Актуальность статьи обусловлена важностью раскрытия сущности экологических преступлений против человечества: понятие и характеристика, конвенционный режим защиты природной среды. Цель статьи — проанализировать аспекты экологических преступлений в целом, а также остановиться на проблемных аспектах некоторых из них.
Ключевые слова: окружающая среда, экология, экоцид, охрана природы.
The urgency of the article is conditioned by the importance of criminal law counteraction to ecological crimes. The purpose of the article is to analyze the criminal law aspects of environmental crimes in General, as well as to highlight the problematic aspects of some of them.
Keywords: environment, ecology, ecocide, nature protection, environmental crime.
ХХ век отмечен возникновением глобальных экологических проблем. Из-за озоновой дыры торговля ХФУ (озоноразрушающее вещество — хлорфторуглерод) была запрещена. Глобальное потепление связано с ростом выбросов парниковых газов, вызванных. Долгоживущие органические загрязнители, так называемые СОЗ (стойкие органические загрязнители), распространяются по всему миру посредством определенных механизмов переноса на большие расстояния и обнаруживаются вдали от областей их применения. Накопление загрязнителей в окружающей среде или в живых существах в перспективе может нанести не меньший ущерб, чем аварии на атомных электростанциях, например авария на АЭС Фукусима-1 и Чернобыльская АЭС или ядерное оружие массового поражения.
Загрязнение окружающей среды следует отличать от прямой деградации окружающей среды и других видов загрязнения окружающей среды, например: в результате добычи сырья, использования ландшафта (земли под застройку и т. д.) или чрезмерного использования. В то время как загрязнение вызывается внесенными материалами, проблема другого загрязнения и разрушения заключается именно в потере или разрушении существующих экологически важных систем и материалов.
Загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается как на естественных экосистемах, так и на здоровье человека: по данным Агентства ООН по окружающей среде, 12,6 миллиона человек ежегодно умирают от последствий загрязнения окружающей среды, что составляет почти каждую четвертую смерть [1].
Экоцид является преступной деятельностью человека, которое нарушает принципы экологической справедливости, например: в значительном повреждением или разрушением экосистем, или повреждением здоровья и благополучия какого-либо вида животного мира (включая людей). Экоцид еще не признан Организацией Объединенных Наций преступлением, наказуемым на международном уровне.
В качестве самой концепции экоцид относится как к естественным процессам деградации окружающей среды или экосистемы, так и к разрушению окружающей среды, вызванному деятельностью человека. Например, иммиграция инвазивных видов в конкретную область, которая приводит к сокращению или искоренению эндемичных видов (эндемиков) в этой области, является формой экоцида. Но нефтяные катастрофы, чрезмерная эксплуатация из-за чрезмерной добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, промышленного животноводства, промышленного рыболовства, загрязнения воды и воздуха также можно рассматривать как формы экоцида, но произошедшие от рук человека.
Одно из предложений по названию новой геохронологической эпохи — это антропоцен, потому что именно деятельность человека (от др.греч — «антропос» — человек) влияет на естественное состояние Земли таким образом, который никогда ранее не наблюдался. Индустриализация и связанное с этим сжигание ископаемых источников энергии, таких как лигнит, каменный уголь и сырая нефть, привели к увеличению количества двуокиси углерода (CO2), метана и хлорфторуглеродов в атмосфере. В результате изменения в земном климате происходят во всем мире, так называемое техногенное (антропогенное) глобальное потепление. Об этом мы уже знаем не понаслышке.
Концепция экоцида как международного преступления возникла в 1970-х годах после того, как США использовали «Агент Оранж» во время войны во Вьетнаме, опустошив местное население и дикую природу путем распыления дефолиантов над вьетнамскими джунглями.
В настоящее время в Римском статуте Международного уголовного суда есть только одно положение, касающееся военных преступлений, в котором конкретно упоминается ущерб окружающей среде. Статья 8 (2) (b) (iv) квалифицирует его как преступление: «Умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством» [2].
Десять стран кодифицировали экоцид как преступление мирного времени. Эти страны следовали формулировке статьи 26 проекта Комиссии международного права (КМП), в которой говорилось о преднамеренном нанесении «широкомасштабного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей среде» в контексте войны — с учетом этой статьи 26 был исключен из окончательного проекта, представленного в Римский статут Международного уголовного суда в 1996 году.
Участие общественности в процессах принятия решений может помочь обеспечить должное внимание окружающей среде и охране природы. Согласно Орхусской конвенции, участие общественности в первую очередь требует одобрения определенных проектов со значительным воздействием на окружающую среду (в частности, промышленных предприятий и инфраструктурных мероприятий).
Орхусская конвенция является общеевропейским процессом на уровне Европейской Экономической комиссии ООН. Европейский Союз и Федеративная Республика Германия приняли политику и меры по осуществлению Конвенции [3].
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды была принята 25 июня 1998 года в датском городе Орхус.
Орхусская конвенция была подписана 35 государствами и Европейским союзом на 4-й Общеевропейской конференции министров окружающей среды. Целью международного договора является усиление активного участия гражданского общества в охране окружающей среды в панъевропейском регионе. В настоящее время участниками Орхусской конвенции являются более 40 государств [4].
Государства-участники Орхусской конвенции регулярно встречаются для обсуждения направлений работы Конвенции и ее выполнения. Эта работа поддерживается секретариатом при Экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) в Женеве. Особое внимание уделяется консультациям по практическому применению Конвенции, особенно для государств Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии [5].
Защита биологического разнообразия относится не только к защите видов животных, но и к защите разнообразия местообитаний, управлению ими или их восстановлению. Таким образом, в области охраны вся живая природа должна быть защищена во всем ее разнообразии, например, путем сохранения среды обитания. Согласно статье 6 этой Конвенции, договаривающиеся государства обязаны разработать национальную стратегию для всех областей сохранения биоразнообразия. Договаривающиеся стороны должны защищать биологическое разнообразие как «in situ» (на территории охраняемых территорий, статья 8), так и «ex situ» (в специальных учреждениях, таких как зоопарки, генные банки и банки семян). Исследования и обучение, наблюдение или мониторинг и повышение осведомленности населения (статьи 12 и 13).
По случаю Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де- Жанейро в 1992 году Конвенцию о биологическом разнообразии подписали 153 страны и Европейское сообщество. Цель конвенции — гарантировать защиту видов животных и растений и их местообитаний во всем мире. Спрятанное в нем богатство следует сохранить. К настоящему времени эту конвенцию ратифицировали более 180 государств. Таким образом, сохранение биологического разнообразия стало важной глобальной политической проблемой [6].
Вашингтонская конвенция по сохранению видов (СИТЕС)
Не менее важным документом является конвенция СИТЕС. Это Вашингтонская конвенция по сохранению видов, была принята в Вашингтоне, США, в марте 1973 года. Конвенция была ратифицирована в России в 1992 году [7]. Соглашение предусматривает систему контроля за трансграничной торговлей охраняемыми видами животных и растений. Таким образом можно противостоять опасностям, исходящим от торговых интересов.
Боннская конвенция защищает наземных и морских животных (таких как птицы, летучие мыши), которые мигрируют через национальные границы по всему ареалу своего обитания. Их среда обитания должна быть сохранена на большой территории. Австрия присоединилась к Конвенции о защите мигрирующих видов в 2005 году [8].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно резюмировать, что для преодоления экологического кризиса возможно лишь воспитание нового поколения людей на экологической культуре, знании Конвенций о защите окружающей среды, центральная идея которой: совместное гармоническое развитие природы и человека и отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Человек должен осознать свою роль в биосфере как одного из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.
Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 18.05.2021 г.)
- Римский Статут Международного Уголовного Суда (принят 17 июля 1998 дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного Уголовного Суда) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) (Орхус, 25 июня 1998 г.) // СПС «Гарант (дата обращения 18.05.2021 г.)
- Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Текст Конвенции опубликован в Сборнике действующих договоров, М., 1978 г. С. 549–562
- Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // СЗ РФ. 1996. № 19, ст. 2254.
- Ефименко А. Н. Реализация и охрана права граждан на благоприятную окружающую среду // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-i-ohrana-prava-grazhdan-na-blagopriyatnuyu-okruzhayuschuyu-sredu (дата обращения: 26.04.2021).
- Ельцов В. Н., Шуняева В. А. Экологические преступления: общий уголовно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, № 4, 2018. С. 23–26.
- Потравный И. М., Колотырин К. П., Генгут И. Б. Применение экологического страхования при управлении проектами по ликвидации накопленного экологического ущерба // ЭНСР. 2017. № 2 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-ekologicheskogo-strahovaniya-pri-upravlenii-proektami-po-likvidatsii-nakoplennogo-ekologicheskogo-uscherba (дата обращения: 26.04.2021).
- Копылов М. Н. Право на благоприятную окружающую среду: процесс становления юридического содержания // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayuschuyu-sredu-protsess-stanovleniya-yuridicheskogo-soderzhaniya (дата обращения: 26.04.2021).
- Кодолова А. В., Солнцев А. М. Привлечение к ответственности за причинение вреда окружающей среде в России и зарубежных странах: пути совершенствования законодательства // Антиномии. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.04.2021).