америка, опыт, проекты транспортной инфраструктуры, частный инвестор.
Успешное взаимодействие бизнеса и государства помогает реализовать крупные социально значимые инфраструктурные проекты, открывая большие возможности как для региона или страны в целом, так и для инвестора. Заинтересованность со стороны государства объясняется необходимостью сокращения бюджетных расходов за счет привлечения частного инвестирования в проект, снижения рисков реализации, которое обеспечивает законодательная база страны, а также применения тарифного регулирования. В свою очередь частный инвестор, нацеленный на введение стабильного и долгосрочного сотрудничества, получит гарантии окупаемости вложенных инвестиций в случае изменения макроэкономической ситуации или законодательных норм, напрямую затрагивающих проект. Именно поэтому данный вид партнерства является привлекательным и взаимовыгодным для участвующих сторон. Ввиду популярности механизм ГЧП получил широкое распространение по всему миру с определенными отличиями в организации этого взаимодействия.
Анализ уникального опыта стран Латинской Америки по реализации проектов государственно-частного партнерства представляет особый интерес, как длительный динамически развивающийся процесс, что обуславливает актуальность данного исследования.
В период с 1990-х годов в латиноамериканском регионе произошли существенные изменения, в результате которых сформировались институциональные структуры взаимодействия частного сектора экономики и государства и улучшился деловой (инвестиционный) климат вследствие чего государственно-частное партнерство начало активно развиваться.
Лидирующие позиции по объему реализации проектов транспортной инфраструктуры и развития механизма ГЧП в Латинской Америке занимают Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили. При этом большая часть проектов этой отрасли воплощается в форме концессионного соглашения.
Среди стран региона Бразилия выделяется самой высокой степенью развития ГЧП, так в период 1990–2019 гг. было реализовано более 950 проектов с объемом инвестиций 361 млрд долл. США [1].
Колумбия за указанный период реализовала 163 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций в 335 млрд долл. США [1]. Самым амбициозным транспортным проектом является программа платных дорог четвертого поколения (4G), которая стимулирует привлечение частного капитала [4]. Помимо этого, были созданы два независимых института, ориентированные на развитие национальной инфраструктуры: Financiera de Desarrollo Nacional (FDN) и Agencia Nacional de Infraestructura (ANI) [2]. В результате, программа 4G привела к реализации 32 проектов с суммарными инвестициями в размере 18 млрд долл., до 2025 года ANI планирует инвестировать в транспортный сектор 33,9 млрд долл. США [3, с. 39].
Мексика имеет поистине длинный путь развития ГЧП, начавшийся с 18 века. В 2020 году Мексика представила новую национальную инфраструктурную программу. Предполагается, что частный бизнес инвестирует 13,9 млрд долл. США в 39 проектов [6]. Среди которых 28 автомагистралей, 2 морских порта, 2 железные дороги.
В Чили за период 1990–2019 было реализовано 197 проектов на сумму 69,4 млрд долл. США [5]. В рамках данных ГЧП-проектов построено 16 аэропортов, 12 морских портов и 35 автомагистралей, при этом порядка 80 % проектов были присуждены таким ведущим национальным компаниям, как Telefonica S. A., SUEZ, Almendral SA. Портфель концессий Чили на 2020–2024 г. составляет 12,8 млрд USD, что является крупнейшим в ее истории [7]. Предлагаемые государством инфраструктурные проекты включают, среди прочего, автомагистрали и аэропорты.
Крупнейшим инфраструктурным проектом, объединяющим Бразилию, Парагвай, Боливию, Аргентину, Чили, Перу признан Bi-Oceanic Corridor.
Автомобильная магистраль соединит побережья Тихого и Атлантического океанов в единую транспортную сеть, став альтернативой морскому пути и существенно сократит время доставки грузов с общей протяженностью в 3 тыс. км [8].
Проекты государственно-частного партнерства стран Латинской Америки в сфере транспортной инфраструктуры, находящиеся на стадии реализации представлены в таблице 1. Многие из них связаны с дорожным строительством, поскольку автомобильный транспорт является главным в регионе, также в последние годы начинает активно развиваться метрополитен ввиду увеличения подвижности населения. Проекты, направленные на совершенствования портовой инфраструктуры нацелены на экспортные поставки продукции в страны ЕС, азиатско-тихоокеанского региона, США и др.
Таблица 1
Крупные реализуемые транспортные ГЧП-проекты
Проект |
Страна |
Срок реализации |
Ориентировочная стоимость (млрд долл США) |
Трансконтинентальная автомагистраль Bi-Oceanic Corridor |
Бразилия, Парагвай, Боливия, Аргентина, Чили, Перу |
до 2022г. |
нет данных |
Линия метро Сантьяго 7 |
Чили (г. Сантьяго) |
2017–2025 гг. |
2,9 |
Шоссе Веспучио Ориенте |
Чили (г. Сантьяго) |
2017–2022 гг. |
1,1 |
Шоссе Costanera Central |
Чили (г. Сантьяго) |
2017–2024 гг. |
1,2 |
Туннель Перевал Агуа Негра |
Аргентина, Чили |
2018–2025 гг. |
1,5 |
Богота Метро |
Колумбия |
2020–2028 гг. |
3,7 |
Не для всех стран данного региона характерен высокий уровень такого развития, как в рассматриваемых лидирующих странах, поэтому с целью выравнивания экономического развития стран Латинской Америки был создан Инфрастуктурный фонд Тихоокеанского альянса (Мексика, Чили, Перу, Колумбия) при участии Межамериканского банка развития (IDB) и банка развития Латинской Америки (CAF) [9]. Среди приоритетных направлений в том числе присутствует и транспортная инфраструктура. Инновацией является использование прибыли от завершенных проектов в создании новых ГЧП-проектов. В соответствии с планом развития данного фонда ожидается, что к 2022 году будет завершено 199 проектов на общую сумму инвестиций 86 млрд долл. США [9].
В 2020 году пандемия COVID-19 оказала беспрецедентное по своей силе влияние на мировую экономику, вызвав кризис, с которым столкнулись инвесторы ГЧП-проектов в том числе. Ввиду этого, некоторые проекты транспортной инфраструктуры были отложены или отменены вовсе до улучшения макроэкономической ситуации в стране.
Подводя итог, ГЧП — уникальная система взаимодействия государства и частных компаний, основанная на четком распределении функций, рисков, финансовых расходов, и ответственности сторон в условиях ограниченности ресурсов. Исследование опыта развивающихся стран Латинской Америки таких как, Бразилия, Колумбия, Мексика, Чили в реализации ГЧП-проектов показало, что данный формат успешно применяется в создании транспортной инфраструктуры, включая строительство автомобильных и железнодорожных дорог, морских и речных портов и сопутствующей инфраструктуры, аэропортов. Однако, латиноамериканский регион находится на первом этапе развития рынка ГЧП. Стоит отметить, что в период 1990–2019 гг. наиболее интенсивное развитие государственно-частного партнерства обусловлено неолиберальными реформами, приватизацией и сокращением государственного вмешательства, а также необходимостью содействия экономическому развитию. Создание в 2018 г. Инфраструктурного фонда Тихоокеанского альянса как наднационального института развития с целью финансирования проектов государственно-частного партнерства открыло дополнительные возможности для реализации транспортных проектов ГЧП в странах Латинской Америки.
Литература:
1. Official website of Public-Private Partnership. — Текст: электронный // PPPKnowledgeLab: [сайт]. — URL: https://pppknowledgelab.org/countries (дата обращения: 14.05.2021).
2. A portrait of PPPs in Latin America. — Текст: электронный // WORLDBANK: [сайт]. — URL: https://blogs.worldbank.org/ppps/portrait-ppps-latin-america (дата обращения: 14.05.2021).
3. Opportunities for private investment in sustainable infrastructure projects in Latin American Cities, The Konrad-Adenauer-Stiftung (KAS), 2018. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.kas.de/documents/273477/6628511/Opportunities+for+private+investment+in+sustainable+infrastructure+projects+in+Latin+American+Cities.pdf/6a4b0bc3–94bb-0111–0335-f10b9dbf8e3d?version=1.0&t=1563316269595 (дата обращения: 15.05.2021).
4. Colombia — 4th generation toll road program. Infrastructure investment project briefs. Ghannam, Nadine Shamounki. Washington, D.C.: World Bank Group. 2019.. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/570111468186858634/pdf/10484 8-BRI-ADD-SERIES-PUBLIC-Colombia4GTollRoadProgram.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
5. Vassallo, J. M. (2019). Asociación Público-Privada en América Latina. Afrontando el reto de conectar y mejorar las ciudades. / Vassallo. — Текст: электронный // CAF: [сайт]. — URL: http://scioteca.caf.com/handle/123456789/1376 (дата обращения: 17.05.2021).
6. В мире: метро в Колумбии, инфраструктурный план Мексики и дорожные концессии на Украине. — Текст: электронный // РОСИНФА: [сайт]. — URL: https://rosinfra-awards.ru/press/v-mire-metro-v-kolumbii-infrastrukturnyj-plan-meksiki-i-dorozhnye-kontsessii-na-ukraine.html (дата обращения: 15.05.2021).
7. Инвестиционные возможности в Аргентине, Бразилии и Чили. — Текст: электронный // IQ Decision: [сайт]. — URL: https://iqdecision.com/investicionnye-vozmozhnosti-v-argentine-brazilii-i-chili/ (дата обращения: 17.05.2021).
8. BI-OCEANIC CORRIDOR. — Текст: электронный // Газпромнефть: [сайт]. — URL: https://bitum.gazprom-neft.ru/business/cases/Bi-Oceanic/ (дата обращения: 19.05.2021).
9. В Латинской Америке формируется инфраструктурный фонд для финансирования проектов ГЧП. — Текст: электронный // Investinfra: [сайт]. — URL: https://investinfra.ru/mezhdunarodnaya-praktika/v-latinskoy-amerike-formiruetsya-infrastrukturnyy-fond-dlya-finansirovaniya-proektov-gchp.html (дата обращения: 17.05.2021).