В статье рассматривается учебная игра на уроке английского языка. Описаны функции игровой деятельности. Приведены примеры лексических игр на уроке английского языка.
Ключевые слова: общение, учебно-воспитательный процесс, игра, речевой образец, навык.
Игровая деятельность на уроке иностранного языка способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения, помогает повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Как отмечает А. В. Конышева, «ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре» [1, с. 7].
М. Ф. Стронин рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания» [2, с. 216].
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции [3, с. 43]:
- Обучающую функцию. Она заключается в развитии внимания, памяти, восприятия информации.
- Воспитательную функцию. В процессе игры развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развивающую функцию. В ходе игры происходит развитие личностных качеств учащихся.
- Коммуникативную функцию. Игра объединяет коллектив, помогает создать благоприятную атмосферу общения.
- Релаксационную функцию. Игра помогает снять эмоциональное напряжение.
- Психологическую функцию. Создается психологическая готовность учащихся к речевому общению.
- Развлекательную функцию. Игра помогает превратить урок в сказочное путешествие.
На уроке иностранного языка используются языковые игры, в процессе которых формируются произносительные, лексические и грамматические навыки учащихся.
Рассмотрим примеры языковых лексических игр на уроке английского языка.
- My neighbour’s cat
Учитель рисует кота на доске и говорит, что это кот соседа. Учитель пишет на доске слово «awful» и говорит: «My neighbour’s cat is an awful cat!» Затем учитель спрашивает у учащихся: «What can you say about your neighbour’s cat?» Учащиеся предлагают свои варианты, используя прилагательные [4, с. 54].
Приведем примерный перечень прилагательных.
My neighbour’s cat
awful, amazing, angry, African, anxious, aggressive;
bad, beautiful, big, black, brown, bored, busy, blue;
cold, clever, cool, careful, careless, comfortable, cute;
difficult, dirty, dark, dead, dear, different, daft;
happy, hot, hungry, hard, heavy, horrible;
little, long, loud, lazy, light, lucky;
nasty, new, nice, nervous, noisy;
sad, small, short, soft, strange, stupid, sweet .
- Odd one out
Учитель пишет на доске слова и просит найти лишнее слово в этом списке. Учащиеся должны объяснить свой выбор [4, с. 58].
Рассмотрим примерный перечень слов.
Odd one out
butcher/chemist/clerk/footballer/photographer/mother;
cap/jersey/blouse/purse/suit/tracksuit;
bakery/café/cinema/bank/supermarket/grocery;
goat/horse/cow/goose/tiger/gorilla;
ball/goal/ski/cycle/racket/trainers;
kind/big/fast/beautiful/old/valuable;
street/traffic lights/car/bus/train/market;
field/road/wood/mountain/river/farm;
along/under/up/behind/into/on.
- How many things can you think of that …?
Учащиеся делятся на группы. Учитель просит записать как можно больше слов, которые подходят к предложенным описаниям. Например,
How many things can you think of that …?
are bigger than you are?
are rectangular?
are round?
are long and thin?
make a noise?
work on electricity?
are made of paper/wood/glass?
people enjoy looking at?
have handles?
you can use to sit on?
- Match the adjectives
Учитель пишет на доске три прилагательных и просит учащихся назвать существительное, которое можно было бы описать этими тремя прилагательными. Например,
Match the adjectives
beautiful/big/cold;
green/young/expensive;
small/lucky/free;
small/loud/fat;
expensive/wonderful/hot;
expensive/heavy/interesting;
wonderful/exciting/dangerous;
tall/thin/thirsty;
fast/favourite/expensive;
funny/small/thin.
- Categories
Учитель предлагает учащимся распределить предложенные слова по категориям [4, с. 49]. Например,
Food, drink : tea, apple, bread, coffee, cake, water, egg, meat, beer, milk, chocolate, potato, rice, pasta, orange, juice.
Animals, objects : dog, pencil, chair, elephant, door, man, lion, book, table, cat, horse, donkey, television.
Big, small : elephant, mouse, matchbox, house, flower, mountain, pencil, cigarette, egg, sea.
Round, square : sun, book, blackboard, ball, window, door, moon, television, flower, house, ring, wheel, desk.
Land, sea, air : cloud, earth, rain, fish, tree, wave, fog, sky, field, ship, road, mountain, wind, swimmer.
Sad, happy : smile, tears, laugh, miserable, tragedy, cheerful, pleasure, depressing, fortunate, celebration, weep, amusing, mourn, joke, delight.
- Memorize items
Учащимся предлагается посмотреть на разложенные на столе предметы в течение одной-двух минут. Затем учитель накрывает их бумагой и учащиеся называют и записывают все предметы, которые они запомнили [5, с. 204].
- What are they doing ?
Учащиеся смотрят на картинки и описывают, что делает каждый из специалистов (журналист, врач, плотник, повар и т. д.).
Таким образом, использование игровых форм обучения на уроке английского языка стимулирует активность учащихся, создает условия для раскрытия личности обучаемых, а также увеличивает эффективность в организации учебной деятельности учащихся.
Литература:
- Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. — Мн., 2008. — 288 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М., 2008. — 272 с.
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. — М., 2007. — 352 с.
- Penny Ur Five-Minute activities. — 1992. — 230 p.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка /Маслыко Е. А. и др. — Мн.,1996. — 522 с.