Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 4028 раз

Библиографическое описание:

Шатунова, М. А. Основные тенденции медиапотребления в социальных сетях Рунета / М. А. Шатунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81446/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируются наиболее актуальные тенденции и востребованные тренды медиапотребления в интернете и социальных сетях. Акцент делается на постоянно растущей популярности социальных медиа, увеличивается активность пользователей в интернете, а вместе с этим появляется все больше новых способов взаимодействия и коммуникации в онлайн среде. Эмпирическую базу составили материалы исследований Deloitte 2020 и Digital 2020.

Ключевые слова: медиапотребление, социальные сети, блогеры, коммуникация, интернет, медиаконтент, медиаактивность.

The article analyzes the most current tendencies and popular trends in media consumption in the Internet and social networks. The focus is on the growing popularity of social media, increasing user activity in the Internet, and along with this, there are more and more new ways to interact and communicate in the online sphere. The empirical base consists of research materials from Deloitte 2020 and Digital 2020.

Keywords: media consumption, social networks, bloggers, communication, the Internet, media content, media activity.

Интернет-коммуникации глубоко вошли в нашу повседневную жизнь и привносят в нее существенные изменения, меняя привычки и типичные способы взаимодействия людей. Изучение медиапотребления и аудитории Интернета на сегодняшний день приобретает особую актуальность, кроме того, именно социальные сети являются одними из самых популярных медиа источников в условиях быстро изменяющейся реальности. Потребление медиаконтента в онлайн пространстве в настоящий момент стало обыденностью и играет большую роль в жизни каждого индивида. Более того, в настоящий момент сложно найти человека, который не имел бы ни одного профиля в какой-либо социальной сети, не коммуницировал в виртуальном пространстве, не потреблял и не распространял информацию в «онлайне».

Масштабы и объемы медиапотребления в Интернете, в частности, в социальных сетях постоянно растут и эти цифры уже давно опережают другие существующие источники массовой информации. По данным глобальной статистики Интернета Digital 2020 [1] количество интернет-пользователей в России составило 118 миллионов человек, что составляет 81 % россиян. Что же касается социальных сетей, то на начало 2020 года их аудитория составила 70 миллионов пользователей, то есть 48 % от всего населения страны.

Одними из наиболее востребованных социальных сетей в России являются YouTube, ВКонтакте, и Instagram . По данным медиаагенства Deloitte [2], которое ежегодно проводит мониторинг медиактивности россиян, на октябрь 2020 года среди опрошенных 87 % пользуются YouTube, 85 % — ВКонтакте, а аудитория Instagram составила 59 %.

Очевидно, что современные трансформационные процессы, происходящие в том числе и в результате изменения способов потребления информации, влекут за собой серьезные перемены в обществе. Кроме того, актуальность исследования обуславливается высокой значимостью выбранной темы в современном мире с его новым пониманием коммуникационного процесса.

Проблемная ситуация исследования заключается в недостатке знаний о медиапотреблении в среде социальных сетей Интернета. Возникает также и проблема актуализации современных тенденций. В данной статье мы поднимаем такие вопросы, как: почему медиапотребление в социальных сетях растет из года в год? Чем обусловлен этот стремительный рост популярности социальных медиа? В чем заключаются самые актуальные тренды современного медиапотребления в социальных сетях?

Научная разработанность темы

Данная тема раскрывалась в работах разных исследователей, например, в статье И. В. Борзова «Современные тенденции развития медиапотребления» [3] раскрываются методологические основы исследования медиаканалов, таких как Интернет и телевидением, в качестве способов и инструментов коммуникации с аудиторией, рассматривается динамика изменение распределения долей аудитории между Интернетом и ТВ. Автор описывает ключевые тенденции медиапотребления, на них мы более подробно остановимся в следующей части нашей работы.

Необходимость исследования актуального состояния медиапотребления в социальных сетях описывает И. Н. Шамаев в своей статье «Трансформации моделей медиапотребления в социальных медиа Рунета» [4]. В процессе анализа различных моделей медиапотребления в Рунете, автор заостряет внимание на необходимости обновления принципов создания, подачи и распространения, существующего в социальных сетях медиаконтента. Более того, автор выделяет такую актуальную проблему, как неподготовленность типичного пользователя к грамотной ориентации в информационном пространстве, особенно в постоянно изменяющуюся и усложняющуюся цифровую эпоху.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном обществе феномен медиапотребления довольно наглядно и предметно раскрывается именно в социологической интерпретации, хотя есть и попытки психологического, экономического и философского осмысления проблематики. Например, в последнее время появилось много психологических статей, связанных с проблематикой зависимости аудитории и, в частности, молодежных аудиторий от интернет-коммуникаций, гаджетов.

Описание современных тенденций медиапотребления в интернете в России

Современное медиапотребление имеет ряд особенностей — оно мультимедийно, пользователи не ограничиваются одним видом медиа, а активно смешивают их, кроме того, есть отличия в использовании медианосителей в зависимости от социально-демографических характеристик аудитории. Эти особенности имеют практическое значение и активно используется в медиаисследованиях для изучения поведения аудитории в современных условиях постоянно появляющихся новых каналов медиа.

Также сфера медиаповедения мало исследована, хотя с каждым годом увеличивается потребление медиапродукции. Это не в малой степени связано с очень быстрой динамикой изменений социальных практик, связанных с медиапотреблением. В современных исследованиях медиапотребления выделяются некоторые общие характеристики и причины происходящих изменений, обусловленные актуальными тенденциями:

  1. Ускорение темпа жизни

С этим напрямую связано резкое увеличение ежедневного объема входящей и исходящей информации. Практически нельзя уже встретить в России человека, не имеющего аккаунта в социальных сетях, а также не общающегося через мессенджеры (Telegram, Skype, Viber, WhatsApp и др.) причем зачастую такое общение носит не периодический, а постоянный характер и входит в ежедневные практики индивида.

  1. Потребность в увеличенной точности и актуальности информации и скорости ее поступления

Новости поступают мгновенно со всех концов света и обрабатываются в режиме реального времени, больше нет «отложенных» новостей; расстояние также не является преградой. Теперь, даже если человек находится в отпуске, зачастую все равно просматривает электронную почту и держит связь с коллегами и родственниками.

  1. Разнообразие поступающей информации

Если брать классические средства массовой коммуникации, где человека можно рассмотреть в виде более «пассивного» приемника информации, то в современных медиа есть возможность самостоятельного выбора информационного контента. Соответственно, даже новостную ленту человек настраивает «под себя», тем самым формируя избирательные потоки входящей информации. Кроме того, это приводит к тому, что люди, не объединенные классическими медиа, живут в совершенно разных информационных полях и владеют различными частями информации об окружающем мире.

  1. Одномоментное выполнение большого количества операций

Ускоряющийся темп жизни приводит к тому, что большая часть людей вынуждена или, точнее, уже привыкла к параллельному выполнению многих действий. Люди работают и учатся, слушая музыку, общаясь параллельно в мессенджере, редактируя и выкладывая свои фото в сеть. Пока телевизор работает в фоновом режиме, домохозяйки делают домашние дела, при этом оставаясь активными и в сети. Причем нельзя уже сказать, что такое одномоментное потребление нескольких медиа и выполнение большого количества различных операций одновременно являются только особенностью молодежи — пользователи сети неумолимо взрослеют и стареют, и тенденции затрагивают людей всех возрастных групп.

Эти коммуникативные тенденции порождают все большую вовлеченность аудитории к общению посредством мобильных и стационарных устройств, что, в свою очередь, ведет к перераспределению использования, потребления средств коммуникации.

Потребители медиа в России продолжают мировые тенденции увеличения доли сети интернет в распределении каналов коммуникации. Также увеличивается время, проводимое в социальных сетях и интернете.

Актуальные тренды медиапотребления в социальных сетях

Далее мы рассмотрим главные тренды медиапотребления в Рунете, в частности, в социальных сетях.

На сегодняшний момент существует довольно обширный ряд основных трендов, которые развиваются в социальных сетях в последние годы, а появление новых стремительно набирает обороты, так как интерес пользователей к социальным сетям постоянно растет. Данные тренды активно стимулируют и появление новых социальных платформ, заточенных на определенные потребительские интересы, которые с помощью различных «фишек» и возможностей стремятся в полной мере удовлетворить интересы пользователей. А собственно, в чем же заключаются эти тренды?

–Огромная популярность видеоконтента

Первый тренд и определенно самый высокоохватный — востребованность видеоформата во всех социальных сетях. Пользователи очень любят смотреть видео и готовы тратить на это большинство своего времени, проводимого на просторах «онлайна». Социальные сети становятся оптимальными источниками данного контента, так как здесь он собран в невероятном количестве. Человек может найти любой интересующий его формат: от продолжительности до тематики. С развитием качества связи, высокоскоростного интернета, улучшением экранов гаджетов этот интерес будет только расти. Это отчетливо видно и в русскоязычном сегмента социальных сетей на примере статистики YouTube, Instagram и ВКонтакте. По данным исследования 2020 года медиаагентства Deloitte [2], кроме того, что эти три социальные сети являются самыми популярными среди пользователей, 95 % опрошенных используют их в качестве онлайн-видеосервисов. Кроме того, ярким примером популярности видеоконтента является взрыв востребованности социальной сети TikTok. Она появилась относительно недавно и своеобразна тем, что приспособлена для производства и потребления исключительно видеоконтента. Отметим, что данный медиаресурс в настоящий момент находится на пике своей популярности. По данным опубликованной представителями «ТикТока» статистики [5] месячная активная аудитория в России в январе 2020 года составила 18 миллионов человек.

–Важность интерактива внутри социальных сетей

Одним из не менее популярных трендов в социальных сетях является бурная внутренняя активность пользователей, но не посредством общения «один на один» в личных сообщениях, а с помощью публичного взаимодействия в формате различных реакций: комментарии, «лайки», «репосты» и т. д. Пользователям важна такая активность, так как она демонстрирует их социальных статус, интерес к персоне, таким образом люди дают своеобразные оценки друг другу. Более того, все эти реакции создают определенную персонализацию для потребителя, он выстраивает для себя индивидуальный поток контента, так как социальные сети заточены на то, чтобы посредством данной активности предлагать пользователю именно то, что ему нравится.

–Качественный контент

Данный тренд работает в социальных сетях с двух точек зрения: важен как производимый контент, так и потребляемый. А что самое главное, важно его качество. Речь идет не только о визуально приятном формате, но и текстовом. Безусловно, картинка — всегда первое, что притягивает взгляд, заставляет обратить внимание и углубиться, поэтому все производители медиаконтента стараются придавать визуализации максимум внимания, стремятся к качественному исполнению любого медиапродукта. Тем не менее, современные пользователи требовательно относятся и к текстовой информации, которую они потребляют: текст должен быть грамотный и притягивающий. В данном ключе на просторах Интернета, в частности, в социальных сетях сейчас высока популярность изложения материала в формате «сторителинг». Название говорит само за себя — качественная история, заложенная в любой текст, ведет к высокому интересу у потребителей.

–Блогеры большую роль в формировании контента и групп в соцсетях принимают профессиональные блогеры инфльюнсеры

Четвертый тренд в данном перечне сложно назвать новым, но и как устаревший никак не определить, так как с каждым днем появляется все больше и больше представителей, занимающихся данным родом деятельности. Почему же блогеры — это тренд медиапотребления? Если мы опускаем тот факт, что блогер в современном мире определяется уже как профессия, то с точки зрения интереса нашего исследования блогер — это источник определенного медиаконтента. Практически каждый пользователь социальной сети Instagram подписан на целый ряд таких блогеров, следит за их активностью и черпает от них информацию, будь то образовательный контент или развлекательный (тематик бесконечное множество: новости, спорт, «лайфстайл», путешествия, кулинария, beauty и т. д.). Именно поэтому блогеры, как феномен социальных сетей, являются одним из побудителей медиаактивности пользователей и могут характеризовать и привносить определенные изменения в современное медиапотребление.

–Скорость потребления медиаконтента

В заключении данной части хотелось бы отметить такой тренд, как возрастание скорости потребления контента в мобайле. Кроме многочисленных нейромаркетинговых исследований и анализа с использованием Big Data, где специалисты при помощи различных устройств и программ могут измерить множество характеристик «как» и «сколько» контента люди потребляют в Интернете, банальное улучшение качества передачи данных и увеличение с каждым годом скорости мобильного интернета дает основания говорить нам о том, что люди все чаще и больше потребляют медиа с помощью смартфона. Это быстро, удобно и люди активно этим пользуются.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в данной статье мы проанализировали ряд основных тенденций, характеризующих современное медиапотребление в Рунете, а также рассмотрели актуальные тренды медиактивности пользователей социальных сетей. Стоит подчеркнуть, что онлайн среда является одной из самых быстро изменяющихся сфер нашей жизни: технологии не стоят на месте, а потребители с удовольствием и интересом готовы принимать и осваивать все новые и новые возможности и способы коммуникации в интернет-пространстве. Данный факт, подтверждает то, что исследования в сфере медиапотребления в Интернете в настоящий момент являются очень актуальными, более того, они имеют высокую значимость в рамках изучения глобальных процессов медиаактивности граждан, а также разработки механизмов и способов улучшения, продвижения и регулирования потребления медиа среди россиян.

Литература:

  1. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
  2. Медиапотребление в России — 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html
  3. Борзов А. В. «Современные тенденции развития медиапотребления» // Статистика и экономика. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-mediapotrebleniya
  4. И. Н. Шамаев «Трансформации моделей медиапотребления в социальных медиа Рунета» — Вестник ВолГУ. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-modeley-mediapotrebleniya-v-sotsialnyh-media-runeta
  5. TikTok показал статистику аудитории в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.cpa.ru/tiktok-showed-audience-statistics/
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, Россия, тренд, Интернет, пользователь, тенденция, высокая значимость, онлайн среда, современный мир, социальная сеть.


Похожие статьи

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Тренды маркетинга в Монголии

Статья исследует актуальные тренды маркетинга, оказывающие влияние на развитие бизнеса в Монголии. Основываясь на росте цифровизации и онлайн-присутствия, автор выделяет значимость цифровой рекламы, социальных медиакампаний и электронной коммерции. Т...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Перспективы развития маркетинговых коммуникаций в банковском секторе с использованием социальных сетей

В статье рассмотрены перспективы последующего развития маркетинговых коммуникаций в современном банковском секторе с использованием социальных сетей. Отмечается, что, несмотря на экономический кризис, имеет место динамика расширения российского Интер...

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Инновационные подходы к рекламе в цифровой среде

В статье автор исследует современные инновационные подходы к рекламе в цифровой среде, акцентируя внимание на значении платформ DSP и DMP, а также на использовании искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности рекламных к...

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Похожие статьи

Влияние социальных сетей на современную рекламу и медиакоммуникации

В статье автор исследует современное влияние социальных сетей на общество. Рассматриваются различные виды рекламы в социальных сетях. Особое внимание уделяется тому, как эти виды рекламы ориентированы на интересы и социально-демографические характери...

Блоги как новый инструмент влияния на ценностные ориентации молодого поколения

В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а такж...

Тренды маркетинга в Монголии

Статья исследует актуальные тренды маркетинга, оказывающие влияние на развитие бизнеса в Монголии. Основываясь на росте цифровизации и онлайн-присутствия, автор выделяет значимость цифровой рекламы, социальных медиакампаний и электронной коммерции. Т...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Перспективы развития маркетинговых коммуникаций в банковском секторе с использованием социальных сетей

В статье рассмотрены перспективы последующего развития маркетинговых коммуникаций в современном банковском секторе с использованием социальных сетей. Отмечается, что, несмотря на экономический кризис, имеет место динамика расширения российского Интер...

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Инновационные подходы к рекламе в цифровой среде

В статье автор исследует современные инновационные подходы к рекламе в цифровой среде, акцентируя внимание на значении платформ DSP и DMP, а также на использовании искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности рекламных к...

Эволюция медиаплатформ: влияние изменений в потребительском поведении на выбор рекламных каналов

В статье исследуется влияние эмоций в рекламе и их роль в создании привлекательного образа материала. Автор выделяет ключевую роль эмоционального контента в привлечении внимания аудитории и влиянии на их поведение. Рассматриваются различные эмоции, и...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

SMM как инструмент продвижения объектов культуры (на примере Национального музея Республики Татарстан)

Статья исследует использование социальных сетей при формировании стратегии продвижения объектов культуры, основываясь на примере Национального музея Республики Татарстан. Статья рассматривает условия современности, повлиявшие на увеличение роли SMM п...

Задать вопрос