Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.
Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.
На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.
С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.
Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.
Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.
Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].
К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:
– правовая культура является элементом общей культуры;
– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;
– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;
– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;
– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.
Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:
– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;
– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;
– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;
– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.
К типам правовой культуры принято относить:
- Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
- Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
- Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]
В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:
- Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
- Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
- Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.
Роль правовой культуры в государстве подтверждается закрепленными в Основном законе положениями, характеризующими конституционно-правовой статус государства. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1].
Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].
Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:
- Верховенство права и закона над всем обществом, в том числе над органами власти: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1].
- Гарантия прав и свобод: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
- Стабильность законности и правопорядка.
- Разделение государственной власти: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» [1].
Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.
Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:
- Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:
– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;
– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;
– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.
- Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
- Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.
В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].
Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:
– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;
– свобода информации;
– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;
– равенство всех перед законом и судом;
– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].
Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:
- Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
- Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
- Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
- Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
- Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
- Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.
Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.
Факторы развития правового нигилизма:
- Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
- Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
- Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
- Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.
Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.
В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.
Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
- Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
- Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
- Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
- Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
- Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.