В данной статье проведен анализ деятельности государственных органов по обеспечению профессионального становления, развития и адаптации квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных служащих со стажем работы до трех лет, совершенствованию методов наставнической деятельности, внедрению современных методик обучения молодых специалистов, на примере прокуратуры Российской Федерации.
Ключевые слова: молодой специалист, наставник, государственная служба, наставническая деятельность, органы прокуратуры.
При проведении анализа были выявлены недоработки в данной сфере деятельности, поэтому необходимо пересмотреть организацию работы с молодыми специалистами, принять дополнительные меры по устранению формализма.
Для начала дадим определение термину молодой специалист. На основании п. 6.1.2 Отраслевого соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2020–2022 годы [1] молодым работником является прокурорский работник, гражданский служащий, другой работник в возрасте до 30 лет и со стажем работы менее трех лет, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, принятый на работу (службу) в органы или организации прокуратуры на основании трудового договора (служебного контракта), заключенного на неопределенный срок, или срочного трудового договора.
Ежегодно на службу в органы прокуратуры Российской Федерации принимается целый ряд молодых специалистов, которые нуждаются в систематическом сопровождении с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для обеспечения добросовестного и эффективного выполнения служебных обязанностей.
Нужно отметить, что подготовка будущих прокурорских работников начинается задолго до трудоустройства в органы прокуратуры. На этапе отбора кандидатов в абитуриенты для направления обучения в образовательные организации высшего образования определяется мотивация к прохождению службы в органах прокуратуры. В ходе собеседования в рамках психодиагностического обследования психологом выясняется круг вопросов, раскрывающих профессиональную ориентацию абитуриента, мотивы выбора профессии — насколько он интересуется работой в органах прокуратуры, с чем связан этот интерес, как представляет свою будущую деятельность, почему решил поступать на юридический факультет и в дальнейшем работать в прокуратуре, что привлекает в деятельности прокурорского работника, знает ли о трудностях этой работы. Обращается внимание на преобладающие при выборе профессии мотивы общественные или личные. На мой взгляд, по результатам психологического тестирования с каждым кандидатом должно быть проведено и психологическое собеседование, которое позволит выявить потенциал для успешной профессиональной деятельности, определить социальную роль в коллективе каждого молодого специалиста, а также должны даваться рекомендации по коррекции негативных личностных качеств, в случае их выявления.
Между тем недостатки при оценке личных и деловых качеств, отсутствие помощи в период становления в должности и надлежащего контроля со стороны руководителей, просчеты в воспитательной работе зачастую являются причинами увольнения молодых специалистов из органов прокуратуры Российской Федерации.
Основными причинами увольнения являются:
- Неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических нагрузок и строгой ответственности;
- Недостаточная практическая помощь и моральная поддержка от руководства и наставников;
- Совершение ошибок при исполнении служебных обязанностей в вязи отсутствием практического опыта и углубленных знаний норм законодательства;
- Проблема повышенного уровня нагрузки в связи с длительным исполнением обязанностей временно отсутствующего работника.
- Отсутствие стимулирования при добросовестном исполнении служебных обязанностей.
В связи с этим требуют пристального внимания вопросы оказания всесторонней поддержки молодым специалистам с целью ускорения процесса их профессионального становления.
Содействовать овладению профессиональными знаниями и практическими навыками развитию способности переносить физические нагрузки, связанные с прохождением службы, неукоснительному соблюдению дисциплины и норм служебной этики работника прокуратуры, воспитанию преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры призван институт наставничества, закрепленный в Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации [2].
Между тем не единичны случаи формального подхода к процессу организации и осуществления наставничества или отсутствия указанной деятельности как таковой.
За каждым работником, имеющим стаж работы до 3 лет, должен быть закреплен наставник, в помощь наставникам может быть разработана памятка по работе с молодыми специалистами или методические рекомендации по развитию наставнической деятельности.
Важное значение имеет стимулирование наставнической деятельности, с целью совершенствования профессиональной и психолого-педагогической подготовки наставников, раскрытия их профессионального и творческого потенциала, развития базовых ценностей государственной службы проводится конкурс «Лучший наставник прокуратуры» так, в прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020 года» [2].
Работа наставников оценивается аттестационной комиссией, на основе отчётов, результатов прохождения первичной аттестации молодого специалиста, а также по представленным на конкурс творческим работам молодых специалистов о наставнике в выбранном ими формате (эссе, видеосюжет) определяется победитель конкурса.
Лучший наставник в торжественной обстановке награждается дипломом, денежной премией, его фотография заносится на доску почета. Результаты наставничества отражаются в аттестационных листах, учитываются при внесении предложений о поощрении, продвижении по службе.
Следует определять наставников из числа прокурорских работников, которые в силу личных и деловых качеств способны передать навыки молодым специалистам, также необходимо использовать потенциал пенсионеров и ветеранов органов прокуратуры, проводить заседания аттестационных комиссий по аттестации молодых специалистов с участием наставников, все чаще использовать форму обучения в режиме видео-конференц-связи, которая позволит оперативно обеспечить доведение необходимой и значимой информации до максимально широкой аудитории, практиковать проведение конкурсов для определения лучших наставников, осуществлять мероприятия, направленные на воспитание чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры.
Особое значение имеет и проведение семинарских занятий, которые проводят руководители и работники отделов, кроме того приглашаются преподаватели ведущих ВУЗов, специалисты в области ораторского искусства, филологии, практикующие психологи. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, дискуссий, деловых игр, что представляет интерес у молодых специалистов. Так, 10.12.2019 г. Управлением кадров прокуратуры города Москвы организован и проведен семинар с неаттестованными молодыми специалистами. В работе семинара приняли участие неаттестованные помощники прокуроров межрайонных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, всего 59 молодых специалистов. Руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры города ознакомили участников семинара с основными направлениями и особенностями осуществления прокурорской деятельности, ответили на интересующие молодых специалистов вопросы [4].
Практикуется участие ветеранов в работе по наставничеству, воспитанию молодых прокурорских работников, а также встречи ветеранов с молодыми специалистами перед проведением аттестации работников, во время которых молодые специалисты рассказывают об основных направлениях своей деятельности, делятся впечатлениями о работе, ветераны прокуратуры приводят наиболее яркие примеры из своей профессиональной деятельности, высказывают свои пожелания, дают напутственное слово перед аттестацией.
С целью стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей следует использовать методы морального и материального поощрения молодых специалистов. При реализации предоставленных полномочий необходимо обеспечивать разумный баланс в применении взысканий и поощрений.
Литература:
- Отраслевое соглашение между ГП РФ и Общероссийским профсоюзом работников госучреждений и общественного обслуживания РФ на 2020–2022 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации 14.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Статья: «В прокуратуре Хабаровского края подведены итоги конкурсов «Лучший наставник прокуратуры Хабаровского края 2020 года» и «Лучший по профессии среди молодых специалистов 2020года».//https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/massmedia/news?item=57759925.
- Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 N 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»(ред. от 16.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Статья: «В прокуратуре города прошел семинар для молодых специалистов»//https://old.mosproc.ru/news/moscow/v_prokurature_goroda_proshel_seminar_dlya_molodykh_spetsialistov/