В данной статье представлена уровневая динамика развития связной речи старших дошкольников до и после апробирования программы, основанной на использовании playback-meampa. Опыт проведения театрализованной деятельности со старшими дошкольниками показал положительный результат в развитии связной речи.
Ключевые слова: playback-meamp, театрализованная деятельность, связная речь.
Эффективным средством развития связной речи у детей является театр и театрализованные игры, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр — это один из самых доступных видов искусства он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, с художественным и нравственным воспитанием, [7, с. 142].
Если рассматривать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно ему: «...речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Введение. Периодом активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической является дошкольный возраст. Необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка является овладение грамотной речью [5].
В настоящее время развитие связной речи у старших дошкольников находится под влиянием зрительной наглядности, динамической и статистической, избытка иллюстраций в книгах, видеоматериалов. Наряду с увеличением нагрузок на зрительное восприятие, уменьшается время общения как взрослых с детьми, так и детей между собой: снижается качество общения, о чем свидетельствует упрощение словарного состава и грамматического содержания речи, а также снижение ее выразительного и действенного потенциала.
А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова и др. рассматривали вопросы развития связной речи дошкольников. В их работах определены формы и методы работы по развитию связной монологической и диалогической речи на разных возрастных этапах, а также задачи, содержание, [5, с. 117].
Е. А. Антипиной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. М. Крыловой, Г. М. Ляминой, Е. И. Радиной, Е. А. Флериной и др. изучались: развитие связной речи у детей дошкольного возраста, механизмы и факторы ее развития.
В работах Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой, М. В. Ильяшенко, М. Малетиной, А. А. Соколовой рассматривается культура речевого общения, вопросы технологии развития диалогических умении [2, с. 27].
Playback-театр является одним из видов театрализованной деятельности. Playback-театр — метод интерактивного импровизационного театра, в нем нет сценария, но есть истории, которые проигрываются спонтанно актёрами на сцене, в строго заданной структуре. Данная форма театра хорошо подходит для детского дошкольного учреждения, сохраняя баланс структуры и импровизации. В playback-театре основное место занимают человеческие чувства и эмоции, playback-театр — это театр психологических импровизаций. Playback-театр помогает детям почувствовать общность, а также порождает позитивные эмоции, так как все истории доигрываются до положительного конца. перформанс Playback за счет разнообразия детских историй и спонтанной игры, получается неповторимым, он рождается здесь и сейчас [4, с. 124].
Методики исследования. Перед началом внедрения программы «Playback-театр для детей» в образовательный процесс мы провели диагностику по следующим методикам: диагностика речевого развития дошкольников О. С. Ушаковой, методика на выявление уровня развития навыков диалогического общения М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. В данном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 112» г. Тюмени «Радуга детства».
Описание результатов. Уровень развития связной речи старших дошкольников выявляли по методике О. С. Ушаковой. По результатам данной методики, мы сделали вывод о том, что у большинства детей выявлен низкий уровень развития связной речи — 45 %, средний уровень был выявлен у 40 % детей и низкий уровень выявлен у 15 % детей.
Уровня развития навыков диалогического общения выявлялся по методике М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. Результаты: высокий уровень был выявлен только у 15 % детей. Дети с высоким уровнем быстро устанавливали контакт со взрослым: речь детей богата прилагательными, глаголами, она образна и эмоциональна, также имела интонационную выразительность, на вопросы экспериментатора давали полные и развернутые ответы. У 50 % детей нами был выявлен средний уровень диалогической речи — это является нормой, и наблюдается у половины нашей выборки. Низкий уровень диалогической речи выявлен у 35 % детей. Дети с низким уровнем диалогической речи они не хотели отвечать на вопросы экспериментатора они им казались не интересными, в контакт с ним практически не вступали. Даже по просьбе педагога задать вопросы своим сверстникам дети не проявляли активности и желания вступать в беседу. По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальную и контрольную группу вошли дошкольники в зависимости от уровня развития связной речи.
Программа, которая была нами разработана, включила комплекс занятий, импровизаций Playback-театра, направленных на целенаправленную и планомерную работу по количественному и качественному увеличению компонентов связной речи детей старшего дошкольного возраст, программа «Playback-театр для детей» разработана в соответствии с ФГОС. Данная программа рассчитана на шесть месяцев с детьми 5–6 лет. Периодичность занятий: один раз в две недели, два занятия в месяц.
На контрольном этапе исследования, после внедрения программы в образовательный процесс старших дошкольников мы провели повторную диагностику детей. Диагностика детей проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной группе показал, что результаты оценки уровня развития связной речи при проведении повторного эксперимента отличаются незначительно. По результатам контрольного этапа исследования в экспериментальной группе можно сделать вывод о том, что разработанная программа по развитию связной речи детей 5–6 лет с использованием Playback-театра эффективна.
Из полученных результатов следует, что высокий уровень развития связной речи в экспериментальной группе увеличился в два раза. Средний показатель развития связной речи, в результате проделанной работы, выявлен у половины детей в обеих группах, что позволяет сделать вывод о том, что половина детей каждой группы, прибывают в норме развития связной речи. При этом мы учитываем данные о низком уровне развития связной речи. Низкий уровень развития связной речи, мы выявили у детей контрольной группы, в экспериментальной группе данный уровень не был диагностирован. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели в обеих группах возросли, но экспериментальная группа показала более высокие результаты. У детей экспериментальной группы расширился словарь, который активно используется дошкольниками в речи, повысилась познавательная активность.
Эффективность, проведенной программы по развитию связной речи старших дошкольников посредством Playback-театра, определялась с помощью U-критерий Манна-Уитни. В результате статистического анализа по методике О. С. Ушаковой, U-критерий=243, что свидетельствует о нахождение значения в зоне значимости. В рамках методики М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, U-критерий=262, находящийся в зоне значимости.
Вывод. Playback-театр обогащает словарь детей, развивает грамматический компонент речи, активизирует у старших дошкольников активный и пассивный словарь, также выстраивается монологическая и диалогическая речь.
Литература:
1. Антипина, Е. А. Программа «Театрализованная деятельность в детском саду». — М., 2003. 128 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. 127 с.
3. Богуславская, З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2010. 213 с.
4. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2- 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. — М.: ВАКО, 2014. 256 с.
5. Доронова, Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. -М„ 1997. 269 с.
6. Доронова, Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013. 214 с.
7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. — М.: Изд-во «Педагогика», 2006. 516 с.
8. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5–7 лет / С. И. Карпова. — СПб.: Речь, 2007. 86 с.
9. Киселева, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. — Томск: Изд. ТГПУ, 2016. 84 с.