В статье авторы затрагивают тему возмещении вреда. Законодательно закреплено возмещение вреда, которое исходи из деятельности, носящей за собой повышенную опасность для окружающих. При этом рассматривается как возмещается данный вред потерпевшему при случаях, когда владельцы имеют страхование и без его отсутствия. Как причиняется и возмещается вред, если создаются условия, когда лица, обладающие средствами, носящую повышенную опасность, несут солидарную ответственность или случай, когда одно из лиц, обладающее данным источником опасности, причиняет вред другому лицу с таким же источником опасности.
Ключевые слова: источник повышенной опасности, возмещение вреда, страхование, ответственности владельцев транспортных средств, потерпевший, гражданская ответственность.
Изначально, прежде чем рассматривать тему, стоит сказать, что из себя представляет «источник повышенной опасности». В Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» [3] говорится, что под этим признаётся любая деятельность, за которой вероятен высокий риск причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны лица, которое за него отвечает. Но стоит учитывать, что не признаётся источником повышенной опасности стрельба из оружия. Сам же вопрос о возмещении вреда содержится в самой статье, где прямо говорится о том, что вред возмещает владелец источника повышенной опасности, при том условии, если он неспособен доказать, что данный вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Ответственность же наступает при условиях, а именно при наступлении самого вреда; противоправное поведение лица, которое допустило данный вред; наличие причинной связи между вредом и противоправным поведением. При этом данные пункты должны быть подтверждены судом, который их излагает в решении. Вины причинителя не требуется.
В статье также указано, что субъектом будет выступать сам владелец данного источника, то есть это либо физическое лицо, либо организация, которые осуществляют эксплуатацию на праве собственности подобными видами источников. Не признаётся владельцем, а соответственно не несёт ответственности то лицо, которое вступило в трудовые отношения с владельцем источника повышенной опасности (машинист, оператор).
Переходя от этого возможны подобные ситуации, когда взаимодействуют несколько подобных источников, например, столкновение транспортных средств, откуда уже вытекают определённые виды случаев:
- Причинение вреда третьим лицам, которое вытекает в совместное причинение вреда.
В данном случае вред возмещается самими владельцами, которые несут солидарную ответственность вне зависимости от их вины, чтобы восстановить нарушенные права потерпевшего. Стоит учитывать, что всё зависит от грубой неосторожности потерпевшего и имущественное положение причинителя вреда.
- Причинение вреда самим владельцам источников повышенной опасности в результате их взаимодействия.
Представим ситуацию. Владельцы автомобилей причинили вред друг другу. В предмет доказывания в таком случае входит вина владельца. То есть один из владельцев несёт на себе вину, а другой нет и уже в такой ситуации возмещение вреда исходит от первого второму. Если виновны все сопричинители вреда, то размер ответственности каждого из них определяется с учетом степени вины каждого из них.
Не стоит же упускать то, что существует возмещение вреда, если ответственность причинителя вреда застрахована.
1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [2], который предусматривает обязанность владельцев транспортных средств за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Сущность этого договора в том, что страхователь не несёт непосредственной обязанности по возмещению ущерба потерпевшему в пределах определённой договором суммы при установленной вины страхователя.
В практике суды часто не привлекают страховщиков, либо привлекают, но в качестве третьих лиц, когда взыскивают материальный ущерб с непосредственных причинителей вреда. То есть в общегражданском порядке не может быть решено дело, пока не будут включены положения договора и законодательства, затрагивающего вопросы страхования гражданской ответственности. Вследствие этого страховщики присутствуют в деле в качестве ответчиков. И уже в ходе самого дела рассматривается размер причинённого вреда, где допускаются случаи превышения суммы по полису ОСАГО [4]. В таком случае к страховой компании предъявляются требования в пределах страховой суммы, а к причинителю вреда — в размере вреда, превышающего страховую сумму.
В случае, когда истец возражает против компании, которая застраховала причинителя, как ответчика, а ущерб весь просит возместить причинителю, то в таком случае следует отказ в удовлетворении требований, так как из смысла Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», он направлен как на защиту прав потерпевших, так и на страхование риска ответственности причинителя вреда.
Данный Федеральный закон не отрицает возможность страхователя полностью возместить сумму ущерба потерпевшему. Однако в том случае, если страхователь самостоятельно возместит потерпевшему вред, он сберегает денежные средства, которые страховщик обязан выплатить потерпевшему при наступлении страхового случая, поэтому требования страхователя о выплате этих сумм страховщиком правомерны и основаны на положениях статьи 1102 ГК РФ.
Таким образом, если страхователь добровольно возместил потерпевшему ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, его права перед страховщиком на выплату страховки будут удовлетворены. Однако такая выплата возможна только в том случае, если страхователь предоставил страховщику доказательства, подтверждающие наступление страхового случая и размер причиненного ущерба.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — N 5. — Ст. 410.
- Федеральный закон от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета. — 2002. — N 80.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 // Российская газета. — 2010. — № 5103.
- Правовая система «Гарант» Судебная практика к закону об ОСАГО. — М.: Эксмо, 2018.