В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников. Дано понятие тревожности, перечислены виды тревожности и ее факторы. Представлено краткое описание особенностей тревожности младших школьников.
Ключевые понятия: младший школьный возраст, тревожность.
Младший школьный возраст совпадает с периодом поступления и обучения в школе. Возрастные границы данного этапа — от 6–7 лет до 9–10 лет. Согласно психологическим особенностям данного возраста, ведущей в этот период является учебная деятельность.
Поступление ребенка в школу является одним из важнейших событий в жизни каждого человека. Ребенок попадает в новую ситуацию развития, примеряет на себя новые роли, учится взаимодействовать и общаться с окружающими людьми.
Принятие новой роли, роли ученика требует от младшего школьника больших усилий, так как к нему начинают предъявлять новые требования. Требований со стороны взрослых становится больше, и они касаются различных сфер: начиная от внешнего вида и заканчивая особенностями поведения.
Ребенок погружается в процесс школьного обучения, в результате чего он испытывает большие умственные, физические и эмоциональные нагрузки.
В младшем школьном возрасте, по мнению Л. С. Выготского, проявляются так называемые, обобщения переживаний.
В случае, когда у ребенка постоянно повторяется ситуация успеха, он каждый раз одинаково ее переживает, у него начинает формироваться устойчивое чувство, аффективный комплекс — чувство собственной значимости, уверенность в собственных силах. Если же ребенок постоянно испытывает неудачи, трудности в процессе обучения, то у него и формируется аффективный комплекс в виде чувства неполноценности, ощущение собственной незначимости, нежелание дальше учиться и т. д.
В такой ситуации мы можем говорить о доминировании мотивации избегания неудач. Доминирование данной мотивации, постоянное стремление выполнять требования со стороны взрослых, новая ситуация развития — все эти факторы оказывают большое влияние на развитие личности младшего школьника. Особенно необходимо обратить внимание на то, что если младший школьник справляется с вышеперечисленными особенностями развития, то он в меньшей степени подвержен развитию тревожности. И, наоборот, если не справляется, тревожность постепенно нарастает.
Исследованию детской тревожности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди отечественных ученых можно выделить А. М. Прихожан [5], В. Р. Кисловская [3] и т. д. В зарубежной психологии изучением данного вопроса занимались К. Хорни [8], Ч. Спилбергер [7] и др.
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова: «Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
В своей работе мы опирались на понятие тревожности, данное А. М. Прихожан [5]: «Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».
В психологической литературе описаны различные виды тревожности: личностная, ситуативная, школьная и т. д.
На формирование и развитие тревожности младших школьников влияет большое количество факторов, которые носят как внутренний, так и внешний характер.
К внутренним факторам можно отнести самооценку ребенка, уровень его притязаний, особенности мышления, черты характера и темперамент и т. д.
К внешним факторам можно отнести мнение взрослого, оценки за урок, особенности взаимоотношений со сверстниками и прочее.
Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность личности. Но это не означает, что каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком и его личностных особенностей.
К признакам тревожности у младших школьников можно отнести физиологические изменения и психические реакции. Точнее говоря, признаками тревожности будут являться критические, резкие изменения в этих двух сферах. Стоит отметить, что появление тех или иных признаков не всегда свидетельствует о состоянии тревоги, так как каждый признак по отдельности или в совокупности с другими может сопровождать и другие состояния, переживания.
Следовательно, для точного определения наличия тревожности у младшего школьника, необходима диагностическая работа.
В исследованиях Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой [4] описаны характеристики тревожности в зависимости от половозрастных особенностей.
Так, в младшем школьном возрасте мальчики проявляют большую тревожность, в отличие от девочек. У мальчиков этого возраста чаще встречаются нервные тики, заикания.
Кроме этого, тревожность мальчиков и девочек отличается по своему характеру. Тревога девочек в основном связана с другими людьми, с их мнением о личности девочки, с оценками со стороны окружающих.
Тревога мальчиков же, в основном связана с страхом насилия, они боятся травм, несчастных случаев, которые могут возникнуть в результате ссоры с родными, конфликта с учителем и т. п.
Согласно исследованиям, основным источником тревоги младших школьников является семья, отношения с родителями, стиль воспитания в семье. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Стоит обратить внимание на то, что тревожность в младшем школьном возрасте еще не является устойчивой чертой личности, она подвержена изменениям и ее интенсивность может как усиливаться, так и уменьшаться. Следовательно, она поддается коррекции.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С.Абрамова. — Москва: Издательство Юрайт, 2012.— 811с.
- Андреева А. Н. Психологическая поддержка ребенка / А. Н. Андреева. Воспитание школьников, 2010, № 3. С.14–22
- Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В. Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. 256 с.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова.– Москва: Ореол, 2008. — 376 с.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. — 304 с.
- Прихожан, А. М. Тревожность: явление, причины, диагностика / А. М. Прихожан. Школьный психолог, 2004. — № 8С.22
- Спилбергер Ч. Д., Ханина Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей / Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханина. –CПб.: Полис, 2014. — 484 с.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Пер. с англ. / К. Хорни. Под общ. ред. Т. В. Бурменской. — Москва: Прогресс, 2009. — 734 с.