Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 22.05.2021

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. С. Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» / Н. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 366-371. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81344/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социально-психологической адаптации указанной категории ПСУ. Даны оценка и методические рекомендации по совершенствованию процесса социально-психологической адаптации в целом.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, инвалиды по зрению, слепые и слабовидящие, респонденты, удовлетворенность, стратегии исследования.

This article is devoted to the study of the problem of socio-psychological adaptation of the blind and visually impaired PSU in a particular Social Service Institution. It examines and analyzes five determinants that form the basis of the process of socio-psychological adaptation of this category of PSU. An assessment and methodological recommendations for improving the process of socio-psychological adaptation as a whole are given.

Keywords: socio-psychological adaptation, visually impaired, blind and visually impaired, respondents, satisfaction, research strategies.

Эмпирический анализ процесса социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг (далее — ПСУ)целесообразно реализовывать в опоре на сконструированные диагностические модели изучения адаптационных стратегий людей с ограниченными возможностями здоровья и детерминант их формирования. В процессе изучения структуры социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ совмещались количественная (описанная структурной диагностической моделью социальной адаптации изучаемой группы) и качественная (позволившая проанализировать содержательные характеристики социально-психологической адаптации изучаемой группы) стратегии исследования. Количественный анализ предполагал изучение и интерпретацию формализованной части интервью со слепыми и слабовидящими ПСУ; качественная стратегия исследования потребовала использования методов дискурс-анализа и когнитивных карт как способов анализа качественных данных неформализованной части интервью с ПСУ, имеющими инвалидность по зрению.

Необходимость разработки авторской методики анализа социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих людей была обусловлена фактическим отсутствием в практике отечественных социологических и психологических исследований методологического обоснования эмпирического анализа социально-психологической адаптации изучаемой группы ПСУ. Вместе с тем в отечественной и зарубежной социологической науке существует довольно широкий круг прикладных исследований рассматриваемой социальной группы: их социальных проблем, отдельных составляющих их социального поведения и качества жизни: стратегий образования, занятости, досуговой деятельности, данные, которые станут основой компаративного анализа.

Опросное исследование методом полуформализованного интервью проводилось в Учреждении Пильнинского муниципального района Нижегородской области — ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Общее число проживающих по состоянию на 01.01.2021 г. составило 105 человек, 25 из которых являются инвалидами по зрению: 2 человека — слепые, 23 — слабовидящие. Количественный анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ был подчинен логике разделения этого процесса на пять составляющих: экономическую, политическую, социально-психологическую, социально-культурную и компонент информационного поведения.

Анализ экономической составляющей социально-психологической адаптации рассматриваемой группы включал исследование рода занятости, профессиональных психологических установок, стратегии экономического поведения и «экономического самочувствия в психологической интерпретации» слепых и слабовидящих ПСУ. «Этот объективный показатель экономической адаптации необходимо сопоставить с установками слепых и слабовидящих ПСУ в сфере экономического поведения, т. е. стратегиями их экономической адаптации» [2, с.477]. Так, в числе действий, с которыми опрошенные связывают улучшение или поддержание своего благосостояния, доминируют пассивные меры.

На рис.1 представлено распределение стратегий экономической адаптации респондентов указанного учреждения — ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Доминирующая в среде опрошенных ПСУ — пассивная стратегия экономической адаптации слепых и слабовидящих людей (11 респондентов — 44 %) представлена двумя типами стратегий: ориентацией на получение помощи от государства и установкой на помощь родственников, друзей и знакомых. Этот же психологический механизм характерен и для почти половины респондентов, демонстрирующих пессимистическую позицию в отношении возможностей улучшения своего материального положения и незнания способов формирования своего экономического благополучия.

Стратегии экономической адаптации слепых и слабовидящих людей Учреждения социального обслуживания, %

Рис. 1. Стратегии экономической адаптации слепых и слабовидящих людей Учреждения социального обслуживания, %

Также сравнительно высокий процент приходится на разновидность активной экономической адаптации (9 чел. — 36 %), что может объясняться спецификой российской ментальности, ориентированной на поиск нелегитимных возможностей получения социальных благ, вдвойне развитый у представителей, так называемых наименее социально защищенных категорий населения. Традиционной и компенсаторной разновидности экономической адаптации отдали свое предпочтение незначительное число респондентов: 2 человека — (8 %) и 3 человека (12 %) соответственно, что обусловлено низкой экономической активностью ПСУ.

Политическая составляющая социально-психологической адаптации изучаемой общности фактически не изучается в отечественной практике. Объяснение этому обстоятельству вполне очевидно — отсутствие широких возможностей для большей части слепых и слабовидящих ПСУ участвовать в коллективных инициативах и, как следствие, — их видимая психологическая аполитичность. Преодоление данного пробела в эмпирических исследованиях потребовало измерение таких индикаторов политического поведения ПСУ с инвалидностью по зрению, «как их членство в политических партиях, общественно-политических объединениях, избирательная активность и отношение к властным структурам различных уровней» [5]. Согласно данным проведенного исследования, в среднем по Учреждению подавляющее большинство опрошенных (92 % — 23 чел.) не являются членами политических партий, что вполне логично объяснить фактическим отсутствием политических сил, представляющих интересы слепых и слабовидящих людей. Вместе с тем респонденты продемонстрировали установку на достаточно высокий уровень активности участия в выборах (Президента РФ, Государственную Думу, органы местного самоуправления и т. д.). В каждых выборах участвует абсолютное большинство опрошенных респондентов, от случая к случаю — 1–2 человека — могут проголосовать «против всех», однако это обстоятельство тоже является выражением своей гражданской позиции. Таким образом, высокая избирательная активность людей с инвалидностью по зрению по сравнению с участием в работе политических партий может объясняться тем, что голосование на выборах расценивается ими как небольшая, но все же прямая возможность повлиять на ход политических событий в стране, регионе, муниципальном образовании.

Анализ социально-психологической составляющей предполагает измерение ролевого и статусного набора слепых и слабовидящих ПСУ, степени удовлетворенности различными сторонами жизни и специфики их социальных связей. Анализ удовлетворенности ПСУ различными сторонами своей жизнедеятельности (прежде всего, местом пребывания — конкретным Учреждением социального обслуживания; родом занятости, уровнем самореализации и включенности в референтные группы и др.) Анализ показал, что эти данные имеют определенную корреляцию с их социально-демографическими характеристиками. Так, наиболее сопряжены признаки степени удовлетворенности опрошенных различными сторонами своей жизни и их пол (Таблица 1).

Таблица 1

Сопряженность пола опрошенных и степени удовлетворенности различными сторонами их жизни (по всей совокупности опрошенных), в %

Мужчины

Женщины

Удовлетворенность местом пребывания

Удовлетворены полностью или частично

9 (64 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

5 (36 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность родом занятости (деятельности, хобби и т. д.)

Удовлетворены полностью или частично

7 (50 %)

6 (55 %)

Не удовлетворены полностью или частично

7 (50 %)

5 (45 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность включением в референтные группы

Удовлетворены полностью или частично

12 (86 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

2 (14 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность уровнем своей самореализации

Удовлетворены полностью или частично

12 (86 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

2 (14 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность уровнем реализации социальных услуг в рамках учреждения

Удовлетворены полностью или частично

14 (100 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

0 (0 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность уровнем психофизиологической сферы в рамках учреждения

Удовлетворены полностью или частично

8 (57 %)

6 (55 %)

Не удовлетворены полностью или частично

6 (43 %)

5 (45 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность своим социальным положением

Удовлетворены полностью или частично

13 (93 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

1 (7 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

Удовлетворенность уровнем оказания медицинских, психологических и иных услуг в рамках учреждения

Удовлетворены полностью или частично

14 (100 %)

10 (91 %)

Не удовлетворены полностью или частично

0 (0 %)

1 (9 %)

Всего

14 (100 %)

11 (100 %)

По данным таблицы необходимо отметить, что и среди лиц женского пола, и среди мужского уровень удовлетворенности гораздо выше, чем уровень неудовлетворенности по всем показателям. Большинство опрошенных лиц женского пола удовлетворены условиями места пребывания. Однако в таких сторонах жизни, как самореализация и удовлетворенность своим социальным положением мужчины-инвалиды по зрению демонстрируют несколько более высокую удовлетворенность, чем женщины с данным недугом.

Еще одним социально-демографическим признаком, дифференцирующим людей с инвалидностью по зрению по степени их удовлетворенности различными сторонами своей жизни, является категория инвалидности. Наиболее удовлетворены уровнем организации социальных услуг в рамках Учреждения слепые и слабовидящие граждане мужского пола (100 %). Для них характерен в целом высокий уровень удовлетворенности родом своей занятости 7 чел. (50 %), своей самооценкой 12 чел. (86 %) и включенностью в референтные группы 12 чел. (86 %).

Таким образом, на социально-психологическое самочувствие слепых и слабовидящих людей в рамках учреждения наиболее позитивное воздействие осуществляет степень удовлетворенности оказанием различного вида услуг, что соответственно подтверждается высокими данными: психофизиологической, социальной, медицинской и иной сферы.

Следующий компонент социально-психологической адаптации изучаемой группы — их социально-культурная адаптация . В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляет анализ такого показателя, как их культурный капитал. Являясь, по сути, частью человеческого капитала, культурный капитал определяется доступом к духовным благам общества: книгам, картинам, музыке и т. д. Исследуя социально-культурную составляющую адаптации слепых и слабовидящих людей, необходимо отметить наличие безбарьерной среды, обеспечивающей доступ к учреждениям социально-культурной сферы и наличие безбарьерной среды в самом Учреждении. В библиотеке Учреждения имеются книги, напечатанные рельефно-точечным тактильным шрифтом, предназначенным для письма и чтения слепым и слабовидящим людям. В учреждении постоянно проводятся различные музыкальные, театрализованные, досуговые мероприятия, 1–2 раза в год осуществляется выступление солистов Нижегородской Филармонии им. Ростроповича; также проводятся вечера-отдыха, музыкальные гостиные, праздники, музыкально-театрализованные представления и много другое.

Анализ когнитивной составляющей информационного поведения слепых и слабовидящих ПСУ предполагает изучение оценки респондентами собственной информированности о возможностях получения социальной помощи и способах преодоления жизненных ограничений (рис. 2). Очевидно, что данные этого распределения напрямую или опосредованно детерминированы содержанием материалов масс-медиа как основных источников социальной информации, адресованной слепым и слабовидящим людям.

Анализ данных показал, что слепым и слабовидящим ПСУ и женского и мужского пола характерна средняя информированность, однако мужчины по сравнению с женщины наиболее информативны в различных сферах жизнедеятельности.

Информированность респондентов женского и мужского пола о возможностях социальной адаптации, %.

Рис. 2. Информированность респондентов женского и мужского пола о возможностях социальной адаптации, %.

Таким образом, информационные интересы респондентов следует отнести к их ценностно-потребностной составляющей информационного компонента социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих граждан, поскольку характеризуют их ценностную направленность в процессе поиска и восприятия определенного рода сведений. В связи с относительно недавним распространением интернет-технологий, сегодня слепые и слабовидящие ПСУ используют глобальную сеть преимущественно в функциональном ключе, на периферии их установок остаются такие возможности социального компьютинга, как получение дистанционного образования, новых знаний, навыков, проявление политической инициативы и т. д.

Таким образом, в процессе исследования были получены эмпирические данные на предмет социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в ГБУ «Пильнинский дом-интернат», были проанализированы пять основных детерминант, которые в целом позволяют сделать вывод об удовлетворительной среде для благоприятной реализации социально-психологической адаптации изучаемой категории инвалидов по зрению в рамках конкретного Учреждения.

Исследуя опыт по формированию условий социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих людей на примере конкретного Учреждения, отметим, что доминирующими методами социальной поддержки данной общности являются методы активной социальной поддержки, обеспечивающие социально-психологическую, социально-медицинскую и социально-культурную адаптацию инвалидов по зрению. В стенах учреждения социального обеспечения слепым и слабовидящим ПСУ предоставлены широкие возможности по самореализации, по получению актуальных и востребованных знаний и навыков в различных сферах, по совершению восходящей социальной мобильности.

К числу новых направлений совершенствования процесса социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих людей, реализуемых сегодня способами активной помощи, относится информационная поддержка ПСУ с инвалидностью по зрению. Отмечается положительный опыт работы по освещению вопросов преодоления людьми с инвалидностью по зрению жизненных ограничений. Весьма важной, с точки зрения нормативного закрепления, является реализация государством программы «Доступная среда», которая активно освещает и регулирует проблемные стороны в т. ч. социальной адаптации слепых и слабовидящих ПСУ. Систематическое освещение проблем инвалидности и формирование активно-позитивного образа слепого и слабовидящего человека обеспечивает постепенное преодоление дискриминационных социальных стереотипов инвалидности [6]. Однако эта работа отнюдь не сводится к разрозненным попыткам различных государственных структур и масс-медиа осуществить социально-психологическое просвещение в вопросах отношения к людям с инвалидностью по зрению, это проблема имеет более широкий спектр действия и имеет системный характер. Однако практической реализации направлений совершенствования процесса социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ препятствует ряд неблагоприятных факторов, которые могут быть связаны в своеобразный «замкнутый круг»:

— неготовность ПСУ с инвалидностью по зрению вести социально активный образ жизни, интегрироваться и социально адаптироваться;

— неготовность населения осознать возможность ведения такими людьми активного образа жизни, видеть в них большой социальный потенциал; неготовность государственных структур (всех уровней власти) формировать социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, ориентируясь на оказание не только пассивной, но и активной помощи (создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья, формирование системы актуального профессионального образования для людей с инвалидностью по зрению, обеспечение максимально доступной среды в сельских населенных пунктах и т. д.) [1,5]. Основной акцент, разумеется, сделан на развитии нормативно-правовой базы, регулирующей положение слепых и слабовидящих людей в обществе.

Таким образом, необходимо в первую очередь вносить изменения в законодательство, основываясь на социально-правовой практике и работе с людьми указанной категории; искоренить политику изоляции и патернализма в отношении к слепым и слабовидящим людям, создать благоприятную психологическую среду в целях реализации объективных условий для экономической, политической, социально-культурной активности людей с инвалидностью по зрению и т. д.

Литература:

  1. Волкова И. П., Кантор В. З. Психоэмоциональные состояния инвалидов по зрению в структуре их адаптационно-реабилитационного потенциала // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2018. № 190. — С. 79–89.
  2. Волкова И. П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2008. Сер. 12. Вып. 3. — С. 477–487.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2015. — 1136 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, 2018. — 671 с.
  5. Котов С. В., Степанов О. В. Социокультурные предпосылки и следствия стигматизации людей с ОВЗ: понятие «инвалид» как стигма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-predposylki-i-sledstviya-stigmatizatsii-lyudey-s-ovz-ponyatie-invalid-kak-stigma (дата обращения: 17.05.2021).
  6. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация слепых, Пес, социально-психологическая адаптация, зрение, рамка учреждения, PSU, удовлетворенность уровнем, социальное обслуживание, Учреждение, экономическая адаптация.


Ключевые слова

респонденты, социально-психологическая адаптация, удовлетворённость, инвалиды по зрению, слепые и слабовидящие, стратегии исследования

Похожие статьи

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Психологический портрет патронатного воспитателя

В статье представлены основные результаты исследования психологического портрета патронатного воспитателя. В исследовании приняли участие 20 патронатных воспитателей, осуществляющие социальный патронат в Московской области и 20 специалистов, работающ...

Проекции механизмов психологической самозащиты у подростков (социально-психологический и психофизиологический аспекты) и их значение для педагогической коррекции

Обобщены результаты исследований с участием авторов по ряду аспектов, связанных с формированием механизмов психологической самозащиты у практически здоровых старшеклассников, с одной стороны, и лиц молодого возраста с ограниченной трудоспособностью, ...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан ста...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогиче...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Психологический портрет патронатного воспитателя

В статье представлены основные результаты исследования психологического портрета патронатного воспитателя. В исследовании приняли участие 20 патронатных воспитателей, осуществляющие социальный патронат в Московской области и 20 специалистов, работающ...

Проекции механизмов психологической самозащиты у подростков (социально-психологический и психофизиологический аспекты) и их значение для педагогической коррекции

Обобщены результаты исследований с участием авторов по ряду аспектов, связанных с формированием механизмов психологической самозащиты у практически здоровых старшеклассников, с одной стороны, и лиц молодого возраста с ограниченной трудоспособностью, ...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Социальная реабилитация на примере отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

В статье изложен опыт работы отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. Представлен материал о программах, реализованных в отделении дневного пребывания, обобщен опыт работы по организации социальной реабилитации граждан ста...

Задать вопрос