В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.
Ключевые слова: дети-сироты, права, жилищное право, защита, государство.
This article discusses current problems in modern Russian society in the implementation of housing rights of children left without parental care and orphans, as well as ways to solve these problems.
Keywords: orphans, rights, housing law, protection, state.
В связи со своим социальным статусом, юридической неграмотностью и своего возраста детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям-сиротам необходима помощь и поддержка со стороны государства.
Весьма актуальными проблемами в современном мире являются вопросы, касающиеся осуществления жилищных прав граждан и сирот в особенности, поскольку они находятся в наиболее уязвимом положении.
Многие из нарушений в сфере жилищных прав вызваны недобросовестным отношением со стороны государства в лице органов местного самоуправления, которые в силу обозначенной им компетентности обязаны осуществлять и контролировать реализацию жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей, а также детей сирот.
Как следствие, не качественное исполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей, мы становимся свидетелями усугубления жилищного положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выражающиеся в неправомочном лишение жилья либо осуществления жилищных прав с несоблюдением сроков, закрепленных на законодательном уровне. Помимо этого, некоторые положения отечественного законодательства в области жилищных прав детей-сирот изложены достаточно некорректно, а в отдельных случаях вовсе не рассмотрены.
Именно поэтому на практике складывается ситуация, что дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты не во всех случаях, обеспечиваются собственным жильем с наступлением совершеннолетия, по факту им предоставляются жилые помещения по договору социального найма [1].
В ходе проверок учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Уполномоченным и специалистами его аппарата обнаружены систематические нарушения жилищных прав детей-сирот в том числе в сфере исполнения требований законодателя об охране имущества подопечного и жилого помещения, находящегося в собственности ребенка.
Проверка «Элистинского дома-интерната для умственно отсталых детей» в Республики Калмыкия показала, как законный представитель, не располагал информацией об имуществе, в том числе о жилых помещениях детей-сирот, находящихся на попечение данного казенного учреждения. В личных делах двух воспитанников, 2011 и 2013 года рождения, отсутствовали всяческие сведения о наличии или отсутствии права на жилое помещение, а также сама опись имущества.
Проверка Уполномоченным по правам ребенка «Республиканского Дома-интерната для престарелых и инвалидов № 3» Республики Алтай при изучении личного дела несовершеннолетней, 2009 года рождения, выявила, что девочка имеет 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение. Тем самым, акты обследования сохранности жилого помещения сделаны частично, а именно не содержат достаточно развёрнутой информации в области бытовых и правовых характеристик жилого помещения.
Установлены факты ненадлежащего исполнения обязанностей в области защиты жилищных прав воспитанников в «Кольчугинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей» Владимирской области. Например, за несовершеннолетним, 2004 года рождения, закреплено жилое помещение. В направляемых в адрес организации актах проверки сохранности жилья систематически указывалась информация о том, что «по причине отсутствия отопления и водоснабжения жилое помещение не пригодно для проживания в зимний период», «жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам». Но при этом администрация учреждения не подняла вопрос признания закрепленного жилья непригодным для проживания с целью признания несовершеннолетнего нуждающимся в предоставлении жилого помещения, а также включения его в список детей, подлежащих обеспечению жилым помещением в порядке статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [2].
Рассмотрим более подробно, ст. 8 упомянутую ранее, которая применяется только тогда, когда ребёнок не имеет в собственности жилого помещения или в случае пользования жилым помещение по договору социального найма в роли нанимателя или члена семьи нанимателя, либо в случае, когда несовершеннолетний обладает каким-либо вышеперечисленным правом, но проживание в ранее занимаемом жилом помещении признаётся невозможным. Примерный перечень таких оснований и последовательность установления факта невозможности проживания в прежнем жилом помещении определяется п. 4, 5 ст. 8. Проживание детей-сирот, в прежних жилых помещениях нанимателями по договору социального найма либо собственниками признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием хоть одного из перечисленных фактов:
1) проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
— лишённых родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ);
— страдающих тяжелой формой хронических заболеваний указанными в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, при которой дальнейшее совместное проживание с ними в одном помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания либо не отвечают определенным санитарным, техническим правилам и нормам установленных для жилых помещений;
3) общая площадь жилого помещения, определенная на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее установленной нормы площади жилого помещения, в том числе в случаях если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;
4) иного установленного законодательством субъекта РФ обстоятельства. Последовательность установления обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в прежних жилых помещениях определяется законодательством субъекта РФ [3].
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями, составляют органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определенном законодательством определенного субъекта РФ. Заносятся в такой список несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Исключение детей-сирот из списка нуждающихся в жилом помещении означает получение ими жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет либо в случае достижения ими полной дееспособности до 18 лет. После подачи заявления в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, им предоставляются жилые помещения по окончании срока нахождения в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения либо иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении профессиональной образовательной организации, либо после окончании прохождения военной службы по призыву или по освобождению из исправительных учреждений [4].
Органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в установленной законодательством данного субъекта РФ последовательности, единоразово предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, отвечающие санитарным, техническим правилам и нормам по договорам найма специализированных жилых помещений, на срок 5 лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 5 ст. 103 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, которое должно находиться в пределах соответствующего населённого пункта [5].
Тем самым, мы видим, что в ЖК РФ и в ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отсутствует конкретно сформированный и действующий механизм, который обеспечивал бы сохранность жилых помещений, принадлежащих детям, оставшимся без попечения родителей и находящихся на воспитании в организациях для детей-сирот.
По данным Министерства просвещения Российской Федерации, численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями, за три года увеличилась на 7,5 %, с 258 101 в 2017 году до 277 445 в 2019 году. Численность указанной категории граждан, обеспеченных жилыми помещениями, увеличилась на 0,5 %, с 27 228 в 2017 году до 27 365 в 2019 году. Уменьшилось количество обеспеченных жилыми помещениями в общей численности, числившихся на учёте на получение жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 11,0 % до 10,1 % [6].
Для реализации права на жилище детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей целесообразно предложить следующее:
— Закрепить в законодательстве РФ конкретные сроки, по истечению которых с момента учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им в обязательном порядке предоставлялось благоустроенное жилое помещение;
— Конкретизировать в ЖК РФ жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложить на лиц, оставшихся проживать в жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей на правах собственности, обязанность по сохранности жилищной площади;
— Закрепить гражданскую ответственность для лиц, по вине которых жилое помещение пришло в состояние непригодности для постоянного проживания, в виде возмещения вреда собственникам или пользователям данных помещений;
— В законодательство РФ внести положение, в котором бы регламентировался институт административно-правовой ответственности за нарушение жилищных прав, а также за несоблюдение сроков в обеспечении жилыми благоустроенными помещениями детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот.
Литература:
- Рабец А. М. Проблемы осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2018. — № 2. — С. 74–78.
- Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка за 2019 год от 19.05.2020 г. — С. 109–110.
- Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. — 23.12.1996. — № 52. — Ст. 5880.
- Лаврищева О. А. Современные проблемы реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Государственная служба и кадры. — 2019. — № 3. — С. 84–85.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1. — Ст. 14.
- Цокур Е. Ф. Проблемы обеспечения жильем детей-сирот в Российской Федерации на современном этапе // Права человека: история, теория и практика. — 2015. — С. 243–245.