Данная тема актуальная, т. к. в последние годы всё более отчетливо в научной литературе говорят о возрастающей роли именно исполнительной ветви власти.
Конституция Российской Федерации [1] в ст. 10 провозгласила принцип разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя, предусмотрев разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть власти имеет подзаконный характер, а потому вторична по отношению в законодательной власти. Однако при рассмотрении фактических возможностей ветвей власти, можно говорить о том, что именно исполнительная власть сосредоточила в себе основные материальные и людские ресурсы, так как именно ей подотчетны, армия, «силовые» структуры государства, государственная собственность.
Имеет свою специфику и правовое регулирование исполнительной власти, осуществляющих ее органов. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации регулирует только статус Правительства Российской Федерации, не закрепляя статус иных федеральных органов исполнительной власти (упоминается о министрах, но не о министерствах). В остальном система и структура федеральных органов исполнительной власти регулируется на уровне подзаконных актов главы государства. Вместе с тем, развитие исполнительной власти показывает то, что происходит постоянный поиск оптимального сочетания органов государственного управления.
За годы действия Конституции Российской Федерации система федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения, что связано с постоянным поиском оптимального и сбалансированного государственного аппарата. Однако, как видится, такая цель до настоящего времени не достигнута, что актуализирует исследование системы органов исполнительной власти в период проведения в России административной реформы.
Значимым также является терминологическое использование понятий «система» и «структура» применительно к органам исполнительной власти. В нормативных актах, в концепциях административной реформы все чаще используются понятия «система» и «структура». Применение этих понятий в правовых актах не вызывает возражений. Разработка эффективных систем и структур управления неизбежно требует углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. К тому же понятия «система» и «структура», закрепляемые в юридических нормах, становятся обязательными для практического применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий.
В свете того, что 14 марта 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2], который 4 июля 2020 года вступил в силу, исследование правового статуса Правительства Российской Федерации приобретает особый интерес. Предлагаемые поправки затрагивают отдельные вопросы формирования и прекращения деятельности Правительства Российской Федерации.
6 ноября 2020 года был подписан новый закон о Правительстве Российской Федерации — Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3].
Обращение к исследованию правового статуса высшего исполнительного органа власти, его структуры, организации деятельности значимо в настоящее время. Однако хочется обратить внимание, что высший коллегиальный органов исполнительной власти в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации формируется на основе предложения Председателем Правительства Российской Федерации членов Правительства Российской Федерации (заместителей и министров) Президенту Российской Федерации. Сказанное, а также учитывая не столь большую законодательную базу и научный интерес по данному вопросу, позволяет отметить, что актуальным является исследование правового статуса Правительства Российской Федерации, его роли в системе федеральных органов государственной власти.
Определяя понятие органа исполнительной власти, различные авторы выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Отмечается, что орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.
Так, в учебнике под ред. Л. Л. Попова дается следующее определение: «Орган исполнительной власти — структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества».
В предлагаемом Ю. Н. Стариловым определении уточняется, какое именно структурное подразделение и какими средствами происходит реализация ими функций государственного управления. «Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся частью системы органов государственной власти в РФ и учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих» [5].
Следует отметить, что в настоящее время на законодательном уровне прямо не закреплена единая система и структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор и контроль в той или иной области [6].
Устанавливая рассматриваемую систему, прежде всего, необходимо исходить из смысла понятия «система федеральных органов исполнительной власти», определение которому законодатель не дает, в том числе на конституционном уровне. Специальный федеральный конституционный или федеральный закон, определяющий порядок формирования федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время так и не принят, в отличие от других ветвей власти — законодательной и судебной [7, 8, 9]. Кроме того, в Конституции РФ не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды. Применительно к системе федеральных органов исполнительной власти она регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства Российской Федерации, которое в соответствии с действующими нормативными правовыми актами [1] осуществляет и возглавляет единую систему исполнительной власти России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11.
- Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 45.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2010. — С.148.
- Авдеев Д. А. Дихотомические особенности федеральной исполнительной власти в России // Современное право. 2011. N 10. С. 54.
- Туровская В. А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 34.
- Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 52 (Часть I). Ст. 8585.;
- Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 26 февр.;
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 6 янв.