Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включая цифровизацию всех сфер общества. В рамках исследования автором были проанализированы статистические данные последних двух лет, были использованы материалы актуальных стратегий развития и национальных проектов Российской Федерации. Были указаны в том числе факторы, влияющие на развитие указанного сектора экономики, с учетом современных условий действительности и событий и сформулированы выводы о необходимости развития правового регулирования процессов слияний и поглощений в секторе цифровых технологий и инноваций.
Ключевые слова: слияния и поглощения, цифровизация, цифровые технологии, интеграция корпоративного сектора, консолидация бизнеса, бизнес экосистема, юридическая проверка компании.
This article is dedicated to the digitalization of mergers and acquisitions. The author notes the need for corporate organizations to adapt to the modern conditions of entrepreneurial activity and new management technologies, including the digitalization of all spheres of society. As part of the study, the author analyzed the statistical data of the last two years, used materials from current development strategies and national projects of the Russian Federation. The factors influencing the development of this sector of the economy were indicated, taking into account the current conditions of reality and events, and conclusions were formulated on the need to develop legal regulation of mergers and acquisitions in the sector of digital technologies and innovations.
Keywords: mergers and acquisitions, digitalization, digital technologies, corporate sector integration, business consolidation, business ecosystem, legal due diligence.
Современная общемировая тенденция усиления интеграционных процессов рыночной экономики, цифровизация общественных отношений и экономики в целом, несомненно, приводит к глобализации корпоративного сектора. В целях экономического роста коммерческие корпорации ставят перед собой цель развить высокотехнологичное промышленное производство, стремятся найти новые, более эффективные в современных условиях стратегии расширения бизнеса. Указанные факторы обуславливает необходимость адаптации организаций как корпоративных единиц к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включая цифровизацию всех сфер общества и экономики.
Процессы цифровизации экономики не могут не затронуть также и такую сферу, как слияния и поглощения корпораций. Несмотря на то, что современное состояние российского законодательства не позволяет обеспечить полноценное системное правовое регулирование процессов интеграции корпоративного сектора, появление и стремительное развитие цифровых технологий влияет на количество, характер и условия проведения сделок слияний и поглощений.
Статистические данные за последние года отчетливо отражают ежегодный рост количества проведенных сделок по слиянию и поглощению, заключаемых в рамках сектора инноваций и технологий. Так, согласно ежегодному обзору рынка слияний и поглощений в России компании KPMG в связи с современной тенденцией цифровизации стоимость проведенных сделок слияний и поглощений в секторе инноваций и технологий составила 12 % от общей стоимости всех совершенных такого рода сделок за 2019 год [4]. Это подтверждает закономерное развитие цифровых технологий и современную тенденцию образования организациями так называемых «экосистем» в различных отраслях экономики (партнерств организаций, позволяющих обеспечить взаимодействие принадлежащих им различных технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти РФ, организаций и граждан) [1]. За весь период 2020 года сектор инноваций и технологий продемонстрировал стабильный рост количества сделок слияний и поглощений на 9 % по сравнению с предыдущим годом [5]. Общий объем инвестиций в данную сферу за 2020 год составил 6,5 млрд. долл. США, что обусловлено в том числе разработкой различных национальных программ, посвященных развитию цифровой экономики. Так, например, в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой во исполнение Указа Президента РФ, для развития цифровизации экономики планируется увеличение не менее чем в три раза в сравнении с 2017 годом внутренних затрат за счет как бюджетного, так и внебюджетного финансирования, и в том числе привлечение частных инвестиций [2]. Наибольший рост количества сделок за 2020 год был зафиксирован в сфере доставки продуктов питания и готовой пищевой продукции на дом, в рамках расширения платформ онлайн-обучения, развития облачных технологий и кибербезопасности организаций. Установленный в 2020 году в ряде стран локдаун, связанный с появлением и распространением инфекции COVID-19, еще больше усилил тенденцию развития цифровых технологий и увеличения количества сделок в области цифровых и инновационных технологий. Рост был обусловлен необходимостью поиска организациями новых технологических решений для продолжения нормального функционирования и обеспечения устойчивого гражданского оборота, и послужил толчком к дальнейшему развитию удаленных, дистанционных коммуникаций и электронного документооборота, совершенствованию программного обеспечения организаций, разработке новых дистанционных методов торговли, совершенствованию способов защиты безопасности данных.
Таким образом, проведение сделок по слиянию и поглощению в условиях развития цифровых технологий является одним из наиболее приоритетных направлений развития российской экономики в рамках обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса и развития современных экономических экосистем. Развитие данных процессов в сфере цифровых технологий позволит не только повысить инвестиционную привлекательность российской экономики, но и простимулирует российские компании к разработке и внедрению собственных технологий и инновационных сервисов, что в дальнейшем позволит снизить зависимость российской экономики от технологий зарубежных государств. В связи с этим, актуальными вопросами становятся необходимость правового обеспечения проведения сделок слияния и поглощения, развитие правового инструментария, который позволил бы адекватно урегулировать данную сферу отношений. В настоящее время перед российским законодателем стоит задача реформирования законодательства в сфере правового регулирования форм реорганизации, создания новой соответствующей действительности терминологии. Тенденция консолидации корпоративных активов в области цифровой экономики определяет в том числе необходимость предотвращения возможных конфликтов, связанных с расширением сферы деятельности корпораций, а также предотвращения совершения антимонопольных нарушений. Потребность правовой регламентации возникает, кроме того, и в рамках оценки возможных рисков и эффективности заключения такого рода сделок (проведение юридической экспертизы и проверки компании на основании анализа данных по корпоративным и иным юридическим рискам — «legal due diligence»). В рамках развития цифровых технологий не исключено и проведение оценки рисков возможных слияний и поглощений при помощи методов компьютерного анализа больших данных. Однако, системный правовой механизм регулирования данной сферы в настоящее время фактически отсутствует. Игнорирование же развития экономических процессов консолидации бизнеса с точки зрения их правового регулирования может не только усложнить развитие цифровизации российской экономики, но и привести к иным неблагоприятным последствиям, таким как, нарушения прав акционеров и работников корпораций, усиление экономической концентрации на рынке и монополизация отдельных секторов экономики, совершение агрессивных рейдерских захватов.
Литература:
- О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Информационные материалы о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf.
- Сайт KMPG. Рынок слияний и поглощений в России в 2019 г. Февраль 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/02/ru-ru-ma-survey-2019.pdf.
- Сайт KMPG. Рынок слияний и поглощений в России в 2020 г. Февраль 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2021/02/ru-ru-ma-survey-2020-fin.pdf.