В данной статье анализируются причины изменения экономических показателей, влияние на их динамику пандемии коронавирусной инфекции, цен на нефть и иных факторов. Рассматривается отдельные меры государства по поддержке экономики, делается вывод о необходимости структурной трансформации отечественной экономики в целях снижения зависимости от мировых цен на энергоносители.
Ключевые слова : инвестиции, бюджет, государственный долг, ВВП, пандемия.
В 2020 году мир столкнулся с небывалыми угрозами. Пандемия коронавирусной инфекции стала огромным вызовом для мировой экономической системы. Ограничения, вводимые на уровне национальных государств, крайне негативно повлияли на экономический рост. Вынужденная самоизоляция, приостановка деятельности многих производств и иные меры, направленные на недопущение распространения коронавирусной инфекции отрицательно сказались на экономической системе, в том числе и на ее внешнеэкономических аспектах.
В 2021 году восстановление российской экономики будет относительно скромным. Правительство поздно ввело общенациональные меры изоляции для защиты экономики, что является причиной рецессии в России в 2020 году. Состояние экономики напрямую отражается на благосостоянии граждан.
Частное потребление не принесет существенного роста экономике в 2021 году из-за падения реальных располагаемых доходов и низкой нормы сбережений. Действительно, реальный располагаемый доход сократился на рекордные 8,4 % в годовом исчислении во втором квартале 2020 года, а безработица выросла до 6,1 % (девятилетний максимум). [2]
Основные проблемы правительство не способно решить в рамках имеющейся экономической модели, когда все основано на экспорте энергоресурсов. В условиях колебаний на мировом рынке нефть крайне сложно обеспечить устойчивый экономический рост.
Валюта может снова обесцениться, особенно если рынок нефти восстановится медленнее, чем ожидалось. Хотя ожидается, что в течение 2021 года цены на нефть будут постепенно расти, инвестиции в энергетический сектор будут недостаточно эффективными.
Бюджетный стимул в ответ на пандемию был относительно скромным (около 7 % ВВП израсходовано в 2020–2021 годах, включая гарантии и отсрочки по налогам), благодаря профициту бюджета и низким показателям государственного долга, зафиксированным в 2019 году.
Кроме того, с 2017 года правительство создало ликвидные резервы в Фонде национального благосостояния на сумму более 7 % ВВП. В 2021 году ожидается улучшение сальдо бюджета, превратившееся в дефицит в 2020 году. Меры по увеличению доходов включают повышение налогообложения нефтяной промышленности, введение прогрессивного налога на доходы физических лиц, налога проценты с банковских депозитов свыше 1 млн руб., а также повышение акцизов на табак.
Антициклическая налогово-бюджетная политика, адаптивная денежно-кредитная политика и целенаправленная социальная политика, проводимая для смягчения последствий кризиса, помогли сдержать негативное воздействие пандемии.
Социальные меры, принятые в начале этого года, такие как увеличение максимального уровня пособий по безработице компенсируют серьезные последствия кризиса для занятости и располагаемых доходов. Однако кризис привел к росту безработицы во всех регионах, но большая часть потерь рабочих мест была сосредоточена лишь в нескольких видах экономической деятельности (производство, строительство, розничная торговля и гостиничные услуги).
Объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 г., по оценке Банка России, составил $467,9 млрд и за год практически не изменился (увеличение на $3,7 млрд).
Между тем вклад отраслей экономики в динамику роста внешнего долга России оказался разнонаправленным. Внешние долговые обязательства российских банков уменьшились за прошедший год на $12,5 млрд, а доля банковского сектора в структуре внешней задолженности составила к концу 2020 г. 23 % против 25,4 % в 2019 г.
Внешние обязательства органов госуправления увеличились на $6,9 млрд, а их доля в структуре внешнего долга страны выросла за год с 5,9 % до 7,2 %. [1]
Однако более неблагоприятный сценарий, предполагающий резкий рост числа новых случаев заболевания COVID-19, продолжающийся во первой половине 2021 года, может еще больше повлиять на состояние экономики.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели [3]
Основные макроэкономические показатели |
||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Рост ВВП (%) |
2,5 |
1,3 |
-4,3 |
3,2 |
Инфляция (среднегодовая, %) |
2,9 |
4,5 |
3,6 |
3,5 |
Баланс бюджета (% ВВП) |
2,1 |
0,4 |
-4,5 |
-3,3 |
Сальдо текущего счета (% ВВП) |
6,5 |
3,4 |
1,0 |
2,1 |
Государственный долг (% ВВП) |
13,5 |
13,9 |
18,0 |
20,6 |
Исследования Всемирного Банка прогнозируют, что потребительское доверие в России улучшится, что будет способствовать постепенному восстановлению экономики, если в стране не будет последующих волн коронавирусных инфекций. По предварительным прогнозам, ВВП России вырастет на 2,9 % и 3,2 % в 2021 и 2022 годах соответственно, говорится в последнем отчете банка. Согласно декабрьским прогнозам банка, рост российской экономики в 2021 году составит 2,6 %, а в 2022 году-3,0 %. [4]
Пересмотр прогноза произошел из-за более низкого, чем ожидалось, сокращения ВВП в 2020 году, когда распространение вируса привело к быстрому ослаблению ограничений.
ВВП России сократился на 1,0 процента в годовом исчислении в первом квартале 2021 года после сокращения на 1,8 процента в предыдущем периоде и по сравнению с ожиданиями рынка о снижении на 2,2 процента.
Согласно финансовой оценке, годовой ВВП России в 2020 году составил 4,021 трлн долларов США и занял шестое место в мире по величине. Из которых доход на душу населения составлял 27 394 доллара США и был пятидесятым по величине в мире. Внешний и международный резерв к концу 2020 года составлял 594,4 миллиарда долларов. Это дает стране преимущество в борьбе с международным кризисом.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития России, рост экономики составит 3,3 % в 2021 году и 3,4 % в 2022 году. По данным МВФ ВВП России увеличится на 3 % и 3,9 % за тот же период.
В целом необходимо отметить, что отечественная экономика по-прежнему сильно зависит от мировых цен на энергоносители, что отрицательно сказывается на перспективах социально-экономического развития. События последних лет свидетельствуют о невозможности прогнозирования динамики мировых цен на нефть, что ставит под угрозу реализацию программ социально-экономического развития, основанных на определенных прогнозах поступлений от продажи энергоресурсов. Инструменты решения — структурная перестройка экономики, основанная на снижении доли нефтегазового сектора в экономике страны.
Таким образом, 2020 год был крайне непростым для отечественной экономики. Падение цен на нефть наряду с влиянием пандемии коронавирусной инфекции негативно повлияло на отечественную экономику, что выразилось в снижении ВВП и других экономических показателей. При этом рост цен не нефть начавшийся во втором квартале 2020 года обеспечил приток дополнительных поступлений в экономику, что в совокупности с программами государственной поддержки наиболее пострадавших отраслей сгладило негативное влияние пандемии коронавируса на отечественную экономику. Дальнейшее развитие экономики страны зависит не только от внешних факторов, связанных с борьбой с пандемией и динамикой цен на энергоресурсы, но и внутренними факторами, связанными с успехом проводимых преобразований, направленных на перестройку структуры отечественной экономики, снижением ее зависимости от мировых цен на энергоносители, усилением роли отраслей с высокой добавленной стоимостью в формировании бюджетных поступлений.
Литература:
- Гуженко Е. Б. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023038 (дата обращения: 20.05.2021)
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 20.05.2021)
- Coface [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coface.com/Economic-Studies-and-Country-Risks/Russian-Federation (дата обращения: 20.05.2021)
- The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/country/russia/publication/rer (дата обращения: 20.05.2021)