В статье рассмотрена экологическая и экономическая эффективность применения сорбционного фильтра и тонкослойного отстойника в очистке сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ грузового портового комплекса.
Ключевые слова: экология, сточные воды, очистные сооружения, нефтепродукты, взвешенные вещества, сорбция, тонкослойный отстойник.
Сегодня, в связи с развитием техники, стало особенно очевидным несовершенство большинства применяемых технологий и других объектов морских портов, в том числе очистных сооружений, с точки зрения отрицательного влияния на природу и морские экосистемы [1].
Объектом исследования является грузовой комплекс, входящий в состав морского порта Усть-Луга, а также прилегающая к нему акватория Лужской губы Финского залива. Данный комплекс предназначен для приема и обработки железнодорожных паромов, автомобильных паромов и судов, обслуживающих каботажные линии «Усть-Луга — Балтийск» и линии загранплавания «Усть-Луга — порты Германии» [2].
На комплексе запроектированы очистные сооружения поверхностных и производственных сточных вод. В процессе своей текущей деятельности грузовой комплекс использует Лужскую губу Финского залива для сброса сточных вод. Объем сточных вод — 18 250 м 3 /год.
По результатам анализа данных по производственному экологическому мониторингу за 2020 г. была выявлена некорректная работа существующих водоочистных комплексов, которая проявляется в сверхлимитном сбросе некоторых загрязняющих веществ (нефтепродукты и взвешенные вещества) и, соответственно, повышении экологических платежей предприятия.
Для рассматриваемого портового комплекса, учитывая установленный расход сточных вод, для очистки стоков от нефтепродуктов и взвешенных веществ предлагается к внедрению: фильтр сорбционной очистки стоков Argel S, а также тонкослойный отстойник Argel L.
Производителем вышеперечисленных установок по очистке сточных вод является компания «Аргель». Данное предприятие является одним из лидеров в области разработки, внедрения и изготовления оборудования для водоподготовки и водоотведения в России [3].
Для того, чтобы определить, какую из двух вышеперечисленных систем водоочистки наиболее целесообразно установить на исследуемом портовом комплексе, было проведено эколого-экономическое обоснование внедрения этих технологий.
Экологическая эффективность внедрения оценивалась в виде сокращения сброса загрязняющих веществ (ЗВ) в тоннах в год, экономическая эффективность — в виде уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) [4]. В таблице 1 представлены результаты экологической и экономической оценки внедрения вышеперечисленных проектов.
Таблица 1
Показатели экологической и экономической эффективности внедрения систем очистки сточных вод
Показатель |
Argel S |
Argel L |
||
До внедрения |
После внедрения |
До внедрения |
После внедрения |
|
Сброс ЗВ, т/год |
43,9 |
30,5 |
43,9 |
27,2 |
Плата за НВОС, тыс. руб./год |
845,6 |
41,7 |
845,6 |
43,9 |
Из данной таблицы видно, что наиболее эффективным с точки зрения снижения сброса ЗВ является применение тонкослойного отстойника Argel L. Тем не менее, применение сорбционного фильтра Argel S позволяет в большей степени снизить плату за НВОС. Это связано с тем, что сорбционный фильтр лучше проводит очистку стоков от нефтепродуктов, ставка платы за сброс которых намного выше, чем за взвешенные вещества (147 11,7 руб. против 977,2 руб.).
Тем не менее, для более объективной оценки целесообразности внедрение того или иного проекта необходимо также принять в расчет его рентабельность, используя более расширенный перечень экономических показателей [4]. В таблице 2 представлены сводные данные по показателям рентабельности рассматриваемых систем очистки сточных вод.
Таблица 2
Показатели рентабельности проектов систем очистки сточных вод
Показатель |
Ед. изм. |
Argel S |
Argel L |
Общие инвестиции I 0 |
тыс. руб. |
647 |
386 |
Чистая годовая экономия В |
тыс. руб./год |
486,2 |
603,6 |
Срок окупаемости РВ |
год |
1,3 |
0,6 |
Чистый дисконтированный доход NPV |
тыс. руб. |
1 392 |
2 145 |
Внутренняя норма рентабельности IRR |
% |
29 |
31 |
Индекс доходности PI |
– |
2,2 |
5,6 |
Согласно данной таблице, рентабельными являются обе установки, но с экономической точки зрения наиболее выгодным является проект по внедрению тонкослойного отстойника, так как данный проект обладает минимальными общими инвестициями и сроком окупаемости, а также максимальным чистым дисконтированным доходом. Если снова принять во внимание экологическую эффективность проектов, при внедрении тонкослойного отстойника в Лужскую губу Финского залива будет сбрасываться меньшее количество загрязняющих веществ, чем при внедрении сорбционного фильтра.
Таким образом, к рассмотрению для внедрения очистных сооружений грузового комплекса в морском порту Усть-Луга следует принять проект тонкослойного отстойника. Несмотря на то, что оба рассмотренных проекта являются рентабельными и в значительной степени снижают влияние портового комплекса на окружающую среду и, в частности, на Лужскую губу Финского залива, с экологической точки зрения тонкослойный отстойник Argel L показывает лучшие результаты.
Литература:
- Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012) [Электронный ресурс] // URL: https://www.rosmorport.ru/investors/seastrategy/ (дата обращения: 22.05.2021)
- Мамаева М. А., Жигульский В. А., Царькова Н. С., Шилин М. Б. Экологическая стратегия развития морского портового комплекса в Лужской губе // Биосфера. 2016. № 4. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-strategiya-razvitiya-morskogo-portovogo-kompleksa-v-luzhskoy-gube (дата обращения: 22.05.2021)
- Очистка стоков от нефтепродуктов. [Электронный ресурс] // URL: https://www.vo-da.ru/articles/ochistka-ot-nefteproduktov/metodyi-i-tehnologii (дата обращения: 22.05.2021)
- Сергиенко О. И., Савоскула В. А., Павлова А. С. Наилучшие доступные технологии и организация экологически более чистого производства: Учебн.-метод. пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2018.- 36 с.