В статье авторы поднимают проблему технологии принятия груза к перевозке на станциях и предлагают внедрение рентгеновских систем досмотра для повышения эффективности и безопасности перевозочного процесса в железнодорожном сообщении.
Ключевые слова: транспорт, безопасность, железная дорога, грузовые перевозки.
Каждый день в России практически непрерывно выполняются грузовые операции. Это обусловлено необъятностью земель нашей страны, в каждую точку которой необходимо доставить определенные грузы. Это может быть, что угодно, например, продукты питания, сырье для производства, топливо, лес, бытовая техника и многое другое. Железнодорожный транспорт является одним из ведущих в области грузовых перевозок. Он имеет свою отдельную непрерывно работающую дорогу, что позволяет обеспечивать бесперебойное сообщение. Также железная дорога необходима при доставке грузов в дальние уголки России, которые часто настигает непогода, что приводит к невозможности работы авто- и авиасообщений. В среднем на май 2021 года среднесуточно на грузовых станция ОАО «РЖД» погружается примерно 2200 тысяч тонн [1]. А за прошлый месяц текущего года объем грузовых перевозок практически достиг 68000 тысяч тонн. Эти показатели свидетельствуют о том, что железная дорога — неотъемлемый элемент всей транспортной сети России, а значит она должна доставлять грузы быстро, сохранно и безопасно.
В нашей статье мы хотим особо обратить внимание на безопасность железнодорожного транспорта. Безопасность должна обеспечиваться с момента прибытия груза на станцию погрузки и до момента выдачи его грузополучателю. В свою очередь, работники железнодорожного транспорта по инструкциям на каждом этапе стремятся к обеспечению исправной работы сети. Безопасность обеспечивается содержанием в исправности всех сооружений и устройств, пути, подвижного состава и других механизмов, а также правильной и чёткой работой персонала. Это регулируется правилами, инструкциями и контролируется должностными лицами. Однако, не всё в настоящий момент находится под контролем и ответственностью железной дороги. Согласно «Правилам приём грузов к перевозке железнодорожным транспортом», разработанным в соответствии со статьей 3 ФЗ от 10 января 2003г грузоотправитель составляет заявку, где указывает груз, перевозимый им, и подтверждает эту информацию своей подписью и печатью. Однако, на самом деле железнодорожные структуры не могут быть до конца уверены, что находится в содержимом тар с грузом, т. к. зачастую они даже не вскрываются.
Рассмотрим поподробнее систему приёма грузов к перевозке. Грузоотправитель подаёт заявку на перевозку в бумажном виде через агента ЦФТО, а также в электронном виде через АРМ Клиента АС ЭТРАН или в режиме «АСУ-АСУ» при наличии соответствующих договоров у грузоотправителей. При согласовании заявки перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Далее грузоотправитель в указанную дату и время привозит свой груз на станцию погрузки. По Уставу железнодорожного транспорта РФ (ст.18) [3] грузоотправитель обязан подготовить грузы к перевозке, а именно упаковать груз в тару и упаковку, заполнить требуемые нормативные документы и нанести маркировку, включающие основные надписи. На станции погрузки приемосдатчик тщательным наружным осмотром должен убедиться в том, что предъявленный груз и его количество соответствуют данным, указанным в накладной, а упаковка не вызывает опасений в утрате, порче или повреждении груза. Если при осмотре тары и упаковки будут выявлены недостатки, которые могут привести к указанным последствиям, приемосдатчик должен потребовать устранения этих недостатков или отказать в приеме груза к перевозке. Но, в то же время, бывают такие ситуации, что коробки надлежащего качества без каких-либо изъянов и повреждений и не вызывающие подозрений могут содержать в себе запрещенные грузы. К ним относят: нелегальное оружие (в т. ч. бомбы и взрывчатки с дистанционным управлением), наркотические и психотропные вещества, алкоголь без акцизных марок и др. На таком этапе очень сложно определить легальность перевозимого груза, т. к. целостность упаковки не повреждена, а приемосдатчику, согласно Уставу, запрещено вскрывать тару и досматривать самовольно этот груз. В результате этого происходит перевозка запрещенного товара. В этом есть недоработка технологии приема груза к перевозке: отсутствие контроля содержимого упаковки может повлечь за собой определенные последствия, которые могут угрожать жизни и здоровью работников и пассажиров, нанести вред железнодорожной инфраструктуре, а также и всей безопасности страны в целом.
Одной из мер, которую можно было предложить для предотвращения нелегального провоза грузов и совершения террористических актов на железнодорожном транспорте, является внедрение рентгеновских систем досмотра. Под этим названием скрываются стационарные рентгено-телевизионные установки — интроскопы, которые нашли широкое применение на пунктах досмотра в аэро- и жд-вокзалах. Они представляют собой изолированную защитным экраном камеру, куда по ленте транспортера поступают объекты, подлежащие исследованию. Интроскопы используют для детекции данные, получаемые в виде теневого изображения объектов после просвечивания в установке. Среди особенностей таких установок можно отметить высокую скорость и точность работы, а также отсутствие ограничений по продолжительности непрерывной эксплуатации. Именно по эффективности и точности контроля интроскопы превосходят томографы и аппаратные металлодетекторы.
Предположим, что на крупной грузовой станции одного из грузонапряженных железнодорожных узлов России произошел факт обнаружения попытки провоза нелегального товара с помощью рентгено-телевизионных установок. В этом случае приемосдатчик должен отказать в приеме груза к перевозке и незамедлительно сообщить руководству станции о данном инциденте. В свою очередь, руководство обязано доложить об этом сотрудникам полиции, а они уже по компетенции передать информацию в таможенную службу или в Федеральную службу безопасности. Структуры должны немедленно отреагировать и выехать на место, зафиксировать попытку провоза запрещенного груза и обезвредить, если это взрывоопасное устройство.
С финансовой точки зрения, внедрение интроскопов на всех грузовых железнодорожных станциях Российской Федерации, эксплуатация, обслуживание и ремонт установок — дело трудозатратное. Важно отметить, что также увеличится и время приёма груза к перевозке, т. к. пропуск через конвейер интроскопа также занимает определенное время. Например, интроскоп RAPISCAN 928DX [5] имеет повышенную скорость 0,2 м/с, а значит коробке со стандартными размерами время прохождения интроскопа займет около 20 секунд. При большой партии время досмотра будет занимать значительное время. Но, с другой стороны, использование рентгеновских систем досмотра покроет расходы, которые могут причинить взрывы, а также повысит репутацию железнодорожных предприятий и обеспечит безопасность перевозочного процесса.
На территории Российской Федерации работоспособны более 4000 грузовых железнодорожных станций и внедрение интроскопов будет слишком масштабным проектом. Мы предлагаем попробовать данное нововведение на крупных узлах, чтобы обратить внимание на изменение показателей работы грузовой станции и соответствие перевозимых грузов своим накладным. Этот опыт более наглядно отразит рентабельность введение интроскопов. Но, на станции класса II и ниже также требуется понижать риск перевозки нелегальных грузов. Для это мы можем предложить прикрепить инструктора и розыскную собаку. Розыскная собака своим поведением [6] (таким как активное принюхивание, подача голоса, царапанье лапами и т. д.) обратит внимание на определённые тары с грузами, а приёмосдатчик может попросить грузоотправителя вскрыть те или иные коробки, что поможет убедиться в легальности перевозимого груза, а в случае нарушения — принять меры.
Подводя итог всему сказанному, хочется ещё раз отметить, что безопасность безусловна важна на каждом этапе перевозки, ведь от нее зависит доедет ли груз до нужной точки в сохранности и без вреда железнодорожной инфраструктуре, ее персоналу и пассажирам. Поэтому безопасность железной дороги постоянно модернизируется, контроль над всеми процессами становится более тщательным, добавляются новые информационные технологии, упрощая труд работником и тем самым исключая человеческий фактор. Следовательно, внедрение дополнительных мер по обеспечению безопасности на станции погрузки, таких как интроскопы, розыскные собаки, — шаг к бесперебойной работе всей железнодорожной инфраструктуры.
Литература:
- Информационно-аналитическая система Cargo.Operator: сайт. — 1999. — URL: https://cargo-report.info/stat/shipment-rzd/ (дата обращения 15.05.2021).
- Приказ МПС России от 18 июня 2003г. № 28 «Об утверждении правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом» [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mps-rf-ot-18062003-n-28/ (дата обращения 15.05.2021).
- Федеральные законы. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Устав железнодорожного транспорта. — М.: Трансинфо, 2013. — 136 с.
- Егор Лыков. Фундаментальные аспекты работы железнодорожного предприятия в XXI веке. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 144 с.
- Компания WEKEY: сайт. — URL: https://security.wekey.ru/catalogue/dosmotr-bagazha-posylok-gruzov/rapiscan-928dx.html (дата обращения 18.05.2021)
- Служебное собаководство. — М.: Барс, 1992. — 310 с.