Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Лимонина, А. А. Исследование конечной жесткости соединений металлических конструкций / А. А. Лимонина, В. В. Цыгановкин, А. А. Юхнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 139-144. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81564/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье показано различие в подходе к расчету соединений элементов поперечных рам стальных каркасов в российской и европейской нормативной документации. Рассмотрено влияние учета конечной жесткости соединений на распределение внутренних силовых факторов в раме каркаса и на перемещения ее элементов. Показан способ определения степени влияния конечной жесткости узла на его напряженно-деформированное состояние с помощью концепции балочных линий.

Ключевые слова: конечная жесткость, податливость, балочная линия, поперечная рама, изгибающий момент, соединение.

В современной практике проектирования в России соединения металлических конструкций рассчитывают только на прочность от действия различных силовых факторов [1] (момент, поперечная сила и т.д). Зафиксированные в нормативной документации формулы, применяемые для расчета соединений, зачастую не описывают их реальную работу.

К примеру, при построении расчетных схем металлических конструкций и задании граничных условий вводится предположение, что узел сопряжения между ригелем и колонной либо абсолютно жесткий, т.е способен воспринимать некоторый изгибающий момент, либо шарнирный, т. е. не воспринимает момент и свободно поворачивается.

Практика эксплуатации стальных каркасов показывает, что реальная жесткость узла расположена между двумя крайними случаями [2]. Различные авторы как в России, так и в других странах исследовали данный вопрос и приходили к похожему выводу [3], [4]. Практически, между этими двумя полярными идеализированными представлениями о жесткости узлов располагаются реальные конечные узлы многообразного конструктивного исполнения.

Для работоспособности узла, помимо обеспечения нужной прочности, необходимо осуществить передачу изгибающего момента и поперечных сил между элементами конструкций. Работу узлов в таких условиях описывает термин, называемый «конечная жесткость». Вопросы конечной жесткости рассматриваются в основном зарубежными авторами, затрагиваются и в отечественных исследованиях [5], [6].

Чтобы иметь возможность полностью учитывать работу соединений металлических конструкций, необходимо определить, в каких случаях конечной жесткостью можно пренебречь, а в каких нельзя.

В зарубежной практике для оценки влияния конечной жесткости узла на его напряженно-деформированное состояние используют концепцию балочных линий [3]. Пример определения конечной жесткости узла методом балочных линий представлен на рис. 1.

Определение влияния жесткости узла методом балочных линий

Рис. 1. Определение влияния жесткости узла методом балочных линий

Алгоритм построения балочной линии:

  1. Расчет рамы, получение значений усилий в ригеле рамы;
  2. Вычленение ригеля и расчет его в двух случаях;
    1. Расчет балки как жестко защемленную в двух концах;
    2. Расчет балки как шарнирно опертую на двух концах;
  3. По вертикальной оси откладываем значение опорной реакции- момента, полученного при расчете вычлененной балки с жестким защемлением;
  4. По горизонтальной оси откладываем значение угла поворота опоры балки при расчете вычлененной балки с шарнирными опорами;
  5. Соединив данные точки, получим балочную линию.

Для проведения анализа характеристик соединений металлических конструкций принято решение произвести численное исследование методом конечных элементов.

Рассматривается одноэтажная рама с шарнирно-опертым ригелем. (рис. 2).

Расчетная схема рамы

Рис. 2. Расчетная схема рамы

На ригель приложена распределенная нагрузка q = 15 кН/м.

Предпосылки, принятые при расчете:

– Все элементы рамы работают по геометрически-линейному закону;

– Конечная жесткость опорных узлов колонны не учитывается;

– Рама считается в плоской постановке;

– Конечная жесткость узла определяется без учета возможной потери устойчивости стержней.

Узел сопряжения ригеля с колонной представлен на рис. 3.

Конфигурация узла сопряжения ригеля с колонной

Рис. 3. Конфигурация узла сопряжения ригеля с колонной

Поперечное сечение балки: 50Б1

Поперечное сечение колонны: 30Ш1

Толщина фланца: 16 мм

Болты приняты классом прочности 8.8 без предварительного натяжения. Диаметр — 16 мм.

Программный комплекс «IDEA StatiCa» позволяет посчитать жесткость узла методом конечных элементов и выполнить построение кривой «момент-угол поворота», которая и изображает жесткость узла.

Начальная вращательная жесткость узла — S=24 МНм/рад

На рис. 4 и 5 приведены эпюры изгибающих моментов в рамах с различными характеристиками узлов: одна с абсолютной жесткостью, вторая — с конечной жесткостью. Величина заданной распределенной нагрузки на ригель — 15 кН/м.

Изгибающие моменты в раме при шарнирных узлах сопряжения ригеля с колонной

Рис. 4. Изгибающие моменты в раме при шарнирных узлах сопряжения ригеля с колонной

Изгибающие моменты при конечной жесткости узлов сопряжения ригеля с колонной

Рис. 5. Изгибающие моменты при конечной жесткости узлов сопряжения ригеля с колонной

Перемещения элементов рамы при разных граничных условиях приведены на рис. 6 и 7:

Вертикальные деформации при шарнирном опирании ригеля на колонну

Рис. 6. Вертикальные деформации при шарнирном опирании ригеля на колонну

Вертикальные деформации при конечной жесткости узлов сопряжения рамы

Рис. 7. Вертикальные деформации при конечной жесткости узлов сопряжения рамы

По результатам произведенного численного исследования вопроса конечной жесткости узлов металлических конструкций можно сделать следующие выводы:

– При конечной жесткости узлов изгибающий момент с пролета перераспределяется в опорные сечения, и значение пролетного момента уменьшились на 19 процентов;

– Узел можно считать жестким только в определенных расчетных ситуациях, опираясь на балочные линии, которые коррелируют с результатами расчета методом конечных элементов или другими;

– При учете конечной жесткости узлов величина прогиба ригеля увеличилась на 20 процентов, что следует учитывать при расчете конструкций по II группе предельных состояний.

Литература:

1. Минстрой России. СП 16.13330.2017 «Стальные конструкции». Актуализированная редакция СНиП II-23–81*. 2017

2. Павлов А. Б. Основы проектирования стальных строительных конструкций каркасов зданий с учетом реальной изгибной жесткости и прочности узлов соединения элементов: автореф. дис. доктор. техн. наук. Москва. 1996. 46 с.

3. Shi G., Chen X. Moment-rotation curves of ultra-large capacity end-plate joints based on component method // Journal of Constructional Steel Re-search. 2017. Vol. 128. pp. 451–461.

4. Pirmoz A., Khoei A. S., Daryan A. S. Moment–rotation behavior of bolted top–seat angle connections // Journal of Con-structional Steel Research. 2009. pp. 973–984.

5. Багаутдинов Р. И. Численное моделирование конечной жесткости узлов колонны с балкой // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. № 2. С. 179–187.

6. Туснина В. М. Податливые соединения стальных балок с колоннами // Инженерно-строительный журнал. 2017. Т. 5. С. 25–39.

7. AISC. Steel Construction. Manual.

8. Туснина О. А., Данилов А. И. Жесткость рамных узлов сопряжения ригеля с колонной коробчатого сечения // Инженерно-строительный журнал. 2016. Т. 4. С. 40–51.

9. Алпатов В. Ю., Лукин А. О., Сахаров А. А. Исследование жесткости базы стальной колонны, состоящей из одной опорной плиты // Промышленное и гражданское строительство. 2015. Т. 9. С. 9–14.

10. EN Т. ТКР EN 1993–1–8–2009 — Проектирование стальных конструкций. Часть 1–4. Расчет соединений. Минстройархитектуры Республики Беларусь. 2010 г. 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): конечная жесткость, изгибающий момент, балочная линия, Конечная жесткость узла, конечная жесткость узлов, узел методом, IDEA, вычлененная балка, напряженно-деформированное состояние, расчет балки.


Ключевые слова

соединение, изгибающий момент, податливость, конечная жесткость, балочная линия, поперечная рама

Похожие статьи

О расчете опорных реакций профилированного листа, уложенного по криволинейному скату

В данной статье анализируется концепция расчета усилий, оказываемых стальным профилированным листом на несущие конструкции криволинейных скатов. Рассматриваются причины возникновения данных усилий, особенности расчетной схемы, применяемой для определ...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Обеспечение безопасности существующих зданий при новом строительстве

В данной статье дан обзор различных факторов, влияющих на напряженно-деформированное состояние грунтового массива. Рассмотрены различные методы учета взаимного влияния вновь возводимых зданий на здания окружающей застройки. Поднят вопрос недостаточно...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор и анализ

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию дорожных конструкций. Выделены расчеты по сопротивлению сдвигу, по критериям продольной и поперечной ровности и методы, позволяющие учитывать эффект накапливания повреждений, а так же воздейст...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Особенности проектирования конвейерной галереи

Статья посвящена проектированию конвейерной галереи. Выполнен краткий обзор компоновочных и конструктивных решений галерей. Рассмотрены общие методики расчета на прочность, устойчивость, деформативность и динамические воздействия пролетных строений г...

Похожие статьи

О расчете опорных реакций профилированного листа, уложенного по криволинейному скату

В данной статье анализируется концепция расчета усилий, оказываемых стальным профилированным листом на несущие конструкции криволинейных скатов. Рассматриваются причины возникновения данных усилий, особенности расчетной схемы, применяемой для определ...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Обеспечение безопасности существующих зданий при новом строительстве

В данной статье дан обзор различных факторов, влияющих на напряженно-деформированное состояние грунтового массива. Рассмотрены различные методы учета взаимного влияния вновь возводимых зданий на здания окружающей застройки. Поднят вопрос недостаточно...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Современные методы расчета дорожных одежд. Часть 1. Обзор и анализ

В статье рассмотрены современные подходы к проектированию дорожных конструкций. Выделены расчеты по сопротивлению сдвигу, по критериям продольной и поперечной ровности и методы, позволяющие учитывать эффект накапливания повреждений, а так же воздейст...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Особенности проектирования конвейерной галереи

Статья посвящена проектированию конвейерной галереи. Выполнен краткий обзор компоновочных и конструктивных решений галерей. Рассмотрены общие методики расчета на прочность, устойчивость, деформативность и динамические воздействия пролетных строений г...

Задать вопрос