В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организационные этапы по подготовке к участию в конкурсе, а также выработанные механизмы, направленные на улучшения и результативность процессов.
Ключевые слова: военное образование, научно-исследовательская работа обучающихся, методы обучения, мотивация учебно-научной деятельности, научные конкурсы
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 812 2021 год в нашей стране объявлен Годом науки и технологий [1]. Сегодня государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей [2]. Неоспорима роль научных исследований в укреплении обороноспособности нашей страны, в повышении боеготовности войск, в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров [3].
В современных условиях одной из приоритетных форм научной (научно-исследовательской) деятельности в военном вузе является военно-научная работа обучающихся [4]. Она является важным фактором в получении новых знаний, расширении кругозора курсантов, приобщению их к самостоятельной работе, привития начальных навыков научного поиска, углубления знаний, развития творческого подхода к рассматриваемым вопросам. Все, безусловно, вышеперечисленное ведет к обеспечению высокого качества подготовки офицерских кадров для страны [5].
Неоспорим тот факт, что научная среда в офицерской карьере открывает большие перспективы. У курсантов есть безграничные возможности интересоваться и изучать тенденции различных современных достижений в науке и технике, чтобы технологический прогресс в выбранном направлении продолжался. Для этого им нужны обширные знания [2]. Именно качественные знания — это возможность решать более сложные задачи [2].
Научно-исследовательская работа обучающихся в военном вузе это инструмент, позволяющий получать курсантам вуза подлинные фундаментальные знания, которые всегда достоверны, и которые являются одними из важнейших критериев успеха [1, 2]. Только знания стоят на пороге создания передовых технологий и прорывных решений в укреплении обороноспособности нашей страны [2].
Формы организации и участия в научной работе курсантов разнообразны. Одной из результативных её форм является участие в конкурсах на лучшие научные работы [4].
Одним из ключевых, значимых конкурсов для вузов Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) является ежегодный конкурс на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ. Конкурс проводиться ежегодно на базе 16 вузов-организаторов МО РФ по 44 номинациям (тематическим направлениям) в области актуальных проблем военной науки и техники [3].
Целью участия в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ (конкурс), является активизация научной работы курсантов, как одной из эффективных мер повышения качества подготовки офицерских кадров, способствующей совершенствованию качества обучения, развитию творческого мышления и выработки навыков исследовательской работы к решению теоретических и практических задач.
За годы участия Военного института (инженерно-технического) 2016–2018 гг. в вышеуказанном конкурсе с традиционным подходом при организации подготовки к конкурсу наметилась тенденция к снижению результативности.
В поиске путей решения проблемы разработан и предложен комплекс мер, направленных на высокую результативность участия в конкурсе. Одними из ключевых стали меры детального анализа (SWOT — анализ, критический анализ и обобщение положительных и отрицательных практик участия в 16 вузах-организаторах), а также на основании приобретенного опыта проработки улучшений к намеченной цели — «Высокой результативности участия» на предстоящий конкурсный год.
Таким образом, при подготовке к участию в конкурсе в институте прорабатывается процесс непрерывного совершенствования по Циклу Деминга: PDCA («Планируй, Делай, Проверяй-Обучайся, Действуй»).
Кроме этого, подготовка и участие в конкурсе разбита на 3 основных этапа (рис. 1). Содержание которых представлено на рис. 2–4.
Рис. 1. Этапы организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ
В рамках первого этапа (рис. 2) осуществляется: подготовка и отправка писем-запросов (16 вузов-организаторов), согласования по включению ППС в составы комиссий вузов-организаторов, анализ руководящих документов и доведение информации до личного состава, подготовка, экспертиза и отправка конкурсных работ.
Рис. 2. Алгоритм 1-го этапа подготовки к участию в конкурсе
Второй этап включает (рис 3): участие по план-графику в 1 и 2 этапе, инструктирование перед отъездом для участия в конкурсе, промежуточные результаты 1 этапа, подготовка и участие во 2 этапе.
Рис. 3. Алгоритм 2-го этапа подготовки и участия в конкурсе
На третьем этапе (рис. 4) подводятся инфографические, отчетные (формируется отчет) и презентационные (представление презентации) итоги участия в конкурсе с выявленным недостатками и проектом плана к устранению со сроками и ответственными должностными лицами.
Рис.4. 3-й этап участия в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов МО РФ
В ходе улучшений, наряду с традиционными, прописанными в руководящих документах, выработаны следующие механизмы:
- Издание организационно-распорядительного документа (приказа, приказания, распоряжения по организации подготовки и участия в конкурсе).
- Глубокое изучение руководящих документов (на основании ежегодных изменений), оперативные корректирующие действия — внесение изменений.
- Создание коллегиального органа (рабочей группы: представитель отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров), представители кафедр: авторы-курсанты, научные руководители, ответственные за ВНОК на кафедрах (военно-научная работа курсантов)) с четко заданной целью и задачами необходимых для достижения результатов в установленные сроки и с гарантированным уровнем качества.
- Выбор коммуникативной среды между участниками процесса.
- Проверка готовности конкурсной заявки для участия в конкурсе по разработанному и апробированному Чек-листу.
- Отчетность для обсуждения (SWOT-анализ и др.) и подведения итогов (отчет, презентация).
В целом, в результате апробации представленных подходов по улучшению процесса подготовки к участию в конкурсе наметились положительные тенденции. Так за последние два года (2019–2020 гг.) вузом получены: 1 премия и 5 грамот Министра обороны РФ.
Таким образом, представленная результативность и выработанные подходы подтверждают необходимость продолжения непрерывных улучшений, направленных на стратегию высокой результативности участия в конкурсах на лучшие научные работы курсантов среди вузов МО РФ.
Литература:
1. Официальный сайт Года науки и технологий в России [Электронный ресурс]: https://годнауки.рф/about/ (дата обращения: 27.05.2021).
2. Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: https://marathon.znanierussia.ru/#about (дата обращения: 22.05.2021).
3. Приказ Министра обороны РФ от 05 ноября 2019 года № 638 «Об организации проведения конкурсов на лучшие научные работы в Вооруженных силах Российской Федерации».
4. Положением о военно-научной работе слушателей и курсантов Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва: Локальный акт: (СОК-ПВНРСК-2016).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.05.2021).
6. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // TRENDS IN THE WORLD OF SCIENCE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 14 октября 2019 года) / ISBN 978–5–9906400–2–3 МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.