В статье рассмотрен вопрос необходимости воссоздания института региональных политических партий. Критический обзор идей нескольких работ исследователей, последовательно отстаивающих важность данного института для политической жизни страны, позволяет нам прийти к выводу, что в условиях современной публичной политики, создание подобных политических институтов выглядит не только противоречащим существующим законам, но и потенциально неэффективным политическим институтом, а в некоторых аспектах и обладающим негативными последствиями для партийной системы страны шагом.
Ключевые слова: политические партии, региональные политические партии, партии в субъектах РФ, партийное законодательство.
Вопрос партийной системы Российской Федерации является одним из ключевых в политической риторике и политологических исследованиях последних трех десятилетий. И одним из наиболее интересных и спорных аспектов в позиции авторов, изучающих вопросы, связанные с развитием и функционированием политических партий, является вопрос, связанный с необходимостью восстановления института региональных политических партий, которые преимущественно сосредоточены на работе в конкретном регионе. Попытаемся рассмотреть вопрос развития подобной системы в условиях современного правового регулирования и текущей практики партийной работы.
Изучая вопрос становления и развития института региональных политических сил, мы видим, что создание подобной возможности проистекало из строго говоря слабого контроля за развитием политических институтов в начале и середине 90-х годов прошлого века. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее последовательные защитники идеи развития политических партий в субъектах РФ, описывая генезис политических партий в правовом поле, делают особый акцент на политических партиях, развивавшихся в России в период активного становления партийной системы. [1] Однако, исследователи данной группы, игнорируют тот факт, что до появления специального закона (ФЗ № 95-ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях»), вопрос правового положения политических партий регулировался ФЗ № 82 от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», еще ранее, вопрос политических партий решался с учетом Закона СССР от 09.10.1990 № 1708–1 «Об общественных объединениях» и соответствующей законодательной базой РСФСР.
Между тем мы видим, что специфика двух указанных нормативных правовых актов, предшествовавших действующему закону, не позволяла в полной мере раскрыть содержание значения политических партий в отечественной правовой системе. Было бы просто не логичным ограничивать право на создание политических объединений, которые, согласно правовой регламентации, были частью общественных объединений, решавших важные социально-значимые задачи в том числе и на уровне субъектов РФ. В подобных условиях, развитие политической партии из политического кружка сформированного в провинции, было логичным продолжением процесса демократических преобразований. Более того, большая часть политических партий, были сформированы на основе подобных общественных объединений.
Вместе с этим, многие исследователи, говоря о том, что необходимо создание механизмов позволяющих функционировать политическим партиям регионального масштаба [2], упускают из виду, тот факт, что региональный аспект в работе политических партий, как мы видим, раскрывается недостаточно. Практика подготовки предвыборных программ политических партий, отличных от общефедеральных является не то, что не распространенной, а является скорее исключением в современной политической практике. Так, региональные политические программы раскрываются исключительно в ряде республик, входящих в состав РФ. В политической практике партий не принято создавать целенаправленно комплексные программы, ориентированные на жителей конкретного региона.
Помимо этого, необходимо отметить, что авторы исследований, в которых говорят о важности региональных политических партий, упускают само представление законодателя о политических партиях, действующих в регионе, данное во втором абзаце п.5 ст. 3 ФЗ от 11.07.2011 № 95-ФЗ «Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации». Фактически, законодатель видит необходимым выделение политических партий, действующих на уровне субъектов РФ, однако не конкретизирует особенности, вытекающие из этого статуса вслед за этим положением.
При этом, не смотря на ограничения связанные с количеством отделений политических партий (которые должны быть сформированы не менее чем в половине субъектов РФ), нам бы хотелось особо отметить, что законодатель не запрещает формировать руководящие и иные органы вне столицы РФ, а потому, создание политической партии регионального масштаба имеет, фактически, только одно формальное ограничение, связанное с количеством представительств (что не является значительным ограничением для многочисленных «партий-спойлеров»). В подобных условиях, создание партий, ориентированных на представление интересов жителей конкретной местности или национальной или социальной группы, с учетом использования механизмов создания «партий-спойлеров», хотя и формально не противоречит законодательству (при условии соблюдения общих требований), но противоречит духу закона. Тем не менее, в случае ориентира на создание политической партии на национальных или религиозных основах, хоть и противоречит законодательству, но позволяет «страждущим» достигнуть собственной цели, учитывая особенности этно-конфессиональной картины страны и активность демографических процессов.
Как справедливо доказывает в своем исследовании А. В. Головинов, одной из самых значительных проблем современной партийной системы является наличие доминирующей партии, имеющей прямое и неограниченное влияние на законодательный процесс и на работу исполнительных органов власти [3]. Интересно, что в подобных условиях, существование не двухпартийной системы, и отсутствие стремления к созданию двухпартийной системы [4], говорят о том, что создание новых политических партий, преследующих интересы всего населения, и политических партий, преследующих интересы конкретных региональных групп, даже с учетом разрозненности системной и несистемной оппозиции, не выглядит перспективной идеей.
С учетом сложившихся общественных процессов (достаточно ярким проявлением в массовом сознании аполитичности, отражением которой можно считать достаточно низкий уровень явки на выборах), создание региональных политических партий, и последующее за этим еще большая сегментация политического пространства приведет, на наш взгляд, только к снижению уровня политической активности населения. В условиях доминирования конкретной политической партии, создание подобных институтов выглядит просто бесполезным.
Вторым негативным фактором в сложившихся условиях можно считать вероятную консолидацию региональных политических элит (прежде всего оппозиционных) вокруг региональных политических партий. В подобных условиях, политическая конкуренция в регионах, конечно, может усилиться, однако в масштабах всего государство, подобное решение может привести к тому, что политическая конкуренция в федеральном масштабе только снизиться. Консолидированные вокруг масштабной политической силы, оппозиционные политики, позволяют создавать социальные институты, которые играют свою небольшую роль в партийном строительстве и публичной политике всей страны. Создание же региональных политических партий может поставить точку над консолидирующим процессом в оппозиционной среде.
В-третьих, мы считаем не изученным вопрос эффективности политических партий регионального масштаба, действующих в конкретном регионе. Тем не менее, как заявляли политики середины-конца 90-х годов, партии, созданные при конкретном политике, давали не более 3 % голосов. Однако, узнаваемость современных политических партий и реальный уровень их политической поддержки остается достаточно низким, а потому создание региональных политических партий, противоречит и политическим задачам, связанным с получением власти через выборные процедуры, ради которых и создаются политические партии.
Таким образом, мы можем говорить о том, что в нашем понимании в условиях неустойчивости партийной политической системы создание института региональных политических партий может стать не столько фактом, противоречащим содержанию Конституции (в части запрета на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности), сколько фактом, противоречащим задачt создания конкурентной политической среды.
Литература:
- Алимов Э. В. Партийное строительство в Российской Федерации: некоторые тенденции конституционно-правового регулирования // Журнал Российского права. № 5. 2017. С.27–37. Алимов Э. В. Некоторые тенденции конституционно-правового регулирования партийного строительства в Российской Федерации// Журнал Российского права. 2016. № 2. 2016. С. 46–55.
- Дураев Т. А. Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. № 4. 2018. С. 472–476
- Головинов А. В. Особенности реализации конституционного принципа идеологического многообразия в законодательстве о политических партиях // Известия Алтайского государственного университета. № 3(91). 2016. С. 43–47.
- Спиридонов К. А. Становление двухпартийной системы в России// Социология власти. 2008. № 4. С. 22–28. Михайлов А. Е. Реализация принципа демократизма Российского законодательства (на примере становления двухпартийной системы)// Юридическая техника. 2020. № 1. С. 189–194.