В статье рассмотрены учёт продаж и анализ реализации продукции товаров работ и услуг для предприятия рыбной отросли, через призму методического аспекта. Приведены виды оценки готовой продукции в текущем учёте, приведена группировка затрат, образующих себестоимость готовой продукции, дана характеристика документального оформления готовой продукции, дана характеристика движения учетной информации по формированию себестоимости готовой продукции.
По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Поэтому учет и анализ объемов производства и реализации готовой продукции является актуальным для любого предприятия.
Ключевые слова: готовая продукция, реализация и учет готовой продукции, отгрузка готовой продукции, бухгалтерский учёт, себестоимость, статьи калькуляции, документальное оформление учета готовой продукции, учетный процесс.
Готовой продукцией рыбных предприятий является продукция, полученная в результате исполнения производственного процесса рыбной отрасли, а также исполнения производственного процесса промышленных производств.
Каждое движение готовой продукции на ООО «Керчьхолод», должно сопровождаться определенными документами, с момента сдачи на склад до передачи покупателю (заказчику). Кроме установленных, на законодательном уровне, документов, применяются разработанные и утвержденные формы в конкретной организации, данные документы должны иметь обязательные реквизиты, которые утверждаются руководителем организации.
«Готовая продукция выступает в качестве составной части материально-производственных запасов, которая нужна для продажи» (которые имеют характеристики, которые отмечаются в договорах, прочих документах) (Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01». Другими словами, готовая продукция — это продукты, прошедшие все этапы производственного процесса, принятые отделом технического контроля, готовые к отправке заказчику. [1]
Готовая продукция рыбного хозяйства имеет некоторые особенности. Производство продукции рыбного хозяйства имеет сезонную составляющую. За счет факторов сезонности производства отрасли АПК, учет готовой продукции в течение учетного периода ведется, как правило, по нормативным расценкам. К одним из немаловажных особенностей большинства предприятий рыбной отрасли можно отнести их территориальную разбросанность. Данная особенность накладывает отпечаток на учетный процесс готовой продукции в рыбной отрасли.
Основные задачи учета и анализа готовой продукции:
– контроль за корректным и оперативным документальным оформлением готовой продукции;
– контроль за уровнем запаса готовой продукции на складах;
– оперативное выявление излишков готовой продукции на складах;
– контроль за исполнением условий договоров поставки и своевременной оплатой товаров (работ, услуг) заказчиками;
– оценка финансовых результатов от реализации готовой продукции;
– контроль за исполнением плана производства согласно заявкам и договорам заказчиков.
Учет и анализ готовой продукции регламентируются на законодательном уровне:
– ФЗ «О бухгалтерском учете»;
– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое утверждено Минфином России в 1998г. (ред.2018г.);
– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, который утвержден Минфином России в 2000г. (ред. 2010);
– ПБУ «Учетная политика организации» (1/2008), которое утверждено Минфином в 2008г. (ред. 2020).
Движение готовой продукции крайне неоднородно. Готовая продукция с места ее производства может поступать на склады и в хранилища, может быть непосредственно направлена покупателям, а может быть направлена потребителям внутри предприятия. Ввиду данных причин учет готовой продукции должен быть упорядоченным и надлежаще оформленным, своевременным.
«В качестве основных признаков готовой продукции можно отметить следующие:
– появление в ходе производства самой организации;
– окончание обработки, упаковки;
– полное соответствие характеристик (качественных, технических), тех требований, которые были установлены (по договору, и прочему).
Нужно сказать, что по сравнению с работами, услугами, готовая продукция выступает в качестве отдельного объекта учета, поскольку момент производства и продажи имеют разрыв по времени [5].
Ниже приводится схема, описывающая виды оценки готовой продукции:
Рис. 1. Виды оценки готовой продукции в текущем учете
Следует отметить, что имеется шесть видов оценки готовой продукции:
– «по неполной (сокращенной) себестоимости продукции, рассчитанной по фактическим затратам без общих коммерческих затрат»;
– по фактической себестоимости — редкий метод, используется на предприятиях индивидуального производства, изготавливающих крупную уникальную технику, транспортные средства;
– по оптовым ценам — оптовые цены используются в качестве учетных цен.
– Все отклонения от фактической себестоимости отражаются в отдельном аналитическом учете. В том случае, если достаточно стабильные цены, так как даёт возможность сравнить оценку продукта в текущем учете, отчетности.
– «по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной». В качестве преимущества способа можно отметить осуществление единства оценки в планировании учета;
– по свободным отпускным ценам и тарифам, с НДС;
– по свободным рыночным ценам.
Разница определяется продуктами, которые выпущены из производства при помощи сопоставления их фактической с плановой стоимостью, либо стоимостью в отпускных ценах. Они разделяются между проданной продукцией и остатками «на складе по средневзвешенному проценту, который рассчитывается как фактические затраты на остаток продукции на начало месяца, а также выпущенные, отгруженные, проданные за месяц, по стоимости того же объема продуктов по плановой» стоимости, либо ценам продажи.
По группам продукции осуществляется расчет. В аналитическом учете разница включается к плановой себестоимости, либо по продажным ценам, в результате выявляется фактическая себестоимость.
В качестве основных задач осуществления учета производства, продаж, можно отметить:
- Проведение контроля за тем, насколько вовремя, верно обеспечивается оформление первичных документов относительно выпуска продукции, ее отгрузки.
- Вовремя осуществляемая выписка, расчетно-платёжные документы.
- Осуществление контроля за тем, чтобы вовремя поступали все необходимые средства от реализации продукции, осуществление сверки взаиморасчетов.
- Осуществление контроля за тем, чтобы вовремя поступали все денежные средства от реализации продукции, осуществление сверки взаиморасчетов.
- Осуществление в организации кроме бухгалтерского, также оперативного учета выпуска продукции, отгрузки продукции, продажи продукции.
Под себестоимостью готовой продукции можно отметить текущие затраты, которые осуществляет предприятия, которые имеют денежную форму на осуществление производства, сбыта.
Группировку затрат, образующих себестоимость готовой продукции отражена на рисунке 2.
Рис. 2. Группировка затрат, образующих себестоимость готовой продукции
В итоге, все производимые на производство затраты в совокупности составляют полную себестоимость готовой продукции хлебопекарного предприятия.
Чтобы выяснить в плане количество, стоимость материалов (основных, вспомогательных), которые нужны, чтобы изготовить ту продукцию, которая предусматривается планом, осуществляется расчет.
В расчете принимаются во внимание такие данные:
– программа производства;
– норма выхода готовой продукции;
– нормы расхода материалов на одну продукцию;
– цены на сырье, материалы;
– накладные расходы на сырье, материалы.
Что касается таких расходов как накладные, то к ним могут быть отнесены:
– оплата перевозок со сборами;
– расходы по осуществлению погрузки, разгрузки, доставке сырья, материалов;
– расходы, связанные с командировками, заготовкой материалов, их поставкой на склад;
– утрата относительно недостачи сырья, материалов в пути (в данном случае стоит отметить, что здесь все должно быть в пределах норм естественной убыли).
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции приведена в таблице 1.
Таблица 1
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции [4]
№ п/п |
Наименование статьи |
1 |
Сырье и материалы |
2 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
3 |
Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних организаций |
4 |
Топливо, энергия на технологические нужды |
5 |
Заработная плата производственных рабочих |
6 |
Страховые платежи |
7 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
8 |
Общепроизводственные расходы |
9 |
Потери от брака |
10 |
Прочие производственные расходы |
итого |
Сокращенная (усеченная) производственная себестоимость продукции (сумма строк 1–10) |
11 |
Общехозяйственные расходы |
итого |
Производственная себестоимость продукции (сумма строк 1–11) |
12 |
Коммерческие расходы (расходы на продажу) |
итого |
Полная себестоимость продукции (сумма строк 1–12) |
«В бухгалтерской учетной политике организация устанавливает способ списания общехозяйственных (управленческих) расходов на последнюю дату месяца: на себестоимость продукции (Дебет 20 Кредит 26) или в дебет счета продаж (Дебет 90 Кредит 26).
Коммерческие расходы (расходы на продажу) на последнюю дату месяца относятся в дебет счета продаж (Дебет 90 Кредит 44). В бухгалтерской учетной политике организация может предусмотреть распределение расходов на продажу (в части расходов на упаковку и транспортировку)» [5].
Документальное оформление учета готовой продукции представлено на рис. 3.
Рис. 3. Документальное оформление учета готовой продукции
Схема движения учетной информации по формированию себестоимости готовой продукции представлена на рисунке 3.
Рис. 4. Схема движения учетной информации по формированию себестоимости готовой продукции
Готовая продукция рыбной отрасли имеет некоторые особенностей. Прежде всего готовая продукция является продуктом природного процесса, обуславливающее прежде всего наличие как основной, так и побочной продукции .
Выводы
Таким образом учёт продаж и анализ реализации продукции предприятия рыбной отросли представляет из себя один из наиболее сложных и весьма ответственных частей учетной политики организации, в котором ведущим звеном выступает выручка от реализации готовой продукции, влияющая в итоге как на финансовые показатели реализации, так и на долю прибыли в отчетном периоде.
Нужно сказать, что по сравнению с работами, услугами, готовая продукция выступает в качестве отдельного объекта учета, поскольку момент производства и продажи имеют разрыв по времени. Что касается видов оценки готовой продукции, то можно выделить: по фактической, по неполной, «по оптовым ценам, по нормативной, по свободным отпускным ценам и тарифам вместе с НДС, по свободным рыночным ценам». В рыбной отросли производство подразумевает под собой определенные затраты, которые «входят в себестоимость продукции (работ, услуг). Есть такие затраты, которые выступают в качестве простых, есть в качестве комплексных, некоторые находятся в полной зависимости от того, какой объем производства, некоторые не зависят от этого. Следовательно, затраты можно классифицировать по таким признакам как: в зависимости от назначения, в зависимости от видов расходов, в зависимости от целесообразности, в зависимости от связи с производством, в зависимости от способа включения в себестоимость и другие. Классификация расходов обеспечивает более лучшее планирование учета, прогнозирование, а также контроль, анализ затрат» [4].
Литература:
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016)
- Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. от 11.04.2018)
- Серёгин С. С., Кибенко В. А., Серёгина В. С. Аудит системы управленческого учёта. Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции. под общ. ред. Е. П. Масюткина. Керчь, 2020. С. 744–753.
- Шеремет А. Д. Управление финансовыми результатами предприятий: учебное пособие. — Воронеж: ВГАУ, 2019. — 285 с.
- Шершнева З. Е. Стратегическое управление: учебное пособие / Шершнева З. Е. — М.: МГУ, 2019. — 384 с.