Номинация якутских шумовых инструментов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Стручкова, Н. В. Номинация якутских шумовых инструментов / Н. В. Стручкова, Г. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 164-165. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81616/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов. Далее описаны авторские уникальные инструменты семьи Ксенофонтовых из г. Якутска и приведены объяснения их номинаций, даваемых авторами на основе якутского словаря Эдуарда Карловича Пекарского.

Ключевые слова: номинация, шумовые инструменты, самобытные музыкальные инструменты, звук.

Словарь лингвистических терминов О. С. Ахмановой предлагает нам следующее определение: «Номинация — (от лат. nominatio — название, наименование) — это наделение названием, установление (посредством речевого акта) отношения между сущностью (предметом, ситуацией) и именем» [1]. В настоящее время номинация определяется как процесс образования языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний и предложений. Под номинацией также понимается и результат процесса именования, т. е. значимая языковая единица [2]. Изучение этого языкового процесса и его результатов относится к сфере интересов специального раздела языкознания — теории номинации. Предметом теории номинации являются выявление и анализ закономерностей образования номинативных языковых единиц, изучение взаимосвязи между понятийными формами мышления, а также то, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности, так называемую языковую технику номинации: её акты, средства и способы. В теории номинации различают ономасиологический и семасиологический подходы, используемые в зависимости от целей номинативного анализа и состояния изучаемого фрагмента дискурса. Первый представляет собой изучение отношения «реалия (денотат, референт)» — «смысл (сигнификат)» имени, то есть анализ продвигается по направлению от вещи или явления к мысли об этой вещи или явлении и к их обозначению языковыми средствами. Второй, семасиологический, подход подразумевает анализ смысла имени с целью вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата) [4].

Шумовые инструменты — это инструменты самозвучные с определенной и с неопределенной высотой звука.

Из истории развития ударно-шумовых музыкальных инструментов саха мы приведем экскурс. Лишь начиная с 18 в. упоминаются якутские музыкальные инструменты в трудах исследователей, путешественников и политических ссыльных Я. И. Линденау, А. Ф. Миддендорфа, Р. К. Маак, В. Л. Серошевского, В. Н. Васильева, Э. К. Пекарского и др. Первое изображение ударного инструмента в виде шаманского бубна приводится в труде лингвиста Я. И. Линденау — яйцевидный бубен изображен с крестовиной и с колотушкой. Р. Маак, участвовавший в первой Сибирской экспедиции по Вилюйскому округу, отмечал существование тюнгюрь с колотушкою ( былаях ) и дюнгюрь. Рисунок колотушки былаях, можно увидеть в труде В. Л. Серошевского, где автор более подробно описал платье и подвески, побрякушки, железки на ритуальном кафтане куму шамана.

В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, М. Н. Жирков собрал и дал описание 14 видов инструментов. Первым классифицировал музыкальные инструменты якутов по следующим видам: языково-щипковые, духовые, ударные, струнные, шумовые, музыкальные инструменты из бересты [3].

К шумовым инструментам относится дьаҕа. Он издает трескучий звук от ударов друг от друга деревянных бабок, нанизанных на веревку, привязанную к палке. Иирэр дьаҕа , по описанию И. Д. Избекова, существует два вида. Первый вид дьаҕа издает трескучий звук от ударов друг о друга деревянных бабок, нанизанных на ровдужную веревку, привязанную или к палке, прикрепленной к столбу или между двумя украшенными столбами. Второй вид состоит их деревянных поплавков (как у невода) привязанных к круглой вращающейся палке, вдетой верхнюю часть двух изящных столбиков с нарезными рисунками. При вращении или движении палки поплавки ударяются друг о друге и издают шумовой звук. Следующим видом шумовых инструментов является ветряной табык . Табык вращается под напором ветра на дощатые крылья. Одним из видов шумовых инструментов является хабардьа . Это — вращающийся инструмент, который представляет собой деревянную пустую коробку, внутри которой находятся колокольчики, маленькие камешки, соединенные веревкой. Для игры его встряхивают. Еще к шумовым инструментам относится бадьаайах . Это-прикрепленные деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. К тому же, к шумовым инструментам относится дьаҥа . Это- круглый или удлиненный вращающийся инструмент, окруженный маленькими пустыми коробками или костями. Для игры встряхивают. Одним из видов шумовых инструментов якутов является атара . Это-вращающийся инструмент в форме треугольника. Внутри имеются маленькие кусочки металла и камешки. Также еще к шумовым инструментам относится мас хобо . Это — инструмент, который представляет собой маленькие пустые коробочки, соединенные между собой тонкой веревкой, диапазон которых — октава. Следующий вид шумовых инструментов трещотка . Это — деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Последующий вид шумовых инструментов — это лоҕуор , который представляет собой “доску, употребляемую сторонами в качестве трещетки о которую они ударяют деревянным молотом”. И наконец, очередной вид шумовых инструментов арык “кольцеобразная медная побрякушка, погремушка (у двери бубна, его рукоятки, недоуздка или оброти)».

К самодельным шумовым инструментам семьи Ксенофонтовых относится таһырҕас. Внешний вид этого инструмента показывает связь поколений. В одном связующим находятся, камень, кости, рога. Напоминают звук топота оленей на бескрайней тундре. По словарю Э. К. Пекарского тас- звукоподражающее слово. Звук перелома и падения. Хлопь! Щелкъ! Следующий шумовой инструмент табыгыратар. Этот инструмент сделан из сосны, растянут шкурой, бубенчики из копыт, костей, которые при игре издают звук бегущих оленей. По словарю Пекарского Э. К. табыгырас - стук, звук от топота, беспрерывного боя. Одним из видов шумовых инструментов является тобугурас . Тобугурас сделан из сосны с двух сторон удобные для детей ручки. При встряхивании внутренние и внешние бусы издают звуки. Тобугураа- стучать (о дятле), клевать (зерно, мерзлое мясо, сало). Еще к шумовым инструментам относится дүпсүүр. Этот еще один вид шумовых инструментов сделан из дерева сосны, оленьих копыт и костей, украшен кожей и звенящими колокольчиками. Издает звук путем встряхивания. И наконец, к шумовым инструментам относится тоҥсуур- сделан из дерева сосны. Украшен деревянными бусами, волосами конских махалок. Издает звук при встряхивании и ударом в пол . Тоҥсуй - стучаться в (дверь)- стучать, стучаться (в дом), колотить (в дверь), стукать, подстукивать; долбить, клевать сл стуком [5].

Таким образом, рассмотрена номинация шумовых народных инструментов якутов. Проанализированы пять видов номинаций и выявлено, что они в основном, образованы из эмоционально-экспрессивной лексики якутского языка. В большинстве случаев, из звукоподражательных глаголов.

Литература:

  1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-ое, стереотип. М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. — 316–317 с.
  2. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М., 1977. — 312 с.
  3. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. — Якутск Кн. Изд-во, 1981. — 120 с.
  4. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. — М.: Наука, 1975. — 230 с.
  5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т-I, II III, — Л.: Академия наук, 1958–1959. 3858 ст.
Основные термины (генерируются автоматически): вид шумовых инструментов, инструмент, друг, вид, встряхивание, дерево сосны, звук, номинация, теория номинации, трескучий звук.


Ключевые слова

номинация, звук, шумовые инструменты, самобытные музыкальные инструменты

Похожие статьи

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Дискурсивные особенности русских сказок

Работа посвящена феномену дискурсов в русских народных сказках. Сказки — один из видов фольклора — квинтэссенция коллективного сознания. Они отражают разные сферы жизни той или иной нации.

Особенности художественного перевода на русский язык лексики с культурным компонентом значения в сказках

В статье затрагиваются проблемы перевода безэквивалетной лексики на русский язык на примере переводов сказок Дж. Джекобса. В английских сказках, как и в любых других, используются традиционные сказочные формулы зачина, концовки, разных присказок или ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Горцы Кавказа в работах отечественных лингвистов

В статье анализируются различные работы отечественных лингвистов, посвященные исследованию горцев Кавказа.

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной импровизации

Данная статья освещает новый метод преподавания джазовой гитарной импровизации в Казахстане в рамках высшей школы, основанный на современной интерпретации и использования интервальных конструкций. Необходимость в разработке новой методики назрела по ...

Похожие статьи

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Дискурсивные особенности русских сказок

Работа посвящена феномену дискурсов в русских народных сказках. Сказки — один из видов фольклора — квинтэссенция коллективного сознания. Они отражают разные сферы жизни той или иной нации.

Особенности художественного перевода на русский язык лексики с культурным компонентом значения в сказках

В статье затрагиваются проблемы перевода безэквивалетной лексики на русский язык на примере переводов сказок Дж. Джекобса. В английских сказках, как и в любых других, используются традиционные сказочные формулы зачина, концовки, разных присказок или ...

Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана

В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Три струны уникального инструмента

В статье автор рассматривает историю возникновения народного музыкального инструмента — балалайки. Формирует у читателя первоначальное понимание природы музыкального инструмента, а также ее уникальные особенности звучания.

Песня как разновидность аутентичного материала и методика ее применения на занятиях иностранным (немецким) языком

В статье автор исследует возможности и методы применения аутентичного песенного материала на занятиях иностранным языком.

Горцы Кавказа в работах отечественных лингвистов

В статье анализируются различные работы отечественных лингвистов, посвященные исследованию горцев Кавказа.

Разработка новой методики преподавания джазовой гитарной импровизации

Данная статья освещает новый метод преподавания джазовой гитарной импровизации в Казахстане в рамках высшей школы, основанный на современной интерпретации и использования интервальных конструкций. Необходимость в разработке новой методики назрела по ...

Задать вопрос