В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.
Ключевые слова: социальные учения, Русская Православная Церковь, Константинопольская православная церковь, Римско-католическая церковь.
В данной статье будет проведен историко-сравнительных анализ социальных учений Русской Православной, Константинопольской и Римско-католической церквей. Все они различаются не только по части содержательной составляющей, но и по форме.
Социальное учение Русской Православной Церкви изложено в двух официальных церковных документах. Первый — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», — был утвержден на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Второй — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» — принят Архиерейским Собором 2008 года.
Рассмотрим особенности названий документов. В слово «основы» авторы вложили несколько значений. С одной стороны, оно показывает, что изложенное в документах социальное учение будет совершенствоваться и развиваться в ходе социальных, политических, экономических и идеологический изменений в обществе. С другой стороны, подчеркивает понимание составителей невозможности детального обзора всех социальных вопросов в пределах одного документа [1].
Перейдем от рассмотрения названий к содержательной составляющей документов. Задача подготовки первого документа заключалась в кодификации церковной позиции по насущным проблемам современности. По мнению составителей, священноначалие на всех уровнях будет принимать решение по частным вопросам на основе предложенного в документе концептуального подхода. Он станет практическим руководством для епископата, клира и института мирян, а также войдет в учебную программу духовных образовательных организаций Русской Церкви. Для светского общества документ ясным языком излагает позицию Церкви по острым общественным вопросам. Также он устанавливает ряд правовых норм [1]. Цель второго документа — формулирование православного понимания концепции прав и свобод человека. Документ предлагает альтернативу светскому толкованию идеи прав человека, и является логическим продолжением и дополнением своего предшественника — документа 2000 года [2].
Социальное учение Константинопольской православной церкви изложено в документе «За жизнь мира: на пути к социальному этосу Православной Церкви». Данный документ составлен духовенством и учеными-теологами из Американской архиепископии в 2020 году и одобрен Священным Синодом Константинопольского Патриархата для принятия во всех остальных епархиях Константинопольской церкви. То есть, на данный момент, документ не ратифицирован во всей церкви, но, по мнению составителей, отражает частную позицию ее действующего предстоятеля — патриарха Варфоломея I [3].
В названии документа Константинопольской церкви намеренно используется понятие «этос» (т. е. «способ думать»). «Учению» нужно следовать, то есть практически воплощать декларируемые ей нормы. Но данный документ не обязует к исполнению, а ознакомляет с православным взглядом на актуальные социальные проблемы. По мнению архиепископа Елпидифора Ламбриниадиса, «За жизнь мира» показывает видение социальных процессов и явлений в контексте заповедей о любви к Богу и ближнему [4]. Словосочетание «на пути» используется потому, что документ претендует стать «отправной точкой» [3] для формулирования всеправославной социальной доктрины.
Социальное учение Римско-католической церкви не сводится к исключительно официальным документам. Она является частью Магистериума, то есть Учительства Церкви, и состоит из огромного множества источников различного богословского и канонического статуса — от теле- и радио обращений отдельных епископов до декретов II Ватиканского собора. Наиболее значимые их этих источников были собраны в «Компендиум социального учения Церкви», составленный Папским Советом «Справедливость и Мир» в 2004 г. с благословения Папы Римского Иоанна Павла II [5].
Обращения предстоятелей Римско-католической церкви по социальным вопросам всегда способствовали гражданской активности последователей католицизма по всему миру. Например, благодаря опубликованному в 1891 г. окружному посланию Папы Римского Льва XIII «Rerum novarum» возникли новые социальные институты в самых разных странах — католические партии, католические гильдии, католические кооперативы, католические профсоюзы, католические сельские банки и т. д. В научной литературе данные народные инициативы католического населения получили такие названия как «социальное христианство», «христианский солидаризм», «христианский социализм», «народное христианское движение», «католическое народное действие» [6]. Данные общественные движение принимали активное участие в восстановлении социально-экономической жизни стран-участниц Второй мировой войны после выхода окружного послания «Pacem in Terris» Римского Папы Иоанна XXIII в 1963 году [7]. В настоящее время, после публикации «Fratres omnes» (2020 г.) — третьего окружного послания Папы Римского Франциска, — движение христианских демократов оказывает помощь в борьбе с пандемией covid-19 [8].
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.) — это долгосрочная программа социального служения, руководство при принятии решений для самой Русской Церкви. Для остальных эти документы носят исключительно ознакомительный характер. Адресатом социальных учений Константинопольской и Римско-католической церквей являются «все люди доброй воли» [5], а не только последователи.
Источниками социального учения Русской Церкви являются Библия и богословские трактаты отцов Церкви. К источникам Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви еще добавляются современные теории социально-гуманитарных наук. Поэтому эти церкви приняли в себя такие светские понятия, как общее благо, классовая солидарность, социальная справедливость, верховенство права, социально-ориентированная рыночная экономика и т. д.
Все три социальных учения активно используют цитаты из Библии и трактатов отцов Церкви, но делают это по-разному. По мнению исследователей, социальное учение Русской Церкви — это проецирование новозаветных и святоотеческих принципов на современные социальные вопросы, а социальные учения остальных двух рассматриваемых в данной статье церквей — это перекладывание светского прочтения доктрины прав и свобод человека на язык Библии и отцов Церкви [9].
Таким образом, рассмотренные в данной статье церкви предложили свои проекты решения социальных задач. Можно сделать вывод, что их социальные учения имеют как общее, так и различия. В период социальных потрясений, вызванных пандемией COVID-19, социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви вызывают особый интерес для научного исследования.
Литература:
- Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: ОВЦС МП, 2000. — 25 с.
- Зимнякова, М. Социальная доктрина Русской Православной церкви // Общество и этнополитика: материалы Седьмой Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. / РАНХиГС; Сибир. ин-т управления; под науч. ред. Л. В. Савинова. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. — С. 385–404.
- Review: “For the Life of the World” (Ecumenical Patriarchate Social Document). — Текст: электронный // Orthodoxy and Heterodoxy: [сайт]. — URL: https://blogs.ancientfaith.com/orthodoxyandheterodoxy/2020/03/27/review-for-the-life-of-the-world-ecumenical-patriarchate-social-document/ (дата обращения: 20.05.2021).
- Документ теперь доступен онлайн: «Социальный этос Православной церкви». — Текст: электронный // Yandex Zen: [сайт]. — URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e51575107349e4ee4370dbb/dokument-teper-dostupen-onlain-socialnyi-etos-pravoslavnoi-cerkvi-5e807ce098b4c86819a5ed6e (дата обращения: 20.05.2021).
- Компендиум социального учения Католической Церкви. — М.: Paoline, 2006. — 623 с.
- Almond G. A. The Political Ideas of Christian Democracy // The Journal of Politics. 1948. Vol. 10, No. 4. P. 734.
- John XXIII. Pacem in terries / English transl. // The Pope Speaks. April, 1962. Vol. 7. P. 343.
- Энциклика. Fratelli tutti. О братстве и социальной дружбе / Франциск; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. — Серия: «Межрелигиозный диалог». — М.: ИД «Медина», 2021. — 232 с.
- О социальном учении Константинопольского патриархата / доклад Научно-аналитического центра ВРНС, под ред. А. В. Щипкова. М.: Русская экспертная школа, 2021. 50 с.; О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti) / доклад Научно-аналитического центра ВРНС, под ред. А. В. Щипкова. М.: Русская экспертная школа, 2021. 33 с.