Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Ключевые слова : гендерные стереотипы, гендерная идентификация и дифференциация, маскулинность, фемининность.
Межполовые различия вносят немаловажные коррективы в жизнь человека. Буквально каждый из нас, так или иначе, был вынужден принять ту совокупность биологических факторов, данную нам природой, и определить для себя соответствующую среду в обществе, разделённого на «мужчин» и «женщин». И хоть у эволюции и были вполне естественные причины для определения гендерных законов и различий у большинства организмов на нашей планете, человеку, как существу разумному, их оказалось недостаточно. На сегодняшний день мы являемся полноправными свидетелями того, как многие области нашей деятельности страдают от вековых проблем, вызванных несоответствием природного и разумного, — проблем гендерных стереотипов в обществе.
Хотя биологические факторы могут частично объяснить некоторые половые различия, многие из них неоднозначны. Во-первых, половое различие не так существенно, как кажется: всего 5 % физических способностей напрямую выражены именно половым различием [1]. Во-вторых, наблюдение за половыми различиями не сообщает нам об их происхождении, что может подтвердить их естественную природу. Действительно, с детства мужчины проявляют куда большую двигательную активность, чем женщины: с момента полового созревания мужчины лучше справляются с двигательными задачами, требующими силы или скорости [2]. Кроме того, есть данные о половом различии в важных психологических детерминантах успеваемости: мальчики более мотивированы, чем девочки, к занятиям спортом и уроками физического воспитания и придерживаются более высокого мнения о спортивной компетентности. Поэтому, хотя естественные физические различия действительно существуют между женщинами и мужчинами, их недостаточно для объяснения половых различий, наблюдаемых в спортивных результатах и психосоциальных детерминантах.
В текущем исследовании эти психосоциальные факторы рассматриваются через призму социальной психологии стереотипов, определяемых как общие представления о личных характеристиках и чертах личности. Центральная гипотеза этого подхода состоит в том, что социальная реальность в некоторой степени вызвана социальными убеждениями. Иными словами, половые различия в спорте существуют отчасти потому, что люди верят в их существование.
Для получения статистки был выбран метод тестирования респондентов при помощи специального теста. Каждый опрошенный студент, входящий в группу лиц от 18 до 25-ти лет, должен ответить на восемь вопросов, характеризующих его мнение на тему гендерных различий и половой дискриминации в спорте. Вопросы делятся на три основные группы:
1) Вопросы 1–3 определяют общее представление респондента о гендерных стереотипах, его заинтересованность и осведомлённость;
2) Вопросы 4–6 подводят респондента к, непосредственно, теме нашего вопроса, позволяя определить его взгляд на проблему в рамках контекста — спорта и физической культуры;
3) Последняя часть, состоящая из вопросов 7 и 8, предлагает выбрать те или иные черты характера, ассоциируемые с тем или иным гендером — мужчиной или женщиной соответственно.
Результаты опроса:
Вопросы 1–3 — подготовительные. Она дают понять мнение респондента о гендерных стереотипах. Так большинство опрошенных показало свою осведомлённость в текущей теме: 86 % знают или слышали данное выражение. Что касается понимания — тут мнения респондентов разняться. Кто-то считает, что гендерные стереотипы — это устойчивое представление о поведении полов (46 %), кто-то воспринимает это, как дискриминацию (26 %), для кого-то это природные ограничения (18 %) и лишь малая доля опрошенных выделяет «конфликт поколений» (10 %). В третьем вопросе затрагивалась вовлеченность респондентов: большая часть опрошенных редко встречает гендерные стереотипы в повседневной жизни (46 %), а кто-то и вовсе никогда не испытывал подобной проблемы (20 %). Но есть среди опрошенных и те, кто встречает подобные явления довольно часто (30 %).
Вопросы 4–6 — концептуальные. В них мы узнаем, что респонденты думают о непосредственном влиянии гендерных стереотипов на спортивную жизнь людей. Судя по ответам, подавляющее большинство опрошенных считает тему половых стереотипов актуальной для спорта (52 % и 12 %), и лишь малая часть считает иначе (30 % и 6 %). Пятый вопрос был свободным. В нём респондентам было предложено перечислить виды спорта, в которых тема гендерных стереотипов является наиболее острой. Подавляющее большинство указывало силовые виды спорта и боевые искусства. Заключительный вопрос из группы показал, что большинство считают гендерные стереотипы нормальным явлением (52 %). Лишь треть распознала в половых стереотипах угрозу для общества.
Заключительная группа вопросов — 7 и 8 — рассчитана на изучения модели характера, иначе говоря, насколько хорошо респонденты воспринимают различия мужчины и женщины. Стоит отметить, что варианты ответов были подобранны специально: за основу взяты четыре общепризнанных характеристики поведения женщины (доброта, сострадание, благодарность, красота) и мужчины (предприимчивость, ответственность, самоуверенность, неординарность). Далее, уже в самом вопросе, варианты ответов перемешивались, и респонденту требовалось выбрать желаемый вариант. По итогу общая тенденция сохранилась — в основном опрошенные отвечали согласно «эталону» (для мужчины: 76 %, 80 %, 74 %, 62 %; для женщин: 76 %, 72 %, 58 %, 84 %). Противоположные же черты в общей массе остались незамеченными.
Полученная статистика ответов на первую группу вопросов позволяет заявить, что гендерные стереотипы имеют достаточное распространение в молодёжной среде: так или иначе, большинство респондентов знает о них и есть даже те, кто подвергался их влиянию. Судя по ответам на вторую группу вопросов, респонденты признают наличии гендерных стереотипов в спорте. Существуют даже целые дисциплины, приуроченные тому или иному полу. Но всё-таки большинство не считает данное явление угрозой возникновения общественных конфликтов. Заключительная группа вопросов говорит о том, что основная масса опрошенных всё также выделяет те или иные черты характера для конкретного пола, что говорит о наличии определённых портретов личности для каждого гендера.
Литература:
- Eagly, A. H. The science and politics of comparing women and men. American Psychologist / A. H. Eagly. — Текст: электронный // APA PsycNet: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.1037/0003–066X.50.3.145 (дата обращения: 21.05.2021).
- The influence of sex stereotypes and gender roles on participation and performance in sport and exercise: Review and future directions. — Текст: электронный // ScinceDirect: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2012.10.005 (дата обращения: 21.05.2021).