В данной статье раскрываются значение литературы в духовно-нравственном воспитании школьников. В статье затрагивается проблема понижения читательского интереса среди школьников и предлагаются некоторые пути решения проблемы.
Ключевые слова: классическая литература, повышение мотивации к русской классической литературе, читательский интерес.
Литература во все времена имела серьезное значение в формировании и развитии личности подростка, через литературу закладываются основы морали, школьник получают необходимый жизненный опыт, понимаю значение нравственности. Литература закладывает духовный мир ребенка, способствует развитию речи, творческих способностей, мышления, обогащает эмоциональный мир обучающегося.
Преобразование общественных отношений в России в начале 90-х годов прошлого столетия выявило духовный кризис и утрату традиционных нравственных ценностей. Переход на новые экономические отношения, смена политической системы привели к тому, что в обществе материальные ценности стали доминировать над духовными. Самая большая опасность для нашего общества на данный момент проявляется в разрушении личности. У современных подростков искажены представления о добре и зле, милосердии, долге, совести, свободе, ответственности, стыде, вере, надежде, любви, патриотизме, гражданственности. Во второй половине XX века возникает феномен дегероизации, то есть происходит, по сути, разрушение героического и подмена его псевдогероическим. В современной медиакультуре такие псевдогерои тиражируются как образцы для подражания, как ценностные ориентиры. Именно поэтому духовно- нравственное воспитание обучающихся в настоящее время приобретает актуальность и значимость. Это отражено в ряде нормативных правовых актах. В ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»
Среди различных средств духовно нравственного воспитания ведущее место отводится литературе, которая способна оказывать воздействие на этическую сторону души, на разум и чувства. Классическая литература формирует эстетическое восприятие окружающего мира, развивает образное мышление и воображение. [2.
Воспитание — процесс длительный, непрерывный, системный, многоплановый. В целях эффективности воспитания используют разные средства, к которым относят и литературу как вид искусства.
Литературное воспитание — целенаправленное и систематичное развитие литературной культуры, художественных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к литературе, понимания и глубокого переживания её содержания. Литературное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта литературной деятельности новому поколению, оно включает элементы литературного обучения и литературного воспитания.
Главной целью литературного воспитания является формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты, развитие сознания.
Педагоги-словесники не просто открывают ребенку путь к важнейшему источнику информации — книге, но и обогащают душу ученика, стимулирует самопознание и развивает творческий потенциал.
Главная задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы привить школьнику вкус и стремление к добру, чистоте, добрым делам, благородным поступкам. Это необычайно трудная, но чрезвычайно актуальная педагогическая задача современного учителя.
Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно- нравственного воспитания детей является предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Важно начать работу по формированию нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его отношения к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать [3].
Именно русская классическая литература прививает нормы морали и нравственности, воспитывает патриотические чувства, приобщает к русскому национальному характеру, знакомит читателей с проблемами, которые остались актуальны по сей день [1,2]. Интеллектуально-воспитательное воздействие классической русской литературы трудно переоценить.
Именно из книги школьник может подчеркнуть необходимую модель поведения и опыт на основе опыта героев произведений классической литературы, на основе опыта разных эпох и знаний, на основе опыта писателей.
Переживая содержание литературного произведения, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы. Поэтому нравственное воспитание на уроке литературы состоит в том, чтобы привить умение сопереживать героям и чужому человеку через произведение, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Художественная литература — носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик — коллективный субъект, постигающий мир этих ценностей [1].
Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем снижение читательского интереса не только среди школьников, но и среди мирового населения в целом, что чревато потерей жизненных духовных основ у молодых людей.
Для формирования интереса к русской классической литературе у подростков необходимо учитывать их читательский интерес, читательские предпочтения, использовать в урочной и неурочной деятельности нестандартные и интерактивные технологии и современные средства обучения.
Таким образом, литературное образование (воспитание, обучение, развитие) способствует формированию эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни.
Литература:
- Конькова Татьяна Юрьевна Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема // Вестник МГУКИ. 2017. № 1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-shkolnikov-interesa-k-chteniyu-klassicheskoy-hudozhestvennoy-literatury-kak-nauchno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 23.05.2021).
- Лисовская Т. А. Буктрейлер как современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова — Петрозаводск: ДЮБ РК, 2016. С. 76–80.
- Полищук Мария Александровна Читательские интересы и ценностные ориентации школьников-подростков // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-interesy-i-tsennostnye-orientatsii-shkolnikov-podrostkov (дата обращения: 27.05.2021).