В статье рассматривается теоретические аспекты управления логистикой снабжения на предприятии, а также методы и оценки повышения её эффективности.
Ключевые слова: логистика, снабжение, закупочная деятельность
Современная логистика в сфере бизнеса управляет материальными, информационными, финансовыми и прочими потоками на всем протяжении жизненного цикла товара: от проектирования и производства, до сбыта и послепродажного сервиса. То есть логистика интегрирована во все сферы деятельности предприятия.
Реализуемые виды логистики на предприятии, образуют целостную логистическую систему субъекта хозяйствования. Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой проиллюстрируем это на рис.1.
Гаторн Дж. предлагает разделить понятия «закупки», «снабжение» и «стратегический сорсинг» и не воспринимать их как синонимы, рассматриваемые взаимозаменяемостью при обсуждении видов деятельности, относящихся к закупкам компании. Термин «закупки» рекомендуется применять к трансакционным функциям при приобретении товаров и услуг по самой низкой из всех возможных цене. Под «снабжением» автор понимает более широкое понятие, включающее, помимо закупочных трансакций, управление товарами и услугами как материалами. Стратегический сорсинг должен охватить все виды деятельности, входящие в цикл процесса снабжения, начиная от разработки спецификации продукта до получения товаров и услуг и их оплаты.
Рис. 1. Логистическая система субъекта хозяйствования [1, с.229–232]
Лайсонс К., Джилингем М. определяют «закупочную деятельность» как приобретение товаров и услуг с ответным осуществлением денежного или эквивалентного перевода [2]. При этом они считают «снабжение» более широким понятием, в сравнении с закупками, объясняя это тем, что «снабжение» часто вытесняет использовавшееся в прошлом словосочетание «закупочная деятельность».
Родников А. Н. определяет снабжение как процесс материально-технического обеспечения производства, включая закупки сырья и материалов, мобилизацию внутренних резервов, в том числе неиспользованных запасов [3]. Исходя из этого определения, закупку следует считать ключевой операцией в процессе снабжения, необходимой для приобретения товарно-материальных ценностей и услуг с целью обеспечения нужд организаций. То есть процесс снабжения, помимо фактической покупки ценностей, включает в себя все взаимосвязанные виды деятельности, необходимые организации для получения товаров и услуг от поставщиков: выбор поставщиков, проведение переговоров и согласование условий с ними, транспортировку и экспедирование товарно-материальных ценностей, приемку, складирование и грузопереработку товаров.
Таким образом, можно сказать, что целостного и единого мнения в части определения терминов «поставка», «закупка» и «снабжение» на сегодня не существует, и воспринимаются они в практической деятельности в качестве взаимозаменяемых.
В современных условиях логистика снабжения предприятия не может быть обособленной, она является часть общепроизводственной системы. Поэтому управления снабженческой деятельностью осуществляется с применением основного инструментария логистики и менеджмента.
С учетом современных тенденций в менеджмент и логистике каждое предприятие ориентируются на формирования в своей деятельности качественной логистической цепи.
Формирование цепи поставок и его дальнейшее функционирование основывается на использовании маркетингового и логистического подхода с комплексным сочетанием информационных технологий. Несмотря на это, применение интегрированного подхода в цепи поставок позволяет полнее удовлетворять потребности потребителя и достигать поставленной цели организации, непосредственно или косвенно связав отдельные фирмы, как элементы цепи поставок, в едином интегрированном процессе, в отличие от логистического канала.
Основными методами управления закупками являются:
1) метод увеличение объема закупаемых МЦ;
2) метод уменьшение объема закупаемых МЦ;
3) метод прямого счета закупаемых МЦ. [4]
Одним из основополагающих критериев осуществления выбора оптимального метода управления закупками является учет принципа минимизации затрат на саму закупки МР и содержание определённого объема складских запасов. С этой целью используют разные статистические и экономико-математические модели (методы). К таким относятся следующие модели:
— АНМ модель — предназначена для определения оптимального объёма поставки материалов, которая основывается на принципе минимизации общих годовых затрат, складывающихся из постоянных издержек (на саму закупку МЦ) и переменных издержек (на обслуживание запасов на складе);
— АВС-метод — выступает в качестве категоризации МЦ, работающий как наиболее примитивный механизм расстановки приоритетов, позволяющий направить основные ресурсы и усилия на то, что наиболее важно для предприятия.
Автоматизация снабженческой деятельности позволяет в значительной степени сократить расходы самого производственного предприятия, предприятий поставщиков и сервисных предприятий (доставляющих МЦ), что в целом позволяет повысить рентабельность данной деятельности.
В целом можно сказать, что к вопросу реализации успешной и эффективной закупочной деятельности на производственном предприятия необходимо подходить системно и комплексно, органично интегрирую все основные функции логистики закупок (планирование, организация, мотивация, контроль) во все внутренние бизнес-процессы предприятия, обеспечивая данную деятельность необходимыми ресурсами, информацией и управленческим воздействием.
Литература:
- Коновалова Т. Е. «О принципах построения логистической системы в сфере дополнительного образования // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12–6. — С. 229–232
- Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / Пер. с 6-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 798 с.
- Родников А. Н. Логистика: терминологический словарь — изд. 2-е — М.: ИНФРА-М, 2000. — 352с.
- Методы управления закупками http://logistclub.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=140&Itemid=166