Данная статья посвящена апробации, созданной нами программы профилактики ролевого виктимного поведения и анализу результатов проведенного контрольного исследования для заключения об эффективности данной программы.
Ключевые слова : ролевая виктимность; виктимное поведение; профилактика; интернальность; групповое консультирование.
В современном мире быть жертвой очень легко: человек может испытывать на себе буллинг в школе, травлю в интернете, давление и стресс на работе, абьюзивные и созависимые отношения в семье, тревогу из-за своей безопасности в связи с событиями, транслируемыми в СМИ. Под влиянием подобных событий формирование виктимного поведение вполне закономерно, ведь живя в таких условиях, очень сложно сохранить свое психологическое здоровье.
Т. Е. Яценко описывает ролевое виктимное поведение как исполнение индивидами роли реальной / мнимой жертвы, для которой характерно неэффективное сопротивление нарушению границ своего психологического пространства и уклонение от позиции субъекта жизнедеятельности, обусловливающее их психологическую виктимизацию в межличностном взаимодействии [3]. Что подразумевает использование манипуляций и отказ от ответственности за свою жизнь и совершаемые поступки.
В данный момент в психологии все чаще появляется потребность в консультации, терапии и профилактике людей с виктимным поведением. Причина этого не только в развитии виктимологии, но и в проявлении агрессии по отношению к личности.
Однако не только виктимное поведение может выступать маркером для предположения, что личность клиента является виктимной. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что работа исключительно с поведением, не является достаточной. Именно по этой причине, в своей программе мы решили подойти к профилактике в первую очередь со стороны личности, её потребностей и особенностей.
Виктимность как свойство личности, описывает А. В. Петровский в своем словаре общей психологии. В его трактовке виктимность заключается в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. При этом отсутствует желание отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность за свои поступки, что приводит к беспрекословному подчинению более сильным личностям [2].
Немало важным будет отметить, что в работе с виктимами нельзя забывать о том, что из-за избегания ответственности они зачастую испытывают неудовлетворенность таких потребностей как потребность в безопасности, внимании и любви. И для удовлетворения этих потребностей, осознанно или нет, прибегают к манипуляциям, которые втягивают окружающих в некие «игры» — о чем более подробно писал Э.Берн в своей книге «Игры в которые играют люди» [1].
Таким образом, наша работа в групповом консультировании опирается на такие критерии как: «интернальность», «потребности» и «манипуляции» (манипуляции в этом случае как раз выступают стилем поведения виктимов).
При работе над программой мы учли особенности личности виктима и сконцентрировались на создании условий для принятия клиентами ответственности как за свои действия и эмоции, так и за свои потребности.
Целью программы является профилактика ролевого виктимного поведения у молодых людей.
Основными задачами выступает:
— Информирование о понятиях «виктим» и «виктимное поведение». А та же определение типа виктимности у членов группы.
— Проработка характерных для виктимных личностей дефицитов, которые заключаются в интернальности, потребности в безопасности, внимании и любви, а также границах и ресурсах.
— Формирование и отработка навыков нового стиля поведения, с помощью которого виктимы смогут защитить свои границы и нести ответственность за свои поступки.
Целевая аудитория, для которой создавалась программа группового консультирования, представляет собой молодых людей от 18 до 35 лет, в независимости от половой принадлежности.
Общее количество занятий: 6 занятий продолжительностью примерно 60 минут (для небольшой группы) каждое. Количество затраченного времени на занятие может превышать указанное время, в случае если группа будет более 5–6 человек.
Разработанная программа разделяется на блоки, среди которых:
- Знакомство с группой и создание доверительной и безопасной атмосферы для наиболее успешного процесса консультирования.
- Этап повышения интернальности, с целью формирования ответственности у участников консультирования за их жизнь и совершаемые поступки. Благодаря этому этапу мы планировали повысить результативность программы за счет понимания участников важности совершаемых действий и их последствий.
- Этап проработки дефицитов связанных с потребностной сферой. В процессе, которого мы работали над научением участников удовлетворять свои потребности самостоятельно, а не использовать для этого посторонних.
- Этап формирования новых, способов поведения.
- Заключительный этап подведения итогов консультирования.
В ходе реализации программы группового консультирования, наиболее результативными для осознания себя, своих границ и потребностей участниками, оказались техники: «забота», «принятие ответственности на себя», «ладошка», «список обид», и игра «шесть шляп мышления». Благодаря этим техникам участники консультирования смогли пересмотреть свои взгляды на жизнь, желания и ответственность.
По обратной связи от группы мы поняли, что техники «безопасное место», «копилка ресурсов», «древо силы» и «медитативное упражнение на принятие внутреннего ребенка» позволили участникам ощутить в себе силы на изменение, связанные с ролевым виктимным поведением. В дальнейшем данные техники будут использованы участниками для поддержания внутренних ресурсов (в том числе и для восполнения дефицитов потребностей).
После проведения таких техник, как: «я беру ответственность», «неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» и «я говорю — нет» — у участников начали формироваться новые способы поведения, что позволило им отойти от привычного ролевого виктимного поведения.
После завершения программы нами было проведено повторное тестирование участников, для которого были выбраны методики: Метод парных сравнений В. В. Скворцова, опросник «Ролевой виктимности» (М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова) и методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынской, А. М. Эткинда).
По итогам проведения программы и анализа полученных результатов, которые мы проиллюстрировали в гистограмме 1, мы можем сообщить, что нам удалось довести показатель удовлетворенности социальных потребностей до полного удовлетворения у 80 % участников консультирования, а потребность в безопасности полностью удовлетворилась у 60 % участников консультирования. В то же время процент частичной удовлетворенности потребностей по итогам программы составил 20 % для социальной и 40 % для потребности в безопасности соответственно.
Рис. 1. Потребности участников консультирования до и после проведения программы
С помощью опросника «Ролевой виктимности» мы смогли пронаблюдать изменение типа ролевой виктимности у участников программы группового консультирования. Как можно заметить на гистограмме 2, на этапе начала группового консультирования, общий уровень ролевой виктимности участников был не ниже средней отметки. В дальнейшем это изменилось и среди участников не осталось никого, кто стал бы придерживаться той или иной роли виктима.
Рис. 2. Ролевая виктимность участников консультирования до и после проведения программы.
Заключительным этапом проверки эффективности программы была методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Как можно увидеть на гистограмме 3, изначально, высоких показателей общей интернальности в группе не было, что свидетельствовало о том, что участники консультирования изначально не стремились нести всю ответственность за себя и свою жизнь. Однако это изменилось после проведения программы группового консультирования, и интернальность группы возросла. Об этом можно судить по появлению высокого уровня и увеличению численности среднего уровня интернальности. Даже у участников, интернальность которых осталась на низком уровне, при детальном сравнении стен, можно заметить, что имеется положительная динамика изменений.
Рис. 3. Интернальность участников консультирования до и после программы
По итогам анализа программы профилактики ролевого виктимного поведения мы можем сказать, что у 40 % участников группового консультирования показатель ролевого виктимного поведения снизился до минимального, а у 60 % участников до среднего. Исходя из полученных данных, мы можем заключить, что программа профилактики ролевого виктимного поведения выполнила поставленные задачи и показала свою эффективность при работе с группой.
Литература:
- Берн Э. М. Д. Игры, в которые играют люди / Eric Berne, M. D. GAMES PEOPLE PLAY /The Psychology of Human Relationships — 1964–216 с.
- Петровский А. В. Общая психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. — М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. — 250 с.
- Яценко, Т. Е. Ориентация виктимных подростков на образ «значимого Другого» как условие их девиктимизации [Текст] / Т. Е. Яценко, Т. И. Лушкевич // Адукацыя i выхаванне. — 2016. — № 10. — С. 26–32