В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов. Далее описаны авторские уникальные инструменты семьи Ксенофонтовых из г. Якутска и приведены объяснения их номинаций, даваемых авторами на основе якутского словаря Эдуарда Карловича Пекарского.
Ключевые слова: номинация, шумовые инструменты, самобытные музыкальные инструменты, звук.
Словарь лингвистических терминов О. С. Ахмановой предлагает нам следующее определение: «Номинация — (от лат. nominatio — название, наименование) — это наделение названием, установление (посредством речевого акта) отношения между сущностью (предметом, ситуацией) и именем» [1]. В настоящее время номинация определяется как процесс образования языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний и предложений. Под номинацией также понимается и результат процесса именования, т. е. значимая языковая единица [2]. Изучение этого языкового процесса и его результатов относится к сфере интересов специального раздела языкознания — теории номинации. Предметом теории номинации являются выявление и анализ закономерностей образования номинативных языковых единиц, изучение взаимосвязи между понятийными формами мышления, а также то, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности, так называемую языковую технику номинации: её акты, средства и способы. В теории номинации различают ономасиологический и семасиологический подходы, используемые в зависимости от целей номинативного анализа и состояния изучаемого фрагмента дискурса. Первый представляет собой изучение отношения «реалия (денотат, референт)» — «смысл (сигнификат)» имени, то есть анализ продвигается по направлению от вещи или явления к мысли об этой вещи или явлении и к их обозначению языковыми средствами. Второй, семасиологический, подход подразумевает анализ смысла имени с целью вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата) [4].
Шумовые инструменты — это инструменты самозвучные с определенной и с неопределенной высотой звука.
Из истории развития ударно-шумовых музыкальных инструментов саха мы приведем экскурс. Лишь начиная с 18 в. упоминаются якутские музыкальные инструменты в трудах исследователей, путешественников и политических ссыльных Я. И. Линденау, А. Ф. Миддендорфа, Р. К. Маак, В. Л. Серошевского, В. Н. Васильева, Э. К. Пекарского и др. Первое изображение ударного инструмента в виде шаманского бубна приводится в труде лингвиста Я. И. Линденау — яйцевидный бубен изображен с крестовиной и с колотушкой. Р. Маак, участвовавший в первой Сибирской экспедиции по Вилюйскому округу, отмечал существование тюнгюрь с колотушкою ( былаях ) и дюнгюрь. Рисунок колотушки былаях, можно увидеть в труде В. Л. Серошевского, где автор более подробно описал платье и подвески, побрякушки, железки на ритуальном кафтане куму шамана.
В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, М. Н. Жирков собрал и дал описание 14 видов инструментов. Первым классифицировал музыкальные инструменты якутов по следующим видам: языково-щипковые, духовые, ударные, струнные, шумовые, музыкальные инструменты из бересты [3].
К шумовым инструментам относится дьаҕа. Он издает трескучий звук от ударов друг от друга деревянных бабок, нанизанных на веревку, привязанную к палке. Иирэр дьаҕа , по описанию И. Д. Избекова, существует два вида. Первый вид дьаҕа издает трескучий звук от ударов друг о друга деревянных бабок, нанизанных на ровдужную веревку, привязанную или к палке, прикрепленной к столбу или между двумя украшенными столбами. Второй вид состоит их деревянных поплавков (как у невода) привязанных к круглой вращающейся палке, вдетой верхнюю часть двух изящных столбиков с нарезными рисунками. При вращении или движении палки поплавки ударяются друг о друге и издают шумовой звук. Следующим видом шумовых инструментов является ветряной табык . Табык вращается под напором ветра на дощатые крылья. Одним из видов шумовых инструментов является хабардьа . Это — вращающийся инструмент, который представляет собой деревянную пустую коробку, внутри которой находятся колокольчики, маленькие камешки, соединенные веревкой. Для игры его встряхивают. Еще к шумовым инструментам относится бадьаайах . Это-прикрепленные деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. К тому же, к шумовым инструментам относится дьаҥа . Это- круглый или удлиненный вращающийся инструмент, окруженный маленькими пустыми коробками или костями. Для игры встряхивают. Одним из видов шумовых инструментов якутов является атара . Это-вращающийся инструмент в форме треугольника. Внутри имеются маленькие кусочки металла и камешки. Также еще к шумовым инструментам относится мас хобо . Это — инструмент, который представляет собой маленькие пустые коробочки, соединенные между собой тонкой веревкой, диапазон которых — октава. Следующий вид шумовых инструментов трещотка . Это — деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Последующий вид шумовых инструментов — это лоҕуор , который представляет собой “доску, употребляемую сторонами в качестве трещетки о которую они ударяют деревянным молотом”. И наконец, очередной вид шумовых инструментов арык “кольцеобразная медная побрякушка, погремушка (у двери бубна, его рукоятки, недоуздка или оброти)».
К самодельным шумовым инструментам семьи Ксенофонтовых относится таһырҕас. Внешний вид этого инструмента показывает связь поколений. В одном связующим находятся, камень, кости, рога. Напоминают звук топота оленей на бескрайней тундре. По словарю Э. К. Пекарского тас- звукоподражающее слово. Звук перелома и падения. Хлопь! Щелкъ! Следующий шумовой инструмент табыгыратар. Этот инструмент сделан из сосны, растянут шкурой, бубенчики из копыт, костей, которые при игре издают звук бегущих оленей. По словарю Пекарского Э. К. табыгырас - стук, звук от топота, беспрерывного боя. Одним из видов шумовых инструментов является тобугурас . Тобугурас сделан из сосны с двух сторон удобные для детей ручки. При встряхивании внутренние и внешние бусы издают звуки. Тобугураа- стучать (о дятле), клевать (зерно, мерзлое мясо, сало). Еще к шумовым инструментам относится дүпсүүр. Этот еще один вид шумовых инструментов сделан из дерева сосны, оленьих копыт и костей, украшен кожей и звенящими колокольчиками. Издает звук путем встряхивания. И наконец, к шумовым инструментам относится тоҥсуур- сделан из дерева сосны. Украшен деревянными бусами, волосами конских махалок. Издает звук при встряхивании и ударом в пол . Тоҥсуй - стучаться в (дверь)- стучать, стучаться (в дом), колотить (в дверь), стукать, подстукивать; долбить, клевать сл стуком [5].
Таким образом, рассмотрена номинация шумовых народных инструментов якутов. Проанализированы пять видов номинаций и выявлено, что они в основном, образованы из эмоционально-экспрессивной лексики якутского языка. В большинстве случаев, из звукоподражательных глаголов.
Литература:
- Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-ое, стереотип. М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. — 316–317 с.
- Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М., 1977. — 312 с.
- Жирков М. Н. Якутская народная музыка. — Якутск Кн. Изд-во, 1981. — 120 с.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. — М.: Наука, 1975. — 230 с.
- Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т-I, II III, — Л.: Академия наук, 1958–1959. 3858 ст.