Правовая культура и способы ее повышения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 4067 раз

Библиографическое описание:

Беляева, А. А. Правовая культура и способы ее повышения / А. А. Беляева, Е. А. Шатохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81702/ (дата обращения: 18.12.2024).



Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание наиболее эффективно в молодом возрасте, хотя повышение уровня правовой культуры важно для граждан любых возрастных категорий. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности, поэтому требуется прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение, и воспитание молодого поколения.

Ключевые слова: правовая культура, воспроизводство культуры, правовая социализация личности, правовое воспитание.

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством [1]. Идея правового государства противоположна отсутствию правопорядка, который достигается благодаря адекватному правосознанию не только общественному, но и профессиональному, поскольку такое правосознание предшествует созданию юридических норм. Понятия «правосознание» и «правовая культура» связаны между собой, так как уровнем правосознания и правовой активности общества определяется его правовая культура.

В литературе существуют различные определения понятия «правовая культура». Так, В. И. Каминская и А. Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей [4].

В. П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям [6].

А. В. Малько выделяет несколько видов правовой культуры: личности, общества и социальной группы. Он считает, что правовая культура — это часть общей культуры, выражение ценностной оценки правовых явлений, отражение качественного состояния правовой жизни [4].

Итак, судя по определениям авторов, можно сказать, что правовая культура является социальным явлением. Личность является составной частью общества, и во взаимодействии людей происходит обмен знаниями и ценностями.

Существенный вклад в создание неблагоприятной среды для нормального воспроизводства культуры и общественных отношений вносит правовой нигилизм [7, с. 58–59]. Правовой нигилизм особенно распространён среди молодежи и влечёт за собой преимущественно негативные последствия как для общества, так и для государства. Отрицательное отношение к праву, равенству и справедливости приводит к слабой вовлеченности граждан в общественную, экономическую и политическую жизнь, росту преступности, недоверию правоохранительным органам, антисоциальному поведению, развитию коррупции, в том числе среди должностных лиц и политической элиты.

Одной из главных причин правового нигилизма является противоречивость законов. Например, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников. Это следует из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, абзац 2 ст. 130, ч. 1 ст. 133 Трудового Кодекса РФ. Установленное ч. 1 ст. 133 ТК РФ требование о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [2], пока не действует. Это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный закон, которым в силу ст. 421 ТК РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины. В Российской Федерации существует огромное количество нормативных актов и других источников правовых норм, вследствие чего ориентироваться в них очень сложно. Нередко в правовых актах, содержащих противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов, трудно разобраться. Законы должны быть не только доступны для ознакомления, но и содержать понятные требования, поэтому целесообразно своевременное кодифицирование законодательства, выявление и устранение противоречий нормативных актов.

Наиболее распространенными формами правового воспитания являются:

— Правовое обучение (изучение правовых дисциплин не только в профильных вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в непрофильных в качестве дополнительных дисциплин, в школах).

— Самовоспитание (самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы, анализ личного правового опыта).

— Пропаганда (распространение правовых знаний в СМИ, издание правовой литературы, проведение бесед, семинаров, лекций).

Определяя формы правового просвещения, необходимо учитывать специфику интересов и потребностей определенных категорий населения. Так, например, возможно проведение уроков, олимпиад, конкурсов по муниципальному праву в общеобразовательных учреждениях; для лиц, проживающих в сельской местности, — выступление выездных бригад; для молодежи — организация дискуссионных площадок и т. д. [4, с. 17]

Правовое воспитание принесет эффективный результат при тесной взаимосвязи в методе воспитательной работы теоретических и практических средств. Так, например, правоохранительные органы могут проводить разъяснительные работы студентам и ученикам о мерах, принимаемых ими с целью борьбы с социально негативными явлениями, что оказывает влияние на формирование правовой культуры, а также вовлекает молодежь в процесс решения социальных проблем.

Необходимо осуществлять правовое воспитание, включённое в правовую деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления.

Поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации [1], граждане должны понимать, в каких формах народная власть осуществляется, знать свои права и уметь их отстаивать, активно выражать гражданскую позицию, участвовать в законотворчестве и нормотворчестве. Через волеизъявление народа выражается власть, а значит, если граждане пассивны и безответственны, если существует высокий уровень правового нигилизма, то все проблемы общества так и останутся нерешёнными, что может привести к социальному регрессу.

Важно понимание взаимосвязи нравственной и правовой культуры. Право и мораль связаны тем, что они являются социальными регуляторами; функционируют с другими слоями общественного сознания (политикой, религией, этикой), оказывают влияние на общественное сознание. Но право подкрепляется юридическими санкциями, мораль же — общественным порицанием, право более конкретно и приветствует принуждение, т. е. нарушение закона влечет наступление правовых последствий в виде санкций. Степень цивилизованности и уровень культуры общества влияют на взаимодействие права и морали. Само соблюдение или несоблюдение законов в обществах с развитыми правовыми отношениями может оцениваться с правовых позиций так, что нарушение законов — безнравственно, соблюдение их — нравственно [3, с. 55].

Высокий уровень правовой культуры подразумевает сознательное соблюдение норм права, законопослушание. Проведение необходимых мероприятий правового воспитания, правового информирования во многом способствует повышению уровня правовой культуры населения. Эффективность профилактики и в целом работы по укреплению законности и правопорядка во многом зависит от состояния организация правового просвещения населения, правового воспитания молодежи, борьбы с правовым нигилизмом [6]. Люди, обладающие высоким уровнем правовой культуры, не являются созерцателями общественных процессов, активно включаются в решение социальных проблем. Наличие высокого уровня правовой культуры — своего рода гарантия создания демократического, правового государства, в котором присутствует уважение не только правовых, но и нравственных ценностей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 14.04.2014. № 15, ст. 1691.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 07.01.2002 № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2020. 92 с.
  4. Остапец О. Г. Пути повышения правовой культуры населения муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 8 — С. 15–19.
  5. Петручак Л. А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование. — М., 2018. 453 с.
  6. Кунев А. Н. Законность и правовая культура в условиях становления правового государства. — М., 2019. 182 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, высокий уровень, Конституция РФ, правовое государство, Российская Федерация, общественное сознание, повышение уровня, правовая социализация личности.


Ключевые слова

правовая культура, правовое воспитание, воспроизводство культуры, правовая социализация личности

Похожие статьи

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Актуальность самообразования в педагогической деятельности

В статье самообразование педагога определяется как одна из основных задач системы образования. Педагог должен ежедневно стремиться к самосовершенствованию, повышать уровень своего педагогического образования, демонстрировать профессионализм и мобильн...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Правовое просвещение обучающихся в рамках школьной программы биологии в сфере экологии и благоустройства

В данной статье раскрывается необходимость экологического просвещения детей в период их обучения в школе. Начало человеческого восприятия и его адекватность происходит у человека в момент формирования его личности. В основном личность человека начина...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Похожие статьи

Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов

Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Актуальность самообразования в педагогической деятельности

В статье самообразование педагога определяется как одна из основных задач системы образования. Педагог должен ежедневно стремиться к самосовершенствованию, повышать уровень своего педагогического образования, демонстрировать профессионализм и мобильн...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи

В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан

В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою с...

Правовое просвещение обучающихся в рамках школьной программы биологии в сфере экологии и благоустройства

В данной статье раскрывается необходимость экологического просвещения детей в период их обучения в школе. Начало человеческого восприятия и его адекватность происходит у человека в момент формирования его личности. В основном личность человека начина...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Задать вопрос