Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Болдырева, В. Э. Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. Э. Болдырева, З. Э. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 450-451. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81485/ (дата обращения: 15.11.2024).



С каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Особенно много детей с общим недоразвитием речи, при котором страдают все компоненты речи, в частности лексико-грамматический строй. Для того, чтобы скорректировать это нарушение, необходима совместная работа логопеда и родителей ребенка. В статье рассмотрено понятие «лексико-грамматический строй речи», нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, а также особенности логопедического воздействия по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: лексико-грамматический строй, ребенок, этап, общее недоразвитие речи, пассивный словарь, воздействие.

Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Никашина и другие исследователи считали нарушение лексики и грамматического строя речи важнее всех остальных компонентов речевой системы.

Термин, который характеризует речевые компоненты и включает в себя лексический запас и грамматически верное его использование в речи называется лексико-грамматический строй речи. Рассмотрим более подробно.

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. Активный словарный запас ребенок употребляет в своей речи, пассивный — понимает, но употребить в речи не может.

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря [3].

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система — умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Словоизменение –это изменение слова при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных.

Во время коррекции лексико-грамматического строя речи используются дидактические игры совместно с яркой наглядностью и игрушками. Также важно общаться с ребенком.

По Р. И. Лалаевой для формирования лексики необходимо:

— расширять объем словаря и увеличивать знания об окружающей действительности;

— уточнять значение слов;

— формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов;

— активизировать словарь, а также переводить слова из пассивного словаря в активный [3].

Чтобы расширить объем словарного запаса ребенка, необходимо рассказывать ему о предметах и явлениях. Важно объяснять ему новые слова, иначе он может понять по-своему и не всегда верно. Сперва нужно закрепить слово в пассивном словаре, после чего ребенок сможет употреблять его в активной речи.

Пассивная лексика появляется у ребенка значительно раньше активной, и создает предпосылки для ее возникновения [1].

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции [2].

В ходе коррекции осуществляется работа по формированию словообразования и словоизменения. Если ребенок не будет владеть этими навыками, то не сможет высказывать свои мысли. Формирование этих навыков проходит в три этапа.

Работа над словообразованием включает в себя:

1 этап: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Этот этап содержит:

— изучение уменьшительно-ласкательной формы;

— умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные глаголы;

— образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

2 этап: работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Этот этап содержит:

— образование существительных с суффиксами –ниц, -ин, -инк;

— образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-;

— глаголы с приставками в- вы-, на-;

— относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-, качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

3 этап: уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Этот этап содержит:

— образование названий профессий;

— образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Этапы формирования словоизменения у детей:

1 этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

На 2 этапе работа проходит по следующим направлениям:

— употребление предложно-падежных конструкций единственного числа, а также понимание беспредложных форм множественного числа;

— дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени и согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;

— согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

3 этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Выводы. Детям с нарушенным лексико-грамматическим строем речи необходимо оказывать коррекционную помощь. Речь развивается поэтапно, и, если ребенок на определенном этапе отстал от нормы, позже ему будет сложнее. С ребенком нужно разговаривать, объяснять слова, значения которых ему еще непонятны. Также необходимо исправлять грамматические ошибки, которые он допускает в речи. Логопедическое воздействие состоит из шагов, которые логопед проходит вместе с детьми, предоставляя новую информацию в виде игр и картинок. Результатом работы будет свидетельствовать обширный активный словарь и грамматически верное его оформление.

Литература:

  1. Александрова, Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 48 с.
  2. Жукова, Н. С. Логопедия: основы теории и практики: Пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2015. — 282 с.
  3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: ТЦ Сфера, 2012. — 254 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, лексико-грамматический строй речи, пассивный словарь, этап, грамматический строй речи, лексико-грамматический строй, логопедическое воздействие, множественное число, синтаксическая система.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, ребёнок, воздействие, этап, пассивный словарь, лексико-грамматический строй

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данный реферативный обзор содержит информацию о статьях, в которых рассматривается проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи и вопросы развития связной речи данной категории детей. Связная речь, носящая характ...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с билингвизмом

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения посещает достаточно большое количество детей с билингвизмом, что обусловлено значительной миграцией населения или проживанием коренного населения в русскоязычной среде. В статье рассматриваются ...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Похожие статьи

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Отличительные черты речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие правильной речи у детей дошкольного возраста — одна из важных и актуальных проблем логопедии в современном обществе. В данной статье представлены основные нарушения всех элементов речевой системы детей в целом, которые входят в структуру так...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данный реферативный обзор содержит информацию о статьях, в которых рассматривается проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи и вопросы развития связной речи данной категории детей. Связная речь, носящая характ...

Современные аспекты проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В данной статье речь идет о формировании связной речи у детей дошкольного возраста. В статье представлены исследования ученых, изучавших проблему развития связной речи детей данной группы. Речевое развитие детей с нарушением зрения, следовательно, и ...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Особенности развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с билингвизмом

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения посещает достаточно большое количество детей с билингвизмом, что обусловлено значительной миграцией населения или проживанием коренного населения в русскоязычной среде. В статье рассматриваются ...

Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста

В статье дается краткая характеристика специфических нарушений речи детей дошкольного возраста: дислалии и дизартрии. Авторы статьи обращают внимание на схожесть речевых симптомов при проведении диагностики, представляют этапы диагностического обслед...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Задать вопрос