К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 467-470. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81695/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организационные этапы по подготовке к участию в конкурсе, а также выработанные механизмы, направленные на улучшения и результативность процессов.

Ключевые слова: военное образование, научно-исследовательская работа обучающихся, методы обучения, мотивация учебно-научной деятельности, научные конкурсы

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 812 2021 год в нашей стране объявлен Годом науки и технологий [1]. Сегодня государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей [2]. Неоспорима роль научных исследований в укреплении обороноспособности нашей страны, в повышении боеготовности войск, в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров [3].

В современных условиях одной из приоритетных форм научной (научно-исследовательской) деятельности в военном вузе является военно-научная работа обучающихся [4]. Она является важным фактором в получении новых знаний, расширении кругозора курсантов, приобщению их к самостоятельной работе, привития начальных навыков научного поиска, углубления знаний, развития творческого подхода к рассматриваемым вопросам. Все, безусловно, вышеперечисленное ведет к обеспечению высокого качества подготовки офицерских кадров для страны [5].

Неоспорим тот факт, что научная среда в офицерской карьере открывает большие перспективы. У курсантов есть безграничные возможности интересоваться и изучать тенденции различных современных достижений в науке и технике, чтобы технологический прогресс в выбранном направлении продолжался. Для этого им нужны обширные знания [2]. Именно качественные знания — это возможность решать более сложные задачи [2].

Научно-исследовательская работа обучающихся в военном вузе это инструмент, позволяющий получать курсантам вуза подлинные фундаментальные знания, которые всегда достоверны, и которые являются одними из важнейших критериев успеха [1, 2]. Только знания стоят на пороге создания передовых технологий и прорывных решений в укреплении обороноспособности нашей страны [2].

Формы организации и участия в научной работе курсантов разнообразны. Одной из результативных её форм является участие в конкурсах на лучшие научные работы [4].

Одним из ключевых, значимых конкурсов для вузов Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) является ежегодный конкурс на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ. Конкурс проводиться ежегодно на базе 16 вузов-организаторов МО РФ по 44 номинациям (тематическим направлениям) в области актуальных проблем военной науки и техники [3].

Целью участия в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ (конкурс), является активизация научной работы курсантов, как одной из эффективных мер повышения качества подготовки офицерских кадров, способствующей совершенствованию качества обучения, развитию творческого мышления и выработки навыков исследовательской работы к решению теоретических и практических задач.

За годы участия Военного института (инженерно-технического) 2016–2018 гг. в вышеуказанном конкурсе с традиционным подходом при организации подготовки к конкурсу наметилась тенденция к снижению результативности.

В поиске путей решения проблемы разработан и предложен комплекс мер, направленных на высокую результативность участия в конкурсе. Одними из ключевых стали меры детального анализа (SWOT — анализ, критический анализ и обобщение положительных и отрицательных практик участия в 16 вузах-организаторах), а также на основании приобретенного опыта проработки улучшений к намеченной цели — «Высокой результативности участия» на предстоящий конкурсный год.

Таким образом, при подготовке к участию в конкурсе в институте прорабатывается процесс непрерывного совершенствования по Циклу Деминга: PDCA («Планируй, Делай, Проверяй-Обучайся, Действуй»).

Кроме этого, подготовка и участие в конкурсе разбита на 3 основных этапа (рис. 1). Содержание которых представлено на рис. 2–4.

Этапы организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ

Рис. 1. Этапы организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ

В рамках первого этапа (рис. 2) осуществляется: подготовка и отправка писем-запросов (16 вузов-организаторов), согласования по включению ППС в составы комиссий вузов-организаторов, анализ руководящих документов и доведение информации до личного состава, подготовка, экспертиза и отправка конкурсных работ.

Алгоритм 1-го этапа подготовки к участию в конкурсе

Рис. 2. Алгоритм 1-го этапа подготовки к участию в конкурсе

Второй этап включает (рис 3): участие по план-графику в 1 и 2 этапе, инструктирование перед отъездом для участия в конкурсе, промежуточные результаты 1 этапа, подготовка и участие во 2 этапе.

Алгоритм 2-го этапа подготовки и участия в конкурсе

Рис. 3. Алгоритм 2-го этапа подготовки и участия в конкурсе

На третьем этапе (рис. 4) подводятся инфографические, отчетные (формируется отчет) и презентационные (представление презентации) итоги участия в конкурсе с выявленным недостатками и проектом плана к устранению со сроками и ответственными должностными лицами.

3-й этап участия в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ

Рис.4. 3-й этап участия в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ

В ходе улучшений, наряду с традиционными, прописанными в руководящих документах, выработаны следующие механизмы:

  1. Издание организационно-распорядительного документа (приказа, приказания, распоряжения по организации подготовки и участия в конкурсе).
  2. Глубокое изучение руководящих документов (на основании ежегодных изменений), оперативные корректирующие действия — внесение изменений.
  3. Создание коллегиального органа (рабочей группы: представитель отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров), представители кафедр: авторы-курсанты, научные руководители, ответственные за ВНОК на кафедрах (военно-научная работа курсантов)) с четко заданной целью и задачами необходимых для достижения результатов в установленные сроки и с гарантированным уровнем качества.
  4. Выбор коммуникативной среды между участниками процесса.
  5. Проверка готовности конкурсной заявки для участия в конкурсе по разработанному и апробированному Чек-листу.
  6. Отчетность для обсуждения (SWOT-анализ и др.) и подведения итогов (отчет, презентация).

В целом, в результате апробации представленных подходов по улучшению процесса подготовки к участию в конкурсе наметились положительные тенденции. Так за последние два года (2019–2020 гг.) вузом получены: 1 премия и 5 грамот Министра обороны РФ.

Таким образом, представленная результативность и выработанные подходы подтверждают необходимость продолжения непрерывных улучшений, направленных на стратегию высокой результативности участия в конкурсах на лучшие научные работы курсантов среди вузов МО РФ.

Литература:

1. Официальный сайт Года науки и технологий в России [Электронный ресурс]: https://годнауки.рф/about/ (дата обращения: 27.05.2021).

2. Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: https://marathon.znanierussia.ru/#about (дата обращения: 22.05.2021).

3. Приказ Министра обороны РФ от 05 ноября 2019 года № 638 «Об организации проведения конкурсов на лучшие научные работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

4. Положением о военно-научной работе слушателей и курсантов Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва: Локальный акт: (СОК-ПВНРСК-2016).

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.05.2021).

6. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // TRENDS IN THE WORLD OF SCIENCE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 14 октября 2019 года) / ISBN 978–5–9906400–2–3 МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурс, участие, курсант вузов МО РФ, научная работа курсантов, организация подготовки, подготовка, Российская Федерация, военный вуз, высокая результативность участия, научно-исследовательская работа обучающихся.


Ключевые слова

методы обучения, военное образование, научно-исследовательская работа обучающихся, мотивация учебно-научной деятельности, научные конкурсы

Похожие статьи

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки

В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Похожие статьи

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии

В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подго...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций

В статье отражены особенности организации самостоятельной работы курсантов военного вуза, специфические требования к ее методике в условиях реализации компетентностного подхода. Путем анализа теоретических положений и выводов современных исследовател...

Формы воспитания будущего офицера Росгвардии в процессе профессиональной подготовки

В статье рассматривается межпредметная связь учебных дисциплин для повышения качества военно-патриотического воспитания в аудиторное время в военном институте Росгвардии. Приводятся пример и проведённый анализ содержания в тематических планах препода...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Задать вопрос