Становление ответственности за посягательство на интересы государства в советский период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Никитина, А. В. Становление ответственности за посягательство на интересы государства в советский период / А. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81418/ (дата обращения: 15.11.2024).



Революционные события 1917 года в России привели к установлению Советской власти, что потребовало создания нового законодательства, в том числе и уголовного. С этого времени началась работа над новым документом, и уже в 1922 году появился Уголовный Кодекс РСФСР. Категории преступлений в УК РСФСР 1922 года были созданы на основе классовых позиций и вопросов защиты советской государственности. На это указывало определение преступления, выраженного законодателем в ст. 6 УК РСФСР 1922 года: «Всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунизму период времени». На первом месте по степени опасности стояли контрреволюционные преступления [1, с. 4].

В статье 57 этого кодекса впервые было сформулировано понятие контрреволюционного преступления: «всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами». Данным преступлениям была посвящена отдельная глава в данном кодексе, в которой давалась четкая характеристика конкретных составов этих преступлений. Совершение контрреволюционного преступления приводило к назначению высшей меры наказания.

Далее в УК РСФСР 1922 года следовали главы о преступлениях против порядка управления, должностных преступлениях, хозяйственных, против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественных преступлениях и воинских.

В главе «О преступлениях против порядка управления» имелись составы, в которых наблюдалось посягательство на советскую власть. Само определение преступления против порядка управления говорит об этом: «всякое деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти» [2].

Таким образом, УК РСФСР 1922 года является первым систематизированным уголовным законом советского государства, в котором наблюдается четкое и системное регулирование государственных преступлений.

Принятие Уголовного кодекса РСФСР 1926 года изменило перечень преступлений против порядка управления. Некоторые преступления, затрагивающие интересы государства, которые ранее относились к хозяйственным, воинским и иным видам, вошли в главу «Преступления против порядка управления», тем самым увеличив перечень. Согласно новому кодексу преступлением против порядка управления признавалось «всякое действие, которое, не будучи направлено непосредственно к свержению Советской власти и Рабоче-крестьянского Правительства, тем не менее, приводит к нарушению правильной деятельности органов управления или народного хозяйства и сопряжено с сопротивлением органам власти и препятствием их деятельности, неповиновением законам или с иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти».

В 1927 году Положением о преступлениях государственных, принятым ЦИК СССР структура кодекса была изменена. Это было сделано для разграничения компетенции Союза ССР и союзных республик. Теперь в первой главе, посвященной государственным преступлениям был выделен второй раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления». Вторая же глава кодекса стала наименоваться следующим образом: «Иные преступления против порядка управления» [3].

В 20–30-е годы в советском обществе и государстве царило настроение «революционной нетерпимости», требовавшее строгой расправы с многочисленными «врагами». Это бурное время характеризовалось усилением ответственности и за контрреволюционные, и за общеуголовные преступления.

Во время Великой Отечественной войны у государства возникла необходимость в объединении сил для борьбы с врагом. Началось ужесточение уголовной политики. Первый этап войны характеризовался усилением репрессии со стороны государства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, вводивший в действие положение «О военных трибуналах», усиливал санкции. Появился новый состав преступления — распространение ложных слухов, вызывающих тревогу среди населения. Данное преступление относилось к категории особо опасных и было направлено против порядка государственного управления.

В условиях войны каждое контрреволюционное преступление автоматически считалось направленным в пользу врага. Однако дополнительных законодательных актов для борьбы с диверсантами и шпионами не понадобилось, использовалась нормативная база, закрепленная в Особенной части довоенного уголовного кодекса.

После достижения коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, а также для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» для наказания советских граждан, которые оказывали содействие врагу, совершая тяжкие преступления [4, с. 143].

В 1958 году был принят Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», благодаря которому в Уголовном кодексе 1926 года появилась глава «Особо опасные государственные преступления», а раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» был трансформирован в главу «Иные государственные преступления».

Глава «Иные государственные преступления» включала в себя такие составы, как бандитизм, контрабанда, незаконные валютные операции, незаконный переход границы и так далее. К особо опасным государственным преступлениям относились шпионаж, террористический акт, диверсия, вредительство, антисоветская пропаганда, участие в антисоветской организации. Статьи Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» без изменений были включены в УК РСФСР 1960 года [5, с. 131].

В 1960 году вступил в силу новый УК РСФСР, который действовал на протяжении долгого времени вплоть до принятия нового УК РФ 1996 года. Много изменений было внесено в данный документ, в том числе они касались составов государственных преступлений. Например, термин «контрреволюционные преступления» был заменён на термин «особо опасные государственные преступления». Это можно объяснить изменением социальной природы этих преступлений. Определение особо опасного государственного преступления не было дано, однако было выработано наукой уголовного права: «Особо опасными государственными преступлениями признаются предусмотренные общесоюзным уголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв или ослабление общественного строя СССР».

В разделе, посвященному особо опасным государственным преступлениям, был сокращен круг уголовно наказуемых деяний, количество статей сократилось с 18 до 10. Контрреволюционный саботаж был декриминализирован, сократилось понятие шпионажа, в некоторых составах была снижена тяжесть санкций.

На основе объекта посягательства государственные преступления систематизировались так:

1) Особо опасные государственные преступления (например, измена Родине, шпионаж, террористический акт, диверсия, вредительство, антисоветская агитация);

2) Иные государственные преступления (например, разглашение государственной тайны, незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР, контрабанда) [6].

Впоследствии раздел, касающийся государственных преступлений, несколько раз изменялся. Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1984 года была включена новая статья «Об уголовной ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну», Законом РФ от 29 апреля 1993 года была включена статья «Применение биологического оружия». Также исключались составы, которые практически не встречались на практике, например, «Вредительство» и «Особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся».

Вторая половина 80-х годов в России ознаменовалась реформированием общественно-экономических и политических отношений, что повлияло и на законодательство. В 1989 году была отменена статья, предусматривающая уголовную ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо них были введены статьи «Призывы к насильственному изменению конституционного строя» и «Призывы к совершению преступлений против государства». Также было дано обоснование, что особо опасные государственные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, и было определено, что термин «антисоветский умысел» не имеет достаточного теоретического обоснования. Перечисленные изменения повлияли на сокращение количества осужденных за особо опасные государственные преступления.

Таким образом, можно сказать, что период, начиная с установления Советской власти и издания УК РСФСР 1922 года по 1991 год, имел волнообразную тенденцию в отношении ответственности за государственные преступления. Поначалу ответственность за государственные преступления выходила на первый план: увеличивалось количество составов государственных преступлений, ужесточались санкции. Однако после начала «перестройки» 1985 года пошел обратный процесс. Составы преступлений исключались, заменялись, вводились и другие изменения, что привело к тому, что ответственность за государственные преступления стала снижаться.

Литература:

  1. Фисун, А. В. Развитие системы категоризации преступлений в уголовном праве России / А. В. Фисун. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2019. — № 11. — С. 1–6.
  2. Сюсюра, В. Л. Особенности регулирования государственных преступлений в советском уголовном законодательстве начала НЭПа / В. Л. Сюсюра. — Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. — 2006. — № 3 том 6.
  3. Щербаков, А. В. Российское уголовное законодательство о преступлениях против порядка управления: становление и развитие / А. В. Щербаков. — Текст: непосредственный // Проблемы экономики и юридической практики. — 2009. — № 2.
  4. Гусак, В. А. Правовое регулирование деятельности органов милиции по охране общественного порядка в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) / В. А. Гусак. — Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 2. — С. 138 -146.
  5. Набиев, М. А. Государственная преступность: сравнительно-правовой анализ регламентации террористического акта и посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля / М. А. Набиев. — Текст: непосредственный // Всероссийский криминологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 130–138.
  6. Сидоренко, М. В. Государственные преступления в период «застоя» и «перестройки» (1964–1991 гг.): историко-правовой анализ / М. В. Сидоренко. — Текст: непосредственный // Общество и право. — 2009. — № 1(23).
Основные термины (генерируются автоматически): преступление, УК РСФСР, Советская власть, порядок управления, уголовная ответственность, контрреволюционное преступление, СССР, антисоветская агитация, народное хозяйство, Рабоче-крестьянское Правительство.


Похожие статьи

Становление и развитие церковных и уголовно-правовых запретов на самоубийство в российской истории

Становление института обратной силы уголовного закона в России

Развитие и становление наследственного права в России

История уголовной ответственности за легализацию криминальных доходов и становление законодательства

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Развитие института смягчения наказания в уголовном законодательстве советского периода

Влияние детских лет Петра I на формирование его личности

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Похожие статьи

Становление и развитие церковных и уголовно-правовых запретов на самоубийство в российской истории

Становление института обратной силы уголовного закона в России

Развитие и становление наследственного права в России

История уголовной ответственности за легализацию криминальных доходов и становление законодательства

Развитие института смягчения наказания в уголовной политике Русского государства XV–XVI веков

Конституционно-правовое развитие института частной собственности в России первой половины XX века

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Развитие института смягчения наказания в уголовном законодательстве советского периода

Влияние детских лет Петра I на формирование его личности

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Задать вопрос