Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Рыбалко, О. И. Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра / О. И. Рыбалко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81322/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, инклюзия, инклюзивное образование, дошкольники, дошкольная образовательная организация.

The article describes the characteristics of children with autism spectrum disorders. The author defined the concept of «inclusive education». The article deals with the main aspects of the organization of inclusive education of preschool children with autism spectrum disorders.

Keywords: autism spectrum disorder, inclusion, inclusive education, preschoolers, preschool educational organization.

Развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа, считается приоритетной сферой, которой является в современном мире образование. Как первая ступень системы непрерывного образования, с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) в сфере образования, дошкольное детство представляет особый интерес. На современном этапе предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определённой суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, в связи с этим предназначением дошкольный возраст — важнейший период становления личности [1].

Очень часто на психическом, физическом, эмоциональном, социальном здоровье наших детей, негативно сказываются неблагоприятные (экологические, социальные, психологические) факторы. Число детей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья с каждым годом увеличивается. Более двух миллионов детей с особыми образовательными потребностями в настоящее время насчитывается в России. Учиться и развиваться в среде обычных школьников и дошкольников даёт возможность таким детям инклюзивное образование. Равные условия для включения в воспитательно-образовательный процесс предоставляются всем детям инклюзивных групп (классов) образовательных учреждений. Идея, исключающая дискриминацию детей, имеющих особые потребности, подразумевающая равное к ним отношение и создающая определённые условия для их развития, обучения и воспитания положена в основу инклюзивного образования.

Так что же такое инклюзивное образование? В переводе с английского языка inclusive — «инклюзия» означает «включённость». Полное вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения — это активное включение детей, родителей и специалистов в области дошкольного образования в совместную деятельность, в этом заключается сущность инклюзивного образования [3].

Свои специфические трудности в адаптации к изменяющимся условиям, познании окружающего мира, имеют дети с различными нарушениями в развитии. Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития, развивающего образовательного пространства и доступной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья получить качественное дошкольное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения, является целью и задачами инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. Для того чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья научился самостоятельно приобретать знания, видеть и решать возникающие проблемы в разных областях, уметь работать с информацией, необходимо создавать такие условия.

Нужно не просто поместить ребёнка в обычную группу, а таким образом изменить организацию образовательного пространства дошкольного учреждения, а также воспитательный процесс, чтобы полностью вовлечь в социум ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Исключение любой дискриминации детей является основой инклюзивного образования, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, и для детей имеющих ограниченные возможности здоровья создаёт особые условия. Сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методических — социальные и административные ресурсы процесс, требующий кардинальной перестройки современной системы образования — инклюзивное образование. Условно обозначают временную, частичную и полную виды инклюзии, по уровню включения ребёнка в образовательный процесс.

Теоретические и практические вопросы инклюзии в области школьного образования, довольно часто обсуждаются, менее изучена инклюзия в дошкольном образовании. Описания совместного пребывания, но не обучения представлены в литературе. Если ребёнок не имел опыта инклюзии в дошкольном возрасте, добиваться социализации через инклюзию в школьном образовании для детей, имеющих расстройство аутистического спектра, малопродуктивно [5].

Одним из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьёй и перед государством является — образование детей. Даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации, огромной проблемой для семьи, является образование ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. За родителями остаётся право на выбор формы образования для их ребёнка, которое также закреплено законодательно включая инклюзивное обучение [4].

Если детский сад для родителей нормотипичного ребёнка — это место, где он узнаёт что-то новое, интересно проводит время, общается и играет с другими детьми, то для семей воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, детский сад — это место, где их ребёнок адаптируется, развивается и приспосабливается к жизни, так как социальную направленность педагогических воздействий и социализацию детей с особыми образовательными потребностями обеспечивает коррекционно-развивающая программа дошкольного образовательного учреждения [8].

Одной из важных проблем образования становится развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, так как ни для кого не секрет, что очень часто многие родители скрывают от педагогов «настоящий» диагноз своих детей, и в группах общеразвивающей направленности воспитываются дети с различными диагнозами, не получая при этом должной коррекционной помощи.

Введение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство, как в системе инклюзивного образования, так и в рамках образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на сегодняшний день одним из приоритетных запросов родителей (законных преставителей) детей с расстройствами аутистического спектра. Необходимо чётко понимать проявления расстройств аутистического спектра, для правильной организации инклюзивного образования детей этой категории. Одно из самых асинхронных нарушений развития — это расстройства аутистического спектра. В особом мире, который закрыт от всех живёт ребёнок с расстройствами аутистического спектра, неопределённый страх и отвержение вызывает у него, всё что находится за его пределами По-разному выражаются расстройства аутистического спектра, наблюдаются значительные вариации, как в состоянии одного и того же ребёнка с течением времени, так и в состоянии разных детей. Типичные для всех детей особенности выделяются при этом: нарушения в сфере социального взаимодействия, ограниченный спектр деятельности интересов, нарушения речевой и не речевой коммуникации [6]. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается активное или пассивное избегание контактов с окружающим миром, а если такие контакты случаются, то наблюдается их нарушение:

— дети не «чувствуют дистанции»;

— бывают навязчивыми в общении, задавая стереотипные вопросы или произнося монологи на определённую тему, например, у меня в группе два ребёнка с расстройствами аутистического спектра и один из них очень часто рассказывает прогноз погоды, который он когда-то услышал по телевизору, а второй рассказывает о торнадо в Америке, при этом они интересуются не нашей реакцией на эти монологи, а в большей степени своими высказываниями).

Нарушения коммуникации проявляются в том, что в детском коллективе ребёнок большей частью ведёт себя так, как будто он находится один в нём, он не откликается на вопросы детей и взрослых, ходит мимо людей так, как будто никого нет рядом, может столкнуться с человеком и, не заметив этого, идти дальше, о таких детях можно сказать, что они «смотрят и не видят, слушают, но не слышат». Они ничего не просят и не о чём не спрашивают, очень часто избегают зрительного контакта, не только с окружающими, но и матерью, часто разговаривают с собой, а чаще молчат. Наши эмоции, чувства, жесты ребёнку не только тяжело «считывать», но и понимать. Не только проявление агрессии по отношению к близким, окружающим, но и аутоагрессия свойственна некоторым детям с расстройством аутистического спектра. Дети могут рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия, годами могут играть в одну и ту же игру. На тонизирование себя приятными повторяющимися впечатлениями или приглушение неприятных впечатлений очень часто бывают направлены стереотипные действия. Безуспешными оказываются попытки взрослых прервать действия, а у ребёнка с расстройствами аутистического спектра эти попытки вызывают тревогу, агрессию, либо аутоагрессию. Вычурность движений в моторике характерны для детей (причудливые гримасы и позы, бег на цыпочках, подпрыгивающая походка, быстрые движения пальцев рук перед своими глазами). Детской пластичности лишены их движения. С импульсивностью сочетается медлительность неожиданные для окружающих, внешне ничем не мотивированные движения: вдруг кого-то кусает или ударяет без повода, громко кричит при этом бесцельно хватает и бросает предметы, вырывается и бежит; проявляет склонность к неожиданным и своеобразным жестам, гримасничает [3].

Поведение в играх однообразно, а их содержание монотонно. Играть со сверстниками дошкольник не может, он играет не вместе, но «рядом». Потребность а совместной игре ребёнок всё же проявляет, формально он следует правилам игры играя с детьми, он раздражает сверстников тем, что не учитывает эмоциональную и сюжетную связь, неуверенность ребёнка в себе, это усиливает. Дети с расстройствами аутистического спектра предпочитают манипулировать не игровыми предметами, очень часто эти манипуляции оречевляются многократным повторением слогов (ти-ти-ти, пи-пи-пи, тц-тц-тц, та-та-та). Ребёнок настолько поглощён игрой, что от однообразных игровых действий его довольно трудно отвлечь. Без малейшего признака утомления могут продолжаться часами эти монотонные игры. С особенностями сенсорного восприятия ребёнка, которые проявляются как в повышенной, так и пониженной чувствительности к запахам, звукам, свету, в «очарованности» определёнными предметами, или непереносимости их часто связана ограниченность спектра деятельности и интересов. У детей данной категории механическая память развита хорошо, они быстро запоминают прочитанное, но при этом очень часто плохо понимают прочитанное, на практике как правило не могут пользоваться заученными знаниями [7].

Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо организовывать с учётом их образовательных потребностей: при наличии поведенческих нарушений сопровождение тьютора; создание условий обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребёнка; организация специальной работы по установлению и развитию эмоционального контакта, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; дозированное введение в жизнь ребёнка новизны и трудностей; дозированная учебная нагрузка с учётом способностей и особенностей ребёнка, его работоспособности; специальная отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом; организация обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутистических расстройствах; проведение индивидуальных и групповых занятий с психологом, с логопедом и дефектологом; помощь ребёнку на занятиях в осмыслении усваиваемых знаний и умений; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогом и сверстниками, отлаживающее взаимодействие семьи и образовательного учреждения; организация занятий, способствующих отработке коммуникации социально-бытовых навыков, представлений об окружающем; индивидуально-дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребёнка за пределы образовательной организации; составление индивидуального образовательного маршрута по разным предметным областям [2].

Одной из важнейших социальных задач является, формирование адекватного восприятия к присутствию во всех сферах деятельности людей с ограниченным возможностями здоровья, и толерантного отношения к ним. Ещё в дошкольном возрасте необходимо формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, и не прекращать эту работу ни на одной ступени взросления. Возможность развивать социальные отношения через непосредственный опыт даёт детям обучение в инклюзивных дошкольных образовательных учреждениях. И нормотипичные дети, и дети с нарушениями развития получают пользу от инклюзивного образования.

В заключение хочется отметить, что инклюзивное образование является актуальным процессом во всём мире, который таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития.

Литература:

  1. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики сдоказанной эффективностью» Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.Фонд«Обнаженные сердца», Москва, 2018.–243с.
  2. Даниловская Г. Ф. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях дошкольного инклюзивного центра/ Инклюзивное образование: теория и практика — сборник материалов международной научно-практической конференции, — 2016, с. 390.
  3. Инклюзивное образование в ДОУ//Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011
  4. Инклюзивное образование//Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010.
  5. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики/ Н. Н. Малофеев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — с. 3–10
  6. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р.,Либлинг М. М. — М.: Теревинф, 2015.– 227с.
  7. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов.Григоренко Е. Л. — М.: Практика, 2018.– 281с.
  8. Родионова О. Н., Лебеденко И. Ю., Клименко А. В. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 8 (103). — С. 20–25.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, расстройство, спектр, дошкольное образование, дошкольный возраст, образование детей, детский сад, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие «представление об окружающем мире» разных авторов. Описываются психологические особенности детей с задержкой психического развития. Раскрываются особенности представления об окружающем мире у детей с задержкой психическо...

Похожие статьи

Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации

Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов д...

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции

Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и методы интеграции детей с РАС. Дается описание методо...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую програ...

Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие «представление об окружающем мире» разных авторов. Описываются психологические особенности детей с задержкой психического развития. Раскрываются особенности представления об окружающем мире у детей с задержкой психическо...

Задать вопрос