Данная статья посвящена рассмотрению феномена мотивации с позиции концептуально-теоретических подходов, позволяющих отследить вариативность приоритетов и мнений ученых и аналитиков в сфере мотивации персонала в разные исторические периоды.
Ключевые слова : мотивация, персонал, концепции мотивации, теории мотивации, модели мотивации, потенциал, человеческий ресурс.
В условиях методологической и категориальной неоднозначности, необходимость комплексного переосмысления и систематизации научных знаний по вопросам мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организаций обусловливает актуальность исследования.
Интерес к широкому кругу явлений, побуждающих индивида к действию, возник задолго до появления теории управления. Начало научному изучению мотивации положили древние мыслители (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Спиноза, Ибн Сина (Авиценна), Эпикур и др.), которые упоминали «нужду» как ключевую причину человеческой активности. Особое значение основному источнику активности человека — потребностям — придавали французские материалисты конца XVIII века (Э. Кондильяка, П. Гольбах). Большую роль потребностям в поведении человека отводили Н. Г. Чернышевский, П. М. Ершов, к Ф. М. Достоевский Г. Гегель. В XX и XXI вв. проблема мотивации остается чрезвычайно популярной и волнует многих ученых. В XX веке категории «потребность», «мотив» и «стимул» рассматривают во взаимосвязи и единстве. Р. Вудвортсомом отводится ключевая роль в психической активности индивида, в частности, чувствительности/ безразличию к стимулам, определяющих характер двигательных реакций и влияющих на восприятие окружающего мира [1].
В таблице 1 проиллюстрировано эволюционирование концепций мотивации трудовой деятельности [2 с.438].
Таблица 1
Эволюция концепций мотивации трудовой деятельности
Концепция |
Постулаты |
Содержание |
Школа УП |
Концепция «человека экономического» |
Процесс труда не приносит такого удовлетворения, в отличие от вознаграждения за него |
Подвод мотивации к материально-денежному стимулированию с учетом: нормирования, оплаты и дифференциации труда; маневрированием временем; Задача: установка зависимости качественно-количественных индикаторов с формами вознаграждения |
Классическая школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, Г. Эмерсон, М. Вебер, А. Гастев и др.) |
Концепция «человека социального» |
Наиболее весомой, нежели деньги выступает потребность индивидов в значимости и полезности |
Мотивация с четом доверия, адекватного вознаграждения по итогам оценки, поощрение лояльности инициативы, сотрудничества,. Задача: организация системы вознаграждения, делая ставку на групповую солидарность |
Школа человеческих отношений (М. Фоллет, Э. Мэйо, К. Аджерис, Р. Ликарт, и др.) |
Концепция «человек—ресурс» |
Стремление индивида внести вклад в реализацию организационных целей, способность к творчеству, ответственности, самоконтролю |
Отношение к персоналу как к «человеческому капиталу», особому виду ресурсов, при использовании которого скрыты колоссальный потенциал. Стимулы: вознаграждение за инициативу, рационализацию, т.п. Задача: в ориентации на повышение производительности труда, при одновременном удовлетворении спектра потребностей в аспектах качества жизни |
Концепция человеческих ресурсов (Флемхольц, А. Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Мак-Грегор и др.) |
Концепция «работа — часть “Я”» |
Самоактуализи- рующаяся личность |
Совпадение внутренней необходимости с необходимостью внешней, «я хочу» = «я должен» (полное совпадение личных и профессиональных ценностей). Задача: не допуск демотивации такого сотрудника |
Теория метамотивации (А. Маслоу) |
В таблице 2 представлена классификация теорий мотивации [2, с.439].
Таблица 2
Классификация теорий мотивации
Теория |
Автор |
Год |
Объект основного внимания теорий |
Иерархия (пирамида) потребностей |
А. Г. Маслоу, (Maslow) |
1954 |
Потребности персонала |
Теория потребностей и принцип разочарования-регрессии, |
К. П. Алдафер (Alderfer) |
1972 |
|
Теория приобретенных потребностей |
Д. К. Макклелланд (McClelland) |
1985 |
|
Теория двух факторов |
Ф. И. Герберг (F. Herzberg) |
2003 |
|
Теория усиления |
Б. Ф. Скиннер (Skinner) |
1953 |
Внешние факторы |
Теория справедливости |
Дж.С. Адамс (Adams) |
1963 |
Внутренние факторы |
Теория ожиданий |
В. Г. Врум (Vroo) |
1964 |
|
Теория установления цели |
И. А. Локки (Locke)и Г. П. Лэтхем (Latham) |
1990 |
|
Теория научного управления |
Ф. В. Тейлор (Taylor), |
1911 |
Управленческие аспекты |
Теория X и Теория Y |
Д. Макгрегор (McGregor), |
1957 |
|
Теория Z |
В. Г. Оучи (Ouchi) |
1981 |
Систематическое изучение мотивации обусловили создание двух категории теории мотивации:
1) содержательные теории мотивации базируются на удовлетворении потребностей и побуждении индивида к действиям, концентрируясь на анализе и выявлении содержания факторов мотивации. При этом, авторы основываются на идентификации внутренних потребностей и мотивов индивида, побуждающих действовать конкретным образом; в означенных теориях проводится анализ потребностей и их влияния на мотивацию, описана структура потребностей, содержание и связь потребностей с мотивацией индивида к деятельности (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф.Герцберг);
2) в соответствии с процессуальным подходом, предметом изучения которого выступает динамика взаимодействия разных мотивов, поведение индивида определяется не только его потребностями, но и восприятием ситуации, ситуационным ожиданиями, оценкой возможностей, перспектив выбранного типа поведения; в результате, индивидом принимается/ не принимается решение об активных действиях либо о бездействии (В. Врум, Б.Скиннер, Л. Портер и Э. Лоулер, Д. Аткинсон, Д. Макгрегор) [3, 4; 5; 6].
Наиболее авторитетной считается Теория иерархии (А. Маслоу (Maslow, 1954), автор которой предлагает иерархию потребностей: от низших уровней прожиточного минимума — до высших уровней самосознания и самореализации [7].
На базе теории Маслоу, К. П. Алдафер (Alderfer, 1972) предположил Теорию потребностей (теория ERG), принципиально отличающаяся от теории Маслоу— движение по иерархии возможно осуществить как снизу вверх, так и сверху вниз при условии не удовлетворения потребности верхнего уровня; автором предложен принцип разочарования-регрессии, в соответствии с которым, между выделенными автором уровнями иерархии потребностей сотрудники перемещаются зависимо от степени удовлетворения их потребностей [8].
Ф. И. Герцбергом (Herzberg, 2003) теория А. Г. Маслоу была доработана. В Герценбергской теория двух факторов объединены все потребности в два уровня, в частности: потребности гигиены (мотивы и стимулы нижнего уровня: управление фирмой, межличностные отношения, условия труда, зарплату, статус и безопасность); потребности мотивации [9].
Д. К. Макклелландм (McClelland, 1985) разработана Теория приобретенных потребностей, основной идеей является приобретение потребностей на протяжении всей жизни; не являясь врожденными, формирование и развитие потребностей индивида обусловлено его жизненным опытом [10].
Теория усиления B. Ф. Скиннера (Skinner, 1953) входит в число теорий, которые делают акцент на внешних факторах мотивации персонала; в рамках изучения поведения персонала выяснено: усиление определенного поведения персонала обусловлено мотивацией и стимулированием труда [11].
Ключевым аспектам внутренних факторов мотивации и стимулирования персонала уделено внимание в следующих теориях: Дж. С. Адамса (Adams, 1963); В. Г. Врума (Vroom, 1864), И. А. Локки и Г. П. Лэтхема (Locke, Latham, 1990).
Так, в Теории справедливости Дж. С. Адамса: мотивированность персонала обусловлена их пониманием справедливого отношения по сравнению с прочими коллегами. Теория ожиданий В. Г. Врума [12]: учитывает ожидания сотрудников и предполагает, что они мотивированы и стимулированы результатами и ожидаемыми итогами их собственного поведения. Теории установления цели И. А. Локки и Г. П. Лэтхема [13] предполагает: сотрудники при установлении цели, становятся мотивированными и стимулированными к принятию мер по достижению данных целей.
Ряд теорий заостряют внимание на управленческих аспектах данного процесса, в частности, производительности, человеческим ресурсам и пр.. Среди них, заслуживают внимания следующие теории:
– Теория научного управления, основоположником которой является Ф. Тейлор (Taylor, 1911) [14]; она сосредоточена на изучении процессов работы, определении эффективных способов ее выполнения и, в свою очередь, вознаграждении работников за их продуктивность и трудолюбие; работники мотивированы и стимулированы к труду и способны постоянно работать усерднее и эффективнее, их труд следует оплачивать исходя из количества и качества выполняемой работы;
– Теория X и теория Y Д. МакГрегора (McGregor, 1957) [15], которая опирается на работу Ф. И. Герцберга и предлагает собственный подход; теория сначала классифицирует менеджеров и относит их к одной из двух групп: первую группу составляют «Менеджеры X», считающие работников немотивированными и неуправляемыми; к противоположной группе относятся «Менеджеры Y», сосредоточенные на мотиваторах и работающие над тем, чтобы помочь работникам в удовлетворении потребностей этих более высоких уровней;
– Теория Z В. Г. Оучи (Ouchi, 1981) [16] исходит из идеи, что работники, вовлеченные в деятельность предприятия и привержены ему, будут мотивированы и стимулированы на повышение производительности; основываясь на японском подходе к управлению, «Менеджеры Z» предоставляют награды (долгосрочная занятость, продвижение изнутри, управление на основе участия) и другие методы мотивации.
Таким образом, рассмотрев теории и модели мотивации персонала, автор придерживается концепции, в соответствии с которой, человеческий капитал в условиях глокализации выступает стратегически значимым фактором стабильности, роста устойчивости и конкурентоспособности современного хозяйствующего субъекта, который материализован в потенциал конкретного сотрудника, поэтому задача поиска эффективных подходов к мотивации персонала не только важна, но и своевременна.
Литература:
- Пряжников, Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 365 с.
- Митрофанова И. В. Мотивация и стимулирование труда: эволюция концептуально-методологических подходов//И. В. Митрофанова, И. В. Корсакова, А. С. Пономарева, И. Д. Калиничева// Мотивация. Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Том 9. — СС. 436–451.
- Кузнецова, А. Ю. Основные теории мотивации / А. Ю. Кузнецова— Текст: непосредственный // Студенческий. — 2019. — № 2–2(46). — С. 39–41.
- Сальникова, Е. С. Эволюция теорий мотивации персонала организации / Е. С. Сальникова // Экономические исследования и разработки: сборник научных статей. — Пенза: ООО «Глобус», 2019. — С. 21–25
- Толмачева, М. С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М. С. Толмачева, Г. А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. — 2019. — № 2. — С. 6–14.
- Хохлова, Е. Д. Современные подходы к мотивации персонала организации / Е. Д. Хохлова. // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 364–366.
- Maslow, A. H. Motivation and personality. New York: Harper & Row, — 1954. — 411 p. https://holybooks.com/wp-content/uploads/Motivation-and-Personality-Maslow.pd
- Herzberg, F. I. One more time: how do you motivate employees? // Harvard Business Review. — 2003. — No 81. — pp. 87–96. https:// hbr.org/ 2003/01/ one-more-time-how-do-you-motivate-employees
- McClelland, D. C. Human motivation. Glenview. IL: Scott, Foresman, —1985. — 315 p. https://www.coursehero.com/file/p45iqcm/Jang-K-L-McCrae-R-R-Angleitner-A-Riemann-R-Livesley-W-J-1998-Heritability-of
- Adams, J. S. Towards an understanding of inequity // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. No 67(5). — 411 p. https:// shodhganga. inflibnet. ac. in/bitstream/10603/20476/14/14_references.pdf
- Skinner, B. F. Science and human behavior. — New York: Macmillan, — 1953. — 461 p. https:/ /garfield. library. upenn. edu/ classics1985 / A1985ARE6000001.pdf
- Vroom, V. H. Work and motivation. — New York: Wiley, — 1964. — 331 p. https://www.worldcat.org/title/work-and-motivation/oclc/243731
- Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, — 1990. https:// garfield. library. upenn.edu/classics1992/A1992JF73700001.pdf
- Taylor, F. W. The Principles of Scientific Management. — New York, London: Harper & brothers, — 1911. https://search.rsl.ru/ru/record/01004426387
- McGregor D. Human Side of Enterprise // Management Review. — 1957. — No 11. pp. 41–45 https:/ /maaw. info/ ArticleSummaries/ ArtSum Mcgregor57. htm
- Ouchi, W. G. Theory Z. Massachusetts: Addison-Wesley, — 1981. — 283 p. https://ru.scribd.com/doc/124903978/Teoriile-X-si-Y