Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молодежной среде.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, старшеклассники, эмоциональная сфера.
Проблема эмоциональной устойчивости приобретает особую актуальность, так как эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к предстоящей профессиональной деятельности. Наиболее остро проблема эмоциональной устойчивости стоит в подростковой и молодежной среде.
Термин «эмоциональная устойчивость» имеет большое количество толкований, но проведенный анализ уже имеющихся точек зрения на проблему сущности понятия, позволило прийти к выводу о том, что эмоциональная устойчивость является значимым качеством личности, позволяющем контролировать проявление эмоций и адекватно действовать в напряженных эмоциональный ситуациях [3].
В отечественной психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в психологии спорта (Л. М. Аболин, О. В. Дашкевич, О. А. Черникова), инженерной психологии (К. М. Гуревич, П. И. Зильберман, Е. А. Милерян), и в авиационной психологии (Р. Н. Макаров, В. Л. Марищук, Г. М. Хилова и др.) [1].
Старшеклассники — это период в возрастной отечественной психологии относится к ранней юности. Возраст учащихся старших классов находиться в пределах 15–17 лет [4]. В период ранней юности устанавливаются профессиональные интересы, строятся планы на жизнь, возрастает активность в обществе, тем самым старшеклассники активно пытаются самоутвердиться среди сверстников и социуме в целом [2].
В данном возрасте наблюдается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида. Старшеклассник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов, однако старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. В этот период возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость [2]. Отношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными.
Главным новообразованием данного возраста это — развитие самосознания, самоопределения в профессии, переход к взрослой жизни. И. С. Кон [4] отмечает, важную значимость общения со сверстниками. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки и самоуважения. В данный период у старшеклассника происходит утверждение своего внутреннего мира, они открывают целый мир новых эмоций, появляется стремление к самореализации.
Нами было проведено исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников, с помощью опросника А. В. Зверьковой и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». В исследовании приняли участие ученики 10 «А» класса МБОУ СОШ № 3 г. Воронеж в количестве 15 человек.
Полученные данные при проведении методики, направленной на «Исследование волевой саморегуляции» по А. В. Зверькову и Е. В. Эйдмана [6].
По параметру «общая шкала» высокие показатели выявлены у 67 % (10 опрошенных), средний уровень выражен у 13 % (2 обучающихся), а низкий — у 20 % (3 старшеклассников).
Рис. 1. Показатели «общей шкалы» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В. Эйдмана (%)
Для старшеклассников с высокими показателями по данной шкале характерны активность, независимость. Такие люди являются эмоционально зрелыми, их взгляды на мир достаточно устойчивы и реалистичны. Для представителей с высокой выраженностью данного параметра свойственна частая рефлексия своего поведения, своих поступков, а также высокий уровень контроля своих эмоций [5].
Низкие баллы по данной шкале отмечаются у людей чувствительных, эмоционально нестабильных. Зачастую такие люди обладают низким уровнем уверенности в себе. Кроме этого, низкие показатели по данной шкале говорят о том, что такие люди достаточно импульсивны, их мнения и убеждения носят неустойчивый характер.
По шкале «настойчивость» высокие баллы были выявлены у 67 % (10 опрошенных). Средний уровень представлен у 33 % (5 обучающихся), а низкий — у (0 испытуемых).
Рис. 2. Показатели «настойчивости» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В. Эйдмана (%)
Представители высокого уровня данного параметра являются деятельными и работоспособными людьми, которые стремятся к достижению цели, преодолевая любые препятствия. Для таких людей характерно стремление подчинить свою жизнь социальным нормам, правилам.
Низкие показатели, наоборот, характерны для старшеклассников с повышенной лабильностью, импульсивностью. Поведение таких людей носит непоследовательный, хаотичный характер. Работоспособность людей с таким уровнем настойчивости носит сниженный характер.
По шкале «самообладание» высокие показатели доминируют 79 % (12 старшеклассников), средний уровень представлен у 21 % (3 обучающихся), а низкий — у 0% (0 испытуемых).
Рис. 3. Выраженность параметра «самообладания» у старшеклассников по опроснику А. В. Зверькову и Е. В. Эйдмана (%)
Высокие показатели по данной шкале свойственны обучающимся с высокой эмоциональной устойчивостью, а также высоким уровнем уверенности в себе. Такие старшеклассники готовы принимать изменения и нововведения в различных областях жизнедеятельности. Все это сопровождается постоянным контролем своих эмоций, своего поведения.
Литература:
- Л. М. Аболин. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — с 262.
- В. А. Аверин. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998–379 с.
- В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева. Эмоциональная устойчивость личности: Монография — Москва: Изд-во «Перо», 2014. — 173 с.
- И. С. Кон. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. — Москва: Просвещение, 1989. — с 255.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова // Педагогическое общение России. — Москва: Педагогика, 2011. — 445 с
- Практикум по психологии состояний: учебн. пособ. / Под ред. проф. А. О. Прохорова. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 480 с.