В статье автор анализирует подходы к понятию «конкурентоспособность коммерческого предприятия» и пытается сформулировать исчерпывающее понятие конкурентоспособности предприятия, функционирующего на региональным рынке.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность.
Большинство авторов при попытке сформулировать определение конкурентоспособности обращаются к понятию «конкуренция», раскрывая его различные аспекты, другие же в своих исследованиях уделяют наибольшее внимание таким составляющим, как внешние и внутренние факторы рыночной среды. В экономической литературе современности опубликовано множество взглядов на понятие конкурентоспособности коммерческого предприятия, для наглядности сгруппируем их в зависимости от выбранного подхода к трактовке. Сравнительная таблица определений категории «конкурентоспособность коммерческого предприятия, функционирующего на региональном рынке» представлена в табл. 1.
Основываясь на вышерассмотренных определениях и подходах к исследованию понятия «конкурентоспособность коммерческого предприятия», следует отметить тот факт, что необходимо систематизировано учитывать производственную составляющую компании, ориентированность на удовлетворение покупательских потребностей, положение конкурирующих компаний на региональном рынке, степень влияния внешних и внутренних факторов рыночной среды на хозяйствующий субъект и его деятельность, для того чтобы дать наиболее полно отражающее определение, которое вбирало бы в себя все сущностные характеристики анализируемого явления.
Таблица 1
Сравнительная характеристика взглядов различных авторов на понятие «конкурентоспособность коммерческого предприятия, функционирующего на региональном рынке »
№ п / п |
Подход к трактовке |
Автор |
Определение |
|
Ориентация на внутренние и внешние факторы, влияющие на положение на рынке. |
П. С. Завьялов [1] |
Обусловленное социальными и экономическими, а также политическими факторами положение конкретного товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. |
В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева [2] |
Способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. |
||
Н. С. Яшин |
Возможность и динамика приспособления предприятия коммерческой направленности к условиям сформировавшейся рыночной конкуренции. |
||
|
Акцент на производственной составляющей и удовлетворении потребностей покупателей. |
Г. Я. Киперман |
Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам), как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. |
Н. Д. Эриашвили [3] |
Способность предложить услу-гу, удовлетворяющую требованиям покупателей, в нужном рынку количестве. |
||
И. В. Сергеев |
Способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. |
||
|
Ориентация на положение других хозяйствующих субъектов на рынке. |
М. Портер [4] |
Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими на нем аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. |
Р. А. Фатхутдинов |
Способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. |
||
М. Г. Миронов |
Способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише. |
[Источник: составлено автором]
Литература:
- Завьялов, П. С. Конкурентоспособность и маркетинг / П. С. Завьялов // Российский экономический журнал. — 2005. — № 12. — С. 14–18.
- Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 436 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–03565–0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451956 (дата обращения: 15.11.2020).
- Пичурин, Игорь Ильич; Обухов, Олег Владимирович; Эриашвили, Н. Д. / Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие. Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2017. 383 стр.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. / М. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс,. — 2005.- 320 с.