В статье автор пытается определить особенности проявления коррупции на государственной службе Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупции, противодействие коррупции, государственная служба.
Коррупция в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица. [1]
Меры или средства противодействия коррупции также закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации, научных трудах.
Так, в статье 6. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» определены меры по профилактике коррупции.
Профилактика коррупционных проявлений осуществляется путем применения следующих основных средств:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов o признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также прoверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве oснования для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении егo иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений o своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений o доходах, расходах, oб имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ).
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. [1]
К сотрудникам, замещающим государственные должности Российской Федерации, относятся должности, которые определены главным законом государства и федеральными законами, законами субъектов для осуществления полномочий государственных органов. А одна из основных функций правового государства и соответственно органов исполнительной власти является противодействие коррупции. Государственная служба в лице сотрудников государственной службы рассматривается в данном контексте и как исполнители мер профилактики/противодействия коррупции, также являются объектом указанных противокоррупционных мер. Тема противодействия коррупции на государственной службе многогранна и интересна с теоретической и практической стороны.
К средствам противодействия коррупции мы относим выработанные меры, с помощью которых на государственной службе осуществляется противодействие коррупции.
Коррупция стала проблемой, которая касается многих стран и всех сфер экономики. Государственная служба является одним из главных мест проявления коррупции. Злоупотребление должностными полномочиями:
— подрывает легитимность власти в целом;
— уничтожает базовые ориентиры развитого общества;
— существенно усложняет диалог и понимание обществом роли государства;
— подталкивает к возникновению народных недовольств.
Как следствие, суверенитет государственности попадает под угрозу.
В системе государственной службы страны должны быть эффективные средства и методы противодействия коррупции, чтобы поддерживать экономику и уровень жизни людей на высоком уровне.Причины появления коррупции на государственной службе относятся к социальным.
Человек, получающий властные полномочия, не всегда может справиться с различными искушениями по недобросовестному обогащению, либо по превышению своих властных полномочий или иной личной выгоды. Если коррупция, возникающая во властных структурах, не находит противодействия, то она может превратиться в социальную норму данного общества.
В 2013 году ООН провела расследование с целью узнать индекс восприятия коррупции в разных странах Европы и мира. Согласно итоговому результату, Россия набрала 76 баллов из 100 возможных и заняла 24 место среди 177 государств мира. Это означает, что большинство жителей игнорируют проблемы коррупционного характера, либо уже являются участниками коррупционных деяний.
В 2019 году в Генеральная Прокуратура Российской Федерации провела социологический опрос, в котором граждане должны были выбрать сферы, наиболее подверженные коррупционным проявлениям.
Суды, правоохранительные органы, сфера государственной и муниципальной собственности набрали больше всего голосов, как наиболее коррумпированные (74–78 % опрошенных).
Россияне отметили, что также значительные проявления коррупции присутствуют в такой сфере как ЖКХ, оказание услуг (63 % опрошенных.)
44 % опрошенных назвали государственные закупки, образование и здравоохранение сферами проявления взяточничества.
В целом более 80 % опрошенных в своих мнениях высказывают большие опасения относительно уровня коррупции в Российской Федерации и считают её социально-значимой проблемой общества. Участие в опросе приняли 38 тысяч человек. [2].
Таким образом, анализируя вышеизложенное можно сказать, что проблема коррупции на государственной службе, в сферах государственного влияния особенно остро воспринимается и законодателем и обществом в целом. И, конечно, это тенденция сложилась долгими годами. Для решения данной проблемы необходим комплекс мер законодательного и общественного характера. Со стороны законотворчества необходим целый ряд нормативно-правовых актов, в том числе и переработка морально устаревших законов, которые станут прочной опорой противодействия коррупции в стране. Со стороны общественности необходим комплекс мер по воспитанию антикоррупционной идеологии, нетерпимости к коррупционным проявлениям у подрастающего поколения.
Только успешное взаимодействие государства и общества в стремительно развивающемся экономическом пространстве позволят искоренить коррупционные черты и выстраивать отношения на равных демократических правах.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции».
- https://pasmi.ru/archive/245653/.