В работе проанализирован зарубежный опыт антимонопольного регулирования и оценена возможность его применения на территории РФ. Проведено сравнение оценки эффективности мер РФ и зарубежных стран и анализ деятельности ФАС России.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, антиконкурентные действия, антимонопольная политика, монополия, конкуренция.
The paper shows measures of state antimonopoly regulation of the Russian Federation that are analyzed and evaluated. A comparison of the assessment of the effectiveness of measures of the Russian Federation and foreign countries and analysis of the activities of the Russian FAS.
Keywords: antitrust regulation, anticompetitive actions, antitrust policy, monopoly, competition.
В основе антимонопольной политики многих стран мира лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, цель которых пресечь и не допустить антиконкурентные действия со стороны субъектов с рыночной властью.
Выделяют пять этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования за рубежом.
Два первых этапа — этапы становления и тестирования методов активного вмешательства государства в конкуренцию на рынке. Впервые такое антимонопольное регулирование было законодательно закреплено в США и Канаде.
В США антимонопольное законодательство было, в первую очередь, направлено на проведение антитрестовой политики с помощью трех законов: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).
Более подробно рассмотрим антимонопольное законодательство в странах ЕС, так как оно является весьма эффективным и действенным. В настоящее время Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности:
1) Контроль антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением. В 1999 г. была опубликована «Белая книга», реформировавшая механизм конкурентного регулирования в условиях интеграции и расширения ЕС. Также в 2002 г. был принят новый Регламент по применению статей 81 и 82 Римского договора. Их основными положениями являются:
– Децентрализация принятия решений по антиконкурентным соглашениям, предоставление широких полномочий национальным органам по контролю конкуренции;
– Снижение бюрократического бремени для предприятий при проведении расследований;
– Сосредоточение усилий Комиссии на расследование наиболее опасных картелей;
– Активизация последующего контроля за соглашениями и действиями компании;
– Создание единой информационной сети конкурентных органов с целью единого применения правил конкуренции.
2) Контроль над слиянием фирм. Главный принцип — если слияния создают или усиливают доминирующее положение фирмы на рынке, то они запрещены.
3) Либерализация экономических секторов, относящихся к естественным монополиям. Комиссия защищает области, где монополии все еще существуют (например, почтовые доставки). Однако для недопущения ограничения конкуренции Европейская комиссия проверяет стран-членов ЕС при создании ими естественных монополий.
4) Регулирование государственной помощи. Государство может оказывать помощь определенным организациям посредством грантов, займов, дотаций, субвенций, налоговых льгот и т. п. Однако Комиссия запрещает оказание государственной помощи компаниям, которые впоследствии не смогут функционировать самостоятельно. Данное законодательство в ЕС закреплено статьями 87–89 Римского договора. Главный принцип регулирования государственной помощи в ЕС — государственная помощь в целом недопустима, за исключением случая, когда в общих интересах имеется компенсирующее оправдание в силу неэффективности рыночного механизма, т. е. разрешены те виды помощи, которые носят социальный характер, ликвидируют последствия природных или других бедствий, направлены на развитие отстающих территорий и т. п.
Важно отметить, что каждая страна ЕС имеет собственное антимонопольное законодательство. И пока какое-либо нарушение не повлияет на всю Европу, Европейская комиссия не имеет права вмешиваться в антимонопольную политику отдельного государства.
Для успешного решения монопольных вопросов в РФ необходимо активное сотрудничество российского антимонопольного органа с зарубежными ведомствами и международными организациями, рассматриваемое как инструмент повышения эффективности реализуемой конкурентной политики.
Достижение данной цели обеспечивается путем решения двух задач в рамках реализации направлений международного сотрудничества.
Первая задача связана с активным участием в обсуждении последних мировых тенденций в области конкурентной политики. При этом ставится задача не только в использовании в практической работе результатов обсуждений и конкретных продуктов, но и участие в их выработке. Данная задача реализуется через активное участие российского антимонопольного органа в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами конкурентной политики, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная конкурентная сеть (МСК), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Вторая задача в области международного сотрудничества связана с применением современных наработок в сфере конкурентной политики в практической деятельности российского антимонопольного органа. Речь идет о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения. Все более актуальным становится направление работы, связанное с развитием практического взаимодействия антимонопольных органов при расследовании конкретных нарушений антимонопольного законодательства. В данном контексте полезными оказываются любые формы сотрудничества, начиная от обмена информацией и подходами к проводимым расследованиям, заканчивая более прогрессивными формами сотрудничества, предусматривающими координацию правоприменительной деятельности антимонопольных органов в случаях, когда нарушения затрагивают интересы более одной стороны.
Важным направлением работы ФАС России в 2018 году традиционно было сотрудничество с ведущими международными организациями, специализирующимися на вопросах защиты и развития конкуренции — ОЭСР, ЮНКТАД, МКС, АТЭС.
С другой стороны, специфика российских монополий сказалась особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.