С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима совместная работа логопеда и родителей ребенка. В статье рассмотрено понятие «лексико-грамматический строй речи», нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, а также особенности логопедического воздействия по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: лексико-грамматический строй, ребенок, этап, общее недоразвитие речи, пассивный словарь, воздействие.
Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Никашина и другие исследователи считали нарушение лексики и грамматического строя речи важнее всех остальных компонентов речевой системы.
Термин, который характеризует речевые компоненты и включает в себя лексический запас и грамматически верное его использование в речи называется лексико-грамматический строй речи. Рассмотрим более подробно.
Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. Активный словарный запас ребенок употребляет в своей речи, пассивный — понимает, но употребить в речи не может.
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря [3].
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система — умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Словоизменение –это изменение слова при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных.
Во время коррекции лексико-грамматического строя речи используются дидактические игры совместно с яркой наглядностью и игрушками. Также важно общаться с ребенком.
По Р. И. Лалаевой для формирования лексики необходимо:
— расширять объем словаря и увеличивать знания об окружающей действительности;
— уточнять значение слов;
— формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов;
— активизировать словарь, а также переводить слова из пассивного словаря в активный [3].
Чтобы расширить объем словарного запаса ребенка, необходимо рассказывать ему о предметах и явлениях. Важно объяснять ему новые слова, иначе он может понять по-своему и не всегда верно. Сперва нужно закрепить слово в пассивном словаре, после чего ребенок сможет употреблять его в активной речи.
Пассивная лексика появляется у ребенка значительно раньше активной, и создает предпосылки для ее возникновения [1].
Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции [2].
В ходе коррекции осуществляется работа по формированию словообразования и словоизменения. Если ребенок не будет владеть этими навыками, то не сможет высказывать свои мысли. Формирование этих навыков проходит в три этапа.
Работа над словообразованием включает в себя:
1 этап: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Этот этап содержит:
— изучение уменьшительно-ласкательной формы;
— умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные глаголы;
— образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
2 этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Этот этап содержит:
— образование существительных с суффиксами –ниц, -ин, -инк;
— образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-;
— глаголы с приставками в- вы-, на-;
— относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-, качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
3 этап: уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Этот этап содержит:
— образование названий профессий;
— образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Этапы формирования словоизменения у детей:
1 этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
На 2 этапе работа проходит по следующим направлениям:
— употребление предложно-падежных конструкций единственного числа, а также понимание беспредложных форм множественного числа;
— дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени и согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;
— согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
3 этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Выводы. Детям с нарушенным лексико-грамматическим строем речи необходимо оказывать коррекционную помощь. Речь развивается поэтапно, и, если ребенок на определенном этапе отстал от нормы, позже ему будет сложнее. С ребенком нужно разговаривать, объяснять слова, значения которых ему еще непонятны. Также необходимо исправлять грамматические ошибки, которые он допускает в речи. Логопедическое воздействие состоит из шагов, которые логопед проходит вместе с детьми, предоставляя новую информацию в виде игр и картинок. Результатом работы будет свидетельствовать обширный активный словарь и грамматически верное его оформление.
Литература:
- Александрова, Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 48 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики: Пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2015. — 282 с.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: ТЦ Сфера, 2012. — 254 с.