В статье рассматриваются основные причины низкой эффективности института референдума в России и предложения по разрешению выявленных проблем.
Ключевые слова: референдум, федеральный референдум, региональный референдум, местный референдум, демократия, дистанционное электронное голосование.
Согласно Конституции РФ референдум является высшим непосредственным выражением власти народа наравне со свободными выборами. Обеспечивая свободное волеизъявление граждан по самому широкому кругу вопросов, референдум обеспечивает непосредственное участие народа в законодательной деятельности и определяет направление развития государства и общества. Эффективность института референдума играет ключевую роль в развитии демократии.
В моей статье «Статистический анализ института референдума в РФ» [4] была представлена статистика проведения референдумов на территории РФ: федеральных — 3, региональных — 14, местных — 4568. По итогу выявлено, что федеральные и региональные референдумы крайне непопулярны, а большое число местных референдумов не говорит об их эффективности — более 90 % местных референдумов проведены в 3 субъектах и посвящены однообразным вопросам, референдум по которым в подавляющем большинстве обязателен по закону.
Непопулярность федеральных референдумов заключается в большинстве изменений и дополнений, которые были внесены в законодательство с целью усложнения порядка проведения. Ранее инициатива проведения федерального референдума принадлежала 1 миллиону граждан, впоследствии стала принадлежать 2 миллионам. Если сбор подписей в субъектах РФ сначала был ограничен 200 тысячами подписей (10 %), то впоследствии был уменьшен до 50 тысяч. К тому же и сам срок сбора подписей был сокращён с трёх месяцев до 45 дней, а вместо одной инициативной группы в 100 человек появилось требование создания таких групп как минимум в половине субъектов РФ, да и ещё в ограниченные сроки. Всё это требует значительных организационных ресурсов и больших финансово-материальных затрат.
Сами представители власти при необходимости проведения референдума упираются в сложные процедурные требования законодательства, поэтому в обход закона проводится «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ как это было в 1993 году или «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию, что проводилось в 2020 году.
Так же не стоит забывать о предметных (например, запрет на вынесение на референдум вопросов финансовых или о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения) и временных ограничениях (например, запрет проведения референдума в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ) [1].
Как отмечает Воробьёва Е. И. «причины непопулярности референдума достаточно популярны: с одной стороны, это большие финансовые затраты на его проведение, с другой стороны, несовершенство законодательства» [5].
Два года назад очень остро стоял вопрос о строительстве храма в Екатеринбурге, вызвавшего массовые протесты населения [8]. Власть пошла навстречу населению, чтобы выбрать другое место для строительства путём опроса. Но почему не предлагаемым ранее референдумом? Вот как ответил мэр города: «Если мы выбираем референдум — это год подвешенной ситуации, это более чем серьезная подготовка, более чем серьезные затраты, достаточно большой процесс» [9]. Данная ситуация более чем отражает состояние института референдума в РФ.
С точки зрения финансовой оптимизации интересна практика применения постановления ЦИК РФ от 05.10.2011 № 41/353–6, где закрепляется возможность голосовать по почте [3]. Такая возможность предусматривалась в законодательстве 5 регионов: Санкт-Петербурге, Мурманской, Свердловской, Тюменской и Ярославской областей. На референдуме данное право не было применено, но протестировано на выборах депутатов Государственной Думы в вышеуказанных регионах.
Метёлкина С. С. полноправно называет данные голосования лишь экспериментами [6], голосование по почте имеет слишком много объективных минусов в организации, которые не дают желаемого законодателем результата. Решением видится введения интернет-голосования. Такой формат уже был успешно опробован избирательной комиссией Волгоградской области в 2009 году на выборах в Урюпинске.
В целях уменьшения организационных ресурсов и финансово-материальных затрат было бы целесообразно, проводить процедуру сбора голосов для референдума на специализированном сайте на базе уже существующего официального портала «Госуслуги», который позволяет персонифицировать пользователя. Современные технологии позволяют обеспечить честность такого волеизъявления, а главное удобство и большую эффективность.
Разработки, касающиеся проведения дистанционного референдума, позволят сэкономить бюджетные средства в разы, так как при необходимости организации сбора подписей на выборы или референдум, данный процесс будет требовать меньшего количества затрат. К тому же подделать электронную подпись очень сложно, а современные технологии защиты баз данных позволят разработать надежную систему защиты [7].
Работа в данном направлении ведётся — 7 августа 2020 года успешно прошло первое технологическое тестирование новой системы дистанционного электронного голосования (далее — ДЭГ), разработанной компанией Ростелеком.
Данная система была успешно применена 13 сентября 2020 года на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва в Курской и Ярославской областях. Через Интернет проголосовало почти 30 тысяч избирателей, что составляет 7 % от списочного состава избирателей.
В данный момент идёт комплексная проверка готовности системы к внедрению и использованию в единый день голосования 19 сентября 2021 года.
По итогуглавными причинами неэффективности института референдума видятся большие организационные и финансово-материальные затраты, а так же излишне сложная законодательная процедура проведения. Решение первой проблемы видится наиболее «приземлённой» в ближайшей перспективе с учётом работы ЦИК и Ростелекома над системой ДЭГ. Поэтому дальнейшее развитие данной системы и повсеместное использование в том числе и на референдумах значительно бы повысило эффективность референдума как одного из основных институтов народовластия.
Литература:
- О референдуме РФ: ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ в ред. от 18.06.2017 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ в ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253
- О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума: Постановление ЦИК России от 05.10.2011 N 41/353–6 // «Вестник Центризбиркома РФ», N 15, 2011.
- Байкалов, А. А. Статистический анализ института референдума в РФ / А. А. Байкалов. // Молодой ученый. — 2021. — № № 21.
- Воробьёва Е. И. Институт референдума в России: проблемы реализации / Е. И. Воробьёва // Развитие общественных наук российскими студентами. — 2017.
- Метелкина С. С. Перспективы применения голосования по почте в России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8.
- Сметанникова С. С. Использование современных технологий при инициации референдума в РФ // Развитие общественных наук российскими студентами — 2017.
- Протесты против храма в Екатеринбурге: десятки задержанных, трое в больнице // BBC News Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/news-48274540
- Мэр Екатеринбурга объяснил отказ от референдума по строительству храма // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cde7ae89a79476ae899f203
- Портал дистанционного электронного голосования. URL: https://vybory.gov.ru/