Консерватизм и либерализм представляют собой основные политические идеологии, получившие свое происхождение и развитие в XIX-XX веках. Особенно интересно представляется рассмотрение создавшегося конфликта между двумя данными идеологиями в конкретный временной период, а именно XIX век.
Ключевые слова: конфликт, либерализм, консерватизм, Европа XIX века.
Широко известно, что консервативные и либеральные ценностные установки находятся в весьма острой конфронтации. Данное явление характерно с момента его появления и по сей день. Общественное сознание мечется от одной идеологии к другой, в зависимости от разных факторов, влияющих на это. Весьма ярким примером таковой конфронтации служит переломный момент в истории Европы, а именно XIX век.
Идеология либерализма отличается тем, что исторически она появилась первой. Под ней следует понимать систему взглядов, которые ориентированы на то, что свобода отдельного человека должна быть рассмотрена как «высший идеал» и базовый принцип всей организации жизни. Этимологически слово «либерализм» происходит от латинского liberalis — свободный.
Данное понятие вошло в политический словарь Европы в 30–40-е годы XIX века, но его теоретические истоки уходят в эпоху Просвещения XVII — XVIII вв. Творцами «классического» либерализма первого этапа его исторического развития являются Дж. Локк и Ф. Вольтер, Д. Юмм, И. Кант, Ш. Л. Монтескье и Б. Франклин, Т. Джефферсон и А. Смит, И. Гете и Д. Дидро [1].
Если говорить о консерватизме, как направлении в западной философии, то он возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Данное понятие было использовано французским писателем Шатобрианом. История консерватизма (собственно, как и либерализма) берет своё начало со времен Великой Французской революции, которая в корне изменила «старый порядок» жизни, бросила некий вызов всем традиционным силам, всем формам господства Феодальной аристократии. С того времени берут начало две классические формы консерватизма: первая, которая идет от французских мыслителей Ж. де Местра и Л. Де Бонанда; вторая — от английского мыслителя Э. Берка.
Консерватизм в своем понимании содержит две основные черты: сохранение древних моральных традиций человечества, уважение к мудрости предков, неприятие радикальных изменений традиционных ценностей и институтов, убежденность в том, что общество нельзя построить в соответствии с умозрительно разработанными схемами.
Резюмируя данную часть работы, следует отметить, что в XIX веке распространение получили следующие конфликтные направления:
– либерализм, который был сформирован на политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. и связал свободу личности с уважением всех основных прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.
– консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления — Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк — пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность [2].
Экономическое и политическое развитие стран Европы в XIX веке породило большое количество идеологических направлений, которые стали отражать и защищать интересы разных слоев граждан. Данные идеи получили большое распространение и насчитывали большое количество сподвижников. Основу таких идеологий, на наш взгляд доставили либерализм и консерватизм, две идеологии, который находятся в постоянном конфликте из-за различий по многим направлениям [3].
Противостояние либерализма и консерватизма отражает размежевание ценностей в современном мире. Данные направления достигли огромных достижений. Как было отмечено ранее, либерализм провозглашает права человека высшей ценностью. Однако всевластие этой идеологии вызвало правомерную критику многих положений данного течения: необузданной претензии на власть, чрезмерной свободы, утраты семейных ценностей и др. Консерватизм выступает в качестве основного и весьма успешного оппонента либерализму, но нередко поэтизирует архаику, устарелые традиции, героизирует войну против тех, кто уклоняется от западного пути развития.
Резюмируя, следует отметить, что идеи как консерваторов, так и либералов находят свое отражение в историческом контексте стран Европы XIX века и так или иначе отразились и на современном укладе политической жизни общества.
Либеральные идеи всеобщего равенства выражались в некой борьбе за избирательные права, проведение целой избирательной реформы, свободу печати, манифестаций. Революция 1848 г. во Франции породила необходимое избирательное право, поэтому это государство стало первым с таким режимом.
Консерватизм же, или как его именует ряд ученых, «реактивная» идеология», проявляет свои идеологические установки в полемике с рационализмом. В свою очередь консерватизм, как явление, становится ответом на вызовы Французской революции.
Девиз консерватизма — «сохранять, изменяя». Данное высказывание принадлежит англо-ирландскому парламентарию и политическому деятелю, публицисту Эдмунду Берку и как нельзя точно описывает данное идеологическое явление.
В своем «чистом» проявлении консерватизм и либерализм существуют в конфликте, однако существуют такие понятия как «консервативный» либерализм и либеральный консерватизм. Данные понятия включают в себя некие смежные зоны, где их идеи могут пересекаться.
Для либерализма, как было сказано ранее, первостепенно-важным становятся права личности, а для консерватизма — права больших масс, общностей. Это и явилось основным принципиальным различием, вызывающим конфликт идей.
Литература:
- История политических и правовых учений. 19 век. — М., 1993.
- История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. — М., 2002.
- Ларионова И. Л. Политические идеологии XIX — XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» // Моск. гос. инс-т электроники и математики — 2004
- История политических и правовых учений: Хрестоматия. — М., 1996.