В статье рассматривается положение Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного управления в Российской Федерации
Ключевые слова: Счетная палата, Российская Федерация, взаимодействие, внешний государственный аудит, стратегический партнер, государственная власть
Согласно одному из тезисов современного управления, умение управленцев работать с человеком является главным фактором повышения эффективности работы любой организации, как коммерческой, так и государственной или общественной.
Счетная палата в рамках своих компетенций взаимодействует с парламентом, исполнительной властью, правоохранительными органами, общественными организациями и гражданами, а также с международными организациями. В этом взаимодействии, в соответствии со своей стратегией развития на 2018–2024 годы, ведомство стремится выступать в качестве стратегического партнера, который помогает формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей развития [5]. В этой связи со всеми органами государственной власти, находящимися в поле взаимного сотрудничества со Счетной палатой РФ, заключены соглашения, или существуют специальные положения, регулирующие их взаимодействие.
Взаимодействие с палатами Федерального Собрания. Счетная палата как высший орган внешнего государственного аудита взаимодействует с комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации, с фракциями Государственной Думы. Взаимодействие с палатами Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется по следующим традиционным направлениям:
1) подготовка информации по запросам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
2) подготовка заключений Счетной палаты на внесенные в Государственную Думу проекты федеральных законов;
3) представление результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также заключений на проекты государственных и федеральных целевых программ;
4) представление на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов Государственной Думы и Совета Федерации позиции Счетной палаты по законопроектам и федеральным законам с выступлениями Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов.
Важным направлением взаимодействия с палатами Федерального Собрания является участие руководства и аудиторов Счетной палаты в «правительственных часах», на которых члены Правительства Российской Федерации представляют парламентариям информацию по наиболее актуальным вопросам, а представители контрольного органа информируют о результатах проведенных проверок и дают рекомендации по совершенствованию законодательства и устранению выявленных недостатков.
Взаимодействие с межведомственными структурами, созданными при Контрольном управлении Президента Российской Федерации. Особое внимание уделено взаимодействию с межведомственными структурами, созданными при Контрольном управлении Президента Российской Федерации. В апреле 2014 года был подписан Протокол о взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. В сентябре 2014 года подписано Соглашение о сотрудничестве с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции [7]. В рамках данного взаимодействия Счетная палата на постоянной основе участвует в работе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, межведомственной рабочей группы при Контрольном управлении Президента Российской Федерации, рабочей группы по безопасности, межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере. Подобный формат межведомственных отношений позволил:
— поднять на качественно новый уровень координацию деятельности Счетной палаты и федеральных органов исполнительной власти при планировании, организации и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, информационном обеспечении контрольных полномочий и их результатов;
— создать необходимые условия для обеспечения единых методических подходов к осуществлению контрольных мероприятий;
— привлекать специалистов в целях проведения экспертиз и консультаций.
— более эффективно использовать результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при решении поставленных государством задач социально-экономического развития Российской Федерации.
Взаимодействие с Правительством Российской Федерации. С целью дальнейшего изучения вопроса о роли федеральных органов власти в области финансового контроля, стоит также обратить внимание на взаимодействие Счетной палаты с Правительством РФ. В соответствии с законом [2], высший исполнительный орган осуществляет реализацию на всей территории страны единой денежно-кассовой политики, а также предоставляет парламенту доклад о реализации бюджета. С учетом этого Основной закон [1] предусмотрел иной путь, а именно возможность учреждения конституционного органа — Счетную палату РФ. Важное замечание заключается в том, что контроль, осуществляемый данным органом, «носит исключительно непосредственный характер». Также стоит отметить, что Счетная палата проводит систематический ежегодный аудит деятельности Правительства РФ, анализирует государственные программы в рамках заключения на отчет Правительства об исполнении федерального бюджета и ежегодно отмечает системные проблемы формирования и реализации госпрограмм.
Правительство Российской Федерации очень конструктивно настроено на диалог по всем вопросам, которые поднимает Счетная палата по итогам проверок. Таким образом, успешно реализуется предложенный в Стратегии развития принцип, согласно которому Счетная палата как высший орган аудита является не только контролером, но и стратегическим партнером для проверяемых объектов [5].
Взаимодействие с правоохранительными органами и органами государственной безопасности. Нельзя не отметить взаимодействие Счетной палаты с правоохранительными органами и органами государственной безопасности, основной направленностью которого являлось пресечение и предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также обеспечение исполнения требований законодательства в процессе использования федеральной собственности.
Практика непосредственного взаимодействия инспекторов Счетной палаты и следователей при проведении контрольного мероприятия, а также на стадии рассмотрения его результатов органом предварительного следствия изучается с целью возможного развития ее форм и стандартизации. Например, с Генеральной прокуратурой РФ была сформирована ведомственная нормативная база по организации взаимодействия. Кроме того, дополнительно было принято решение образования общей коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты «О состоянии взаимодействия органов прокуратуры и Счетной палаты Российской Федерации» и издан соответствующий совместный приказ.
Получается, что во взаимодействии Счетной палаты и правоохранительных органов заложен большой потенциал. Во-первых, оно позволяет соединить основные звенья борьбы с правонарушениями в финансовой сфере — от профилактики и выявления фактов незаконного использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов до пресечения их и наказания виновных; во-вторых, организовывать и проводить совместные проверки объектов, представляющих взаимный интерес, что несет в себе синергетический эффект, который положительно влияет на результативность инспектирования, обеспечивает оперативный межведомственный обмен представляющей взаимный интерес информацией, обмен положительным опытом по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в финансовой сфере.
Взаимодействие с контрольно-счетными органами. Также нельзя не отметить тот факт, что Счетная палата Российской Федерации всегда имела законодательно закрепленное право взаимодействовать с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это абсолютно понятно, логично и необходимо, учитывая огромное количество и диверсифицированный характер государственных средств, перемещающихся между звеньями бюджетной системы [6].
Одной из функций Счетной палаты прямо определено взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках выполнения своих задач, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве [3]. Положительным фактором является то, что Счетная палата имеет право оказывать контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействовать им в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.
2020 год определил новое видение взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов (КСО). Председателем Счетной палаты была утверждена Концепция взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов. Цель инициативы — дать дополнительный импульс развитию партнерства, укрепить функциональные связи и совместно выработать новые пути совершенствования внешнего государственного аудита в Российской Федерации.
В рамках формирования единой цифровой среды после масштабной модернизации был перезапущен Портал КСО. Проведена работа по расширению его функциональности, что позволило повысить качество и оперативность обмена информацией и документами, сформировать базу данных, проводить их аналитическую обработку и визуализацию. Создана возможность для использования Портала КСО как платформы для организации обучения сотрудников контрольно-счетных органов.
По итогам всех состоявшихся мероприятий были определены приоритеты Счетной палаты в сотрудничестве с контрольно-счетными органами:
— совершенствование законодательства;
— повышение качества совместных документов Счетной палаты и контрольно-счетных органов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
— развитие профессиональных компетенций сотрудников контрольно-счетных органов;
— формирование единой цифровой среды Счетной палаты и контрольно-счетных органов.
Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что взаимодействие высшего органа внешнего государственного аудита с органами государственной власти осуществляется в ходе мероприятий Счетной палаты и после их завершения, где Счетная палата как стратегический партнер стремится отметить как лучшие, так и недостаточно эффективные практики государственного управления.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020, № 31, ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020, № 45, Ст.7061
- Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013, № 14, Ст.1649
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 903.
- Стратегия развития Счетной палаты на 2018–2024 годы// «Российская газета» — Федеральный выпуск № 170
- Шохин, С. Ю. Счетные палаты — нужна ли властная вертикаль// Ж-л «Юридический мир», 2018, № 2. — С. 19–22
- Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения 13.05.2021)