В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.
Ключевые слова: коррупция, противодействия коррупции, отделы по профилактике коррупции на государственной службе.
Организация работы по профилактике, предупреждению и противодействию коррупции обязательная функция в рамках государственной деятельности любого уровня. В соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерацией определяется немалый перечень видов деятельности по соблюдению антикоррупционного законодательства. Тема коррупции была остра всегда, но в эпоху активного и всестороннего развития экономической стороны общества, данный вопрос стоит как один из наиболее пристально рассматриваемых.
Противодействие коррупции на государственной службе — это не основная роль, на которую направлена вся деятельность государственных работников. Но в то же время, без осуществления функции соблюдения законности среди государственных служащих при исполнении ими своих трудовых обязанностей на сегодняшний день не может работать ни один орган власти. Законодательство в области антикоррупционной политики обновляется ежегодно, отвечая запросам, ситуациям, возникающим в обществе. Поэтому так важно грамотно и структурированно организовывать работу на государственных предприятиях и в органах власти.
Правовую основу противодействия коррупции составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. [1]
Деятельность отдельных лиц, отделов, организаций, осуществляющих антикоррупционную деятельность на государственной службе регулируется следующими основными законными актами: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».. [2]
Это малая часть нормотворческих документов, которые так или иначе касаются деятельности в области профилактики и противодействия коррупции в учреждениях и органах государственной власти. Таким образом функциональную составляющую организации профилактики и противодействия коррупции диктует целый ряд нормативных актов, методических рекомендаций Минтруда, локальных актов, судебных решений и т. д.
Надо отметить, что сейчас на международном и государственном уровнях прослеживается тенденция по замене слова «противодействие», всё чаще в наименовании структурных подразделений органов и учреждений, в литературе и нормативных актах встречается слово «профилактика».
Именно профилактика является основной функцией государства и отдельного учреждения государственной власти — предупредить, провести комплекс мер по предотвращению коррупционных и иных правонарушений, нежели «борьба» с ними.
Многообразие задач, стоящих перед органами и учреждениями государственной власти, в некоторой степени, структурируют планы различного уровня и ведомств. Основным является план утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы». На период, начиная с 2021 года Национальный план, по состоянию на сегодняшний день, пока не утвержден. Тем не менее, действуют внутриведомственные планы противодействия коррупции, в которых прописан функционал, сроки, обязанности, исполнители внутри каждого государственного органа.
Перечислим основные функции организации работы по противодействию коррупции в органах и учреждениях государственной власти:
1. Проведение декларационной кампании.
Контроль предоставлений и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными служащими, входящие в перечень должностей в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами.
2. Мониторинг ситуации по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов.
Контроль трудоустройства близких родственников/свойственников. Трудоустройство и увольнение бывших государственных служащих.
Проведение в рамках законов о противодействии коррупции закупок в учреждениях и органах государственной власти.
3. Проведение мероприятий по просвещению сотрудников и населения по профилактике коррупционных проявлений в обществе, воспитание нетерпимости к данным проявлениям, работа с подшефными организациями.
4. Мониторинг, изучение законодательства в области профилактики и противодействия коррупции и применение его на практике. Список задач и функциональных особенностей в зависимости от ведомства, органа или отдельной организации количественно и качественно изменяется. Но основные направления, указанные в регламентирующих деятельность документах, должен быть соблюден. Министерство труда Российской Федерации ежегодно издает различные методические материалы, которые помогают и разъясняют отдельные государственные функции по профилактике коррупции. К ним относятся: «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений, Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках, Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных и другими федеральными законами.
5. Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений
6. Организация антикоррупционного обучения государственных служащих.
Как видим, документов регламентирующих деятельность отделов по противодействию коррупции на государственной службе большое множество, так же и велик объем функционального исполнения указанных документов. Для качественной организации работы в данном направлении специалисты, занимающие должности по соблюдению антикоррупционной политики, должны быть профессионально грамотны и ориентироваться во всем многообразии нормативно-правовых актов, постоянно проводить мониторинг актуальности, внесения изменений в отельные акты и руководствоваться ими в своей работе.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции».
- https://fsin.gov.ru/anticorrup2014/