В исследовании изучалось влияние занятий по формированию здорового образа жизни на степень вовлечения учащихся 5, 6 и 7 классов в различные виды физкультурно-спортивной деятельности. С этой целью был организован педагогический эксперимент. До и после педагогического эксперимента был проведён социологический опрос по специально разработанной анкете, включающей 3 опорных вопроса. В итоге экспериментальной работы охваченность школьников в различные виды физкультурной и спортивно-оздоровительной деятельности заметно возросла.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, спортивные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Актуальность. В современных условиях в силу ряда причин по укреплению и сохранению здоровья, заметно усложняется работа, особенно с учащейся молодёжью [3, с.4–9; 5, 51–53 с.]. Следовательно, специалистам следует изыскать более эффективные пути формирования знаний и привития практических навыков по соблюдению существующих требований по укреплению здоровья и сохранению правил здорового образа жизни. Эти положения весьма актуальны, и в первую очередь, в учебно-воспитательном процессе для обеспечения необходимого качества жизни, социального благополучия, активной двигательной деятельности.
Несомненно, пропаганда здорового образа жизни и его формирование должно начинаться с семьи, и в первую очередь, необходимо научить детей правильной организации распорядка дня, оптимальной составляющей которого является достаточная степень двигательной активности [1, 123с.; 2, 22с.; 4, с.38–40].
В реализации требований здорового образа жизни следующим образовательным звеном является общеобразовательная школа, где имеются необходимые педагогические предпосылки для формирования у школьников требуемых знаний и практических навыков о здоровье человека, обеспечения необходимого объёма двигательной активности, неприобщения к использованию вредных привычек. Это тем более важно поскольку подростковый возраст является критическим, сензитивным в плане обучения и воспитания.
Для обеспечения и реализации этих требований важным подспорьем являются также занятия различными видами двигательной активности, посещение физкультурно-оздоровительных клубов, расширение объёма самостоятельных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Задачи. Основной задачейданного исследования являлось выявление степени воздействия физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на формирование здорового образа жизни школьников 5–7 классов.
М етоды исследования. Изучение, обобщение и анализ литературных источников, социологический опрос, педагогические наблюдения.
Организация исследования. Социологический опрос был проведен в общеобразовательных школах Еревана, в котором приняли участие 167 респондентов-учащиеся.
Анализ результатов. Социологический опрос вбирал в себя оценку 3 вопросов: занимаются каким-либо видом спорта, посещают какой-либо физкультурно-оздоровительный центр или фитнес-клуб и выполняют самостоятельно физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Полученные данные приведены в таблице. Сравнивались результаты до и после педагогического эксперимента в 3 экспериментальных и 3 контрольных классах — 5, 6 и 7.
Из таблицы видно, что в 5, 6 и 7 экспериментальных классах к концу педагогического эксперимента в 3 раза увеличилось число школьников, приступивших к занятиям разными видами спорта, а по классам соответственно — в 2.4–3.3–4.0 раза. В тех же, но контрольных 5–6 классах уменьшилось, к сожалению, число занимающихся спортом в 3.8 и 7.2 раза соответственно, а в 7-х увеличилось вдвое.
Что касается второй направленности занятий, то к концу эксперимента в среднем 9.3 % учащихся экспериментальных классов стали посещать различные физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы, за исключением шестиклассников. В контрольных классах подобные сдвиги не прослеживаются.
Отрадно, что к концу педагогических воздействий изучаемые вопросы относительно третьего направления оставляют благоприятное впечатление. Так, в среднем около 70 % учащихся всех классов признали необходимость и важность самостоятельного выполнения разнообразных физических упражнений в течение дня. Это касается преимущественно школьников более старшего возраста. Аналогичные сдвиги у респондентов контрольных классов весьма занижены, а в отдельных случаях вообще отсутствуют.
Таблица
Влияние занятий по здоровому образу жизни на приобщение учащихся к физкультурно-спортивной практике, в- %
Направлеиности занятий |
Экспериментальные классы |
Контрольные классы |
||||||||||
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
до |
пос. |
до |
пос. |
до |
пос. |
до |
пос. |
до |
пос. |
до |
пос. |
|
Занимаются каким-либо видом спорта |
16.6 |
40 |
11.1 |
37 |
7.6 |
30.7 |
22.5 |
19.3 |
21.4 |
14.2 |
8 |
16 |
Посещают какой-либо физкультурно-оздоровительный центр или фитнес клуб |
-- |
3.3 |
-- |
-- |
-- |
15.3 |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
Выполняют самостоятельно физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня |
-- |
76.6 |
-- |
66.6 |
3.8 |
65.3 |
-- |
-- |
3.5 |
-- |
-- |
12 |
Таким образом, можно отменить педагогическую значимость специально направленных занятий по формированию здорового образа жизни в процессе уроков физической культуры на повышение интереса подростков к занятиям разными видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Выводы. Итоги проведённого исследования позволяют отметить, что одним из основных путей приобщения школьников-подростков к систематическим занятиям определёнными видами физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности являются специально организованные педагогические подходы в процессе преподавания здорового образа жизни. Рекомендуется внедрение этой системы в практику работы общеобразовательных школ. Последнее призвано совершенствовать процесс физического воспитания учащейся молодёжи.
Литература:
1. Арутюнян А.А, с соавт., Основы преподавания предмета «Здоровый образ жизни» в общеобразовательной школе.- Ереван, Асогик,- 2015–123с., (на арм. языке).
2. Зверев С. М. Формирование у школьников умений самостоятельно заниматься физической культурой: Автореф. дис…канд. пед. наук, 1980.22с.
3. Луконин Ю. В., Поляков А. М., Шеенко Е. И., Методика оценки потребности в физической культуре и здоровом образе жизни //Физическая культура в школе.-2011.-N6.-с.4–9.
4. Тарасова О. Л., Казин Э. М., Скотникова Л. Н., Игишева Л. Н., Игишева Н. В., Мотивация к двигательной активности как компонент адаптационного психофизиологического потенциала подростков // Теория и практика физической культуры, -2019, -N9.с.-38–40
5. Титова Г. С., Предпосылки формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Физическая культура:-воспитание, образование, тренировка,-2019, N 5.-51–53 с.