В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества с родителями.
Ключевые слова: социализация, дошкольники, система воспитательной работы, воспитатель, педагогическая деятельность, группа кратковременного пребывания
Актуальность темы социализации детей 4–6 лет, находящихся в группах кратковременного пребывания, обусловлена стоящими перед педагогами задачами из национальных программ, ФГОС ДО и влиянием социокультурных, технологических, политических изменений в жизни общества.
Мы понимаем социализацию как формирование у дошкольников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности дошкольника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта. Социализация тесно связана с социально-коммуникативным развитием ребенка.
Процесс социализации находится в постоянной взаимосвязи с социокультурными изменениями в обществе [3]. Исполнение задач ФГОС ДО сопровождается необходимостью подстройки педагогов под актуальные образовательные тенденции [1]. На сегодняшний день в дошкольном образовании получают распространение группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, появляется необходимость выбора оптимальных форм работы с детьми в новых условиях. На практике это сопровождается затруднениями в эффективном сотрудничестве с родителями, организации стимулирующей образовательной среды и применении педагогических условий, направленных на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Разновозрастная группа детей дошкольного возраста предполагает дифференцированный подход в обучении, индивидуализацию и учёт особенностей развития детей на разных возрастных этапах одновременно.
Группа кратковременного пребывания детей обуславливает необходимость в короткий срок (как правило, не более 5 часов) организовать деятельность педагога и воспитанников так, чтобы вовлечь детей в образовательный процесс с наивысшей мотивацией к обучению, интересом и результатом деятельности. Вследствие этого при анализе специализированной литературы, игра как основной вид деятельности и коммуникация являются основными средствами социализации детей 4–6 лет групп кратковременного пребывания.
Анализ литературы и практики позволил выявить противоречие, которое заключается в осознании педагогами важности социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и недостаточно эффективной реализации мероприятий для её обеспечения.
Цель статьи — разработка системы педагогических действий, направленных на социализацию детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания.
На основе анализа законодательных актов и психолого-педагогической литературы мы выделили формы педагогической деятельности по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формы педагогической деятельности
Вид деятельности |
4–5 лет |
5–6 |
6–7 лет |
Коммуникативная деятельность |
– Игровое упражнение — Индивидуальная игра — Совместная с воспитателем игра — Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) — Чтение — Беседа — Наблюдение — Рассматривание — Педагогическая ситуация — Праздник — Ситуация морального выбора — Поручение —Дежурство — Свободная игра |
– Чтение — Беседа — Наблюдение — Рассматривание — Педагогическая ситуация — Праздник — Экскурсия — Ситуация морального выбора — Поручение —Дежурство — Игровое упражнение — Индивидуальная игра — Совместная с воспитателем игра — Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) — Свободная игра |
– Индивидуальная игра. — Совместная с воспитателем игра — Совместная со сверстниками игра — Чтение — Беседа — Наблюдение — Педагогическая ситуация. — Экскурсия — Ситуация морального выбора. — Проектная деятельность — Интегративная деятельность — Праздник — Совместные действия Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. —Экспериментирование — Поручение и задание — Свободная игра |
Игровая деятельность |
– подвижные игры — игры-забавы — настольно-печатные игры — словесные игры — дидактические игры — строительные игры — драматизации — сюжетно-ролевые — Свободная игра |
– сюжетно-ролевые — настольно-печатные игры — словесные игры — дидактические игры — строительные игры — драматизации — Свободная игра |
– сюжетно-ролевые — настольно-печатные игры — словесные игры — дидактические игры — строительные игры — драматизации — Свободная игра |
Речевая деятельность |
– Рассматривание — Игровая ситуация — Дидактическая игра — Ситуация общения. — Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). — Интегративная деятельность — Хороводная игра с пением — Игра-драматизация — Чтение — Обсуждение — Рассказ — Игра |
– Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых) — Рассматривание — Игровая ситуация — Дидактическая игра — Ситуация общения — Интегративная деятельность — Хороводная игра с пением — Игра-драматизация — Чтение — Обсуждение — Рассказ — Игра |
– Чтение — Беседа — Рассматривание — Решение проблемных ситуаций — Разговор с детьми — Игра — Проектная деятельность — Создание коллекций — Интегративная деятельность — Обсуждение — Рассказ — Инсценирование — Ситуативный разговор с детьми — Сочинение загадок — Проблемная ситуация — Использование различных видов театра |
Следующим направлением педагогической деятельности является взаимодействие с семьями дошкольников. Рассмотрим подробно.
Личные консультации на основе педагогического наблюдения. Беседы с родителями по вопросам точек роста ребёнка, обсуждение индивидуальной образовательной траектории, образовательных потребностей, разбор проблемных вопросов, выбор оптимальных методов и средств обучения и развития.
Групповые тренинги и собрания. Обучение родителей основам эффективного общения с детьми, информирование о возрастных особенностях, обсуждение образовательных тенденций группы, выбор вектора развития и поддержки благоприятного эмоционального фона.
Обмен психолого-педагогической информацией через социальные сети, создание электронной и бумажной библиотеки. Обеспечение оборота информационными ресурсами.
Проведение мастер-классов от детей — родителям, родителями — детям. Включение родителей в образовательный процесс . Проведение совместных занятий и кружков, создание поделок. Данная форма работы позволяет лучше понять возрастные особенности и способности, укрепляет умение коммуницировать с разными детьми.
Выездные экскурсии и мероприятия с родителями. Данная форма работы направлена на сплочение сверстников и взрослых, развитие умения общаться, быть единой командой.
Тематические беседы с включением педагога, родителей и ребенка. Совместное чтение и обсуждение сказок и др. Создание среды для общения и выражения собственного мнения, аргументации своей позиции.
Организация развивающей предметно-пространственной среды — следующее направление деятельности педагога. Организация среды должна максимально обеспечить условия для развертывания свободной игры, которой уделяется значительное место в режиме дня.
Создание атмосферы спокойствия и уюта . Ребенок должен чувствовать себя комфортно и физически, и психологически [2].В этом случае непосредственная педагогическая деятельность будет наиболее эффективной, а игры — более мотивированными.
Интерьер детской группы . Тщательно продуманный дизайн помещения, использование предметов декора, способствующих развитию эстетизма, воображения и фантазии.
Учет возрастных и иных особенностей детей . Среда группа должна быть продумана таким образом, чтобы дети разных возрастных групп могли чувствовать себя безопасно и защищенно.
Таким образом, коммуникативная и игровая деятельности являются ведущими в процессе социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания и реализуется через направления педагогической деятельности: выбор оптимальных форм деятельности, организации стимулирующей среды, сотрудничестве с родителями.
На основе ФГОС ДО можно и важно строить образовательный процесс сочетая на занятиях индивидуальный подход, индивидуализацию, интеграцию разных стилей взаимодействия между педагогом и детьми, форм обучения и образовательных областей.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России): [от 17 октября 2013 г. N 1155 г] // Рос. Газета. — 2013. — 25 ноября
- Файзуллаева, Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования / Е. Д. Файзуллаева // Томск: Вестник ТГПУ. — 2017. — № 1(178). — С. 9–15.
- Ханова, Т. Г. Специфика процесса социализации в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова, А. Н. Егорова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2016. — № 1 (6). — С. 120–123
- Шумакова, Н. А. Современные теоретические представления о социализации как предпосылка ее историко-педагогического анализа (на материале 20-х годов xx века) / Н. А. Шумакова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2013. — № 12 (140) — С. 178–182.