Невербальная манипуляция: теории и мнения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 1312 раз

Библиографическое описание:

Курагин, Н. С. Невербальная манипуляция: теории и мнения / Н. С. Курагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81748/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих невербальную манипуляцию. В работе представлены определения понятия «манипуляция», выделены ее свойства и функции. Рассмотрены и проанализированы основные факторы возникновения манипуляции и этическо-моральные проблемы отношения к манипуляции современным обществом.

Ключевые слова : манипуляция, невербальное общение, невербальная манипуляция, манипулятивное воздействие.

Манипулирование сознанием и поведением человека всегда интересовало людей: с помощью невербальных средств коммуникации человек мог донести свои эмоции, переживания, чувства, настроение. В последнее время современное общество, сориентированное на получение выгоды, использует не только вербальные средства общения, а также обращается к невербальной коммуникации. Поэтому неудивительно наблюдать повышенный интерес к проблеме изучения манипуляции.

О том, что жесты играют большую роль в коммуникации людей, было известно с самых ранних времен. Больше всего данным искусством овладели древнегреческие актеры и ораторы. Еще за 300 лет до нашей эры знаменитый античный оратор Демосфен связывал блестящее выступление с жестами. Самый яркий пример невербальных движений — древнегреческий театр масок, где внешнему выражению внутренних состояний придавалось ключевое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные эмоциональные состояния: радость, страх или гнев.

Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре и живописи. Например, Аристотель в своих трудах предпринимал попытку сбора и систематизации знаний о связи внешности человека с его чертами характера.

Многие ученые, обратившиеся к исследованию манипуляции, акцентируют внимание манипуляции на поведение человека. Такая позиция представлена в работах Э. Берна, М. Джеймса, У. Новак и В. Каппони, Э. Шострома, В. Сатира, А. Б. Добровича и др. Проблеме манипуляции много уделено в работах Е. Л. Доценко. Манипуляцию он определяет, как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими» [3, c.59].

По мнению М. Битяновой, которая в своей работе «Социальная психология», пишет: «манипуляция — это распространенная форма межличностного общения, … с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими».

Н. Непряхин выделяет несколько главных свойств манипулятивного воздействия [4, c. 25]: психологическое воздействие; насильственный характер; скрытый характер; миф/цель/сценарий (миф — внешнее проявление для жертвы; истинная цель манипулятора; продуманный сценарий манипулятора для реализации поставленной цели). Таким образом, автор на основе выделенных свойств воздействия определяет манипуляцию как скрытое психологическое воздействие.

Раскрывая проблему невербального влияния и взаимодействия, необходимо рассмотреть сущность невербального общения. В. А. Горянина позиционирует невербальное общение как «коммуникативное взаимодействие между индивидами без использования слов» [2, с. 19]. Следовательно, по ее мнению, невербальное общение — это диалог без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Проблеме поведения в процессе невербальной коммуникации уделяли немалое внимание античные философы. Более детальное внимание данному феномену уделялось учеными в течение последних двух веков.

Во второй половине XIX в. Дельсарт предпринял одну их первых попыток описать и расшифровать как «культуру голоса», так и телодвижения и жесты, определить различные формы языка тела.

В научной работе «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин уделял внимание проблеме выражений эмоций у человека. Однако данное исследование носило исключительно описательный характер.

В 50-х гг. XX в. на основе работ шведского ученого Р. Бердвистелла, была выделена особая область исследования — кинесика. Далее в 1959 г. выходит научный труд «Немой язык» Э. Холла. Ученые впервые применили к невербальным явлениям некоторые принципы лингвистики, а также ввели названия для наук о телодвижении (кинесика) и пространстве (проксемика) и разработали программу исследований в каждой из этих областей.

В нашей стране невербальные средства общения стали объектом изучения в 1960-е гг. Особенно известными в данной сфере можно считать работы Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой, О. С. Ахматовой, А. П. Буевой, А. А. Бодалева, Г. Е. Крейдлина, В. А. Лабунской и др.

Г. М. Андреева разделяет невербальную коммуникацию на следующие знаковые системы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт. [1, с.62].

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу [2, c. 62]. Как отмечал Б. Д. Парыгин, речь человека является главным инструментом общения, в связи с тем, что является «суперраздражителем». Того же мнения придерживается и Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис, которые пишут: «В социальном восприятии огромное значение имеет невербальная информация, то в познании социальных отношений и ситуаций главную роль играют язык и речь».

Б. Д. Парыгин в своей работе «Социальная психология» эффективность речевого воздействия связывает с его содержательностью и богатством языковых средств, культурой и выразительностью речи, и именно эмоциональное состояние человека передается и воспринимается посредством языка жестов.

Австралийский специалист в области языка телодвижений А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38 %, мимики, жестов, позы — 55 % [5, c. 16]. «Экстралингвистические дополнения, такие как покашливание или молчание, бывают красноречивее многих слов».

Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Учеными доказано, что вербальные средства коммуникации используются для передачи фактической информации, а невербальные передают чувства и эмоции человека.

Рассматривая невербальные средства общения как один из видов выражения манипуляции, нам стоит уточнить, что данный вид необходимо рассматривать в совокупности с вербальными средствами, так как при личном контакте в передаче информации участвуют помимо словесного кода также и невербальный канал общения.

Рассмотрим основные факторы возникновения манипуляции.

Н. Непряхин полагает, что манипуляторами становятся двумя способами [4, c. 27]. Во-первых, осознавая природу общения и отношений между людьми. Во-вторых, когда транслируют модель манипулятивного поведения из детства. Ребенок на каждом возрастном этапе осознает то что, как и какие его поступки и поведение сказываются в определенный момент ситуации, и делает исходя из этого выводы. Узнав свое преимущество при использовании манипуляции, ребенок и дальше будет использовать этот сценарий, зная, что тот приведет его к выгодному исходу. Главная опасность манипуляции заключается в том, что со временем манипулятор становится все более профессиональным и техничным: каждая последующая манипуляция становится более скрытой, изощренной, изобретательной, отработанной и витиеватой.

Манипуляцию как невербальное воздействие на собеседника Н. Непряхин делит на два полюса:

1) позитивное воздействие — манипуляция без цели личной выгоды (например, когда родители или учитель незаметно от ребенка побуждают его к полезным действиям: прилежно учиться, хорошо себя вести в обществе, много читать, иметь интересное хобби);

2) манипуляция с целью личной выгоды [4, c. 33].

Можно заметить, что к манипуляции в наше время прибегают все без исключения: начиная от ребенка, который своим поведением и плачем привлекает к себе внимание окружающих, чтобы получить новую игрушку, зная, что матери будет неудобно перед окружающими (чем не невербальная манипуляция?). И, заканчивая, навязыванием товаров в интернете рекламой, пропагандой госканалов. Весь окружающий мир взаимодействия между людьми во многих случаях строится на манипуляции. Современное общество, по большей части направленное на самого себя, нацелено на получение личной выгоды. Данную проблему манипуляции можно охарактеризовать как средство выживания в связи с современными тенденциями. Испанский социолог и философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстания масс», затрагивает проблему падения нравственности и этических норм в современную эпоху, в связи с резким скачком технических изобретений. Он пишет: «Головокружительный рост означает все новые и новые толпы, которые с таким ускорением извергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной культурой. И, в результате, современный средний европеец душевно здоровей и крепче своих предшественников, но и душевно беднее. Оттого он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой цивилизации».

Американский социальный психолог и философ Эрих Фромм в своем труде «Бегство от свободы» пишет о проблеме современного человека, когда свобода сыграла с человечеством злую шутку, обретя свободу, человек потерял ее ценность. И с потерей этой ценности из-за «чувства изоляции и бессилия современного человека еще более усиливаются тем, какими являются все его человеческие отношения. Конкретная связь одного человека с другим утратила свой прямой гуманный характер и обрела дух манипулирования, инструментальности». В обществе начали править законы рынка, где должно преобладать человеческое равнодушие в контактах между конкурентами. Люди скованны выполнением своей экономической задачи — «бороться друг с другом и, если необходимо, не останавливаться перед полным экономическим уничтожением конкурента».

Таким образом, можно сделать вывод, что манипуляция присутствует повсюду. Многих ученых волнует вопрос о возможности исключения манипуляции из социальной среды. Как подметил Н. Непряхин: «Мы всегда играем на чувствах других. И именно потому, что мы обладаем чувствами, манипуляции неизбежны» [4, с. 27]. В связи с вышесказанным, к ключевым навыкам в общении с другими людьми, в наше время, можно отнести такой навык, как умение правильно распознавать манипулятора и лжеца. Е. Л. Доценко в своей монографии «Психология манипуляции» выводит три основные причины того, что манипуляция необходима в социальных отношениях, особенно в структуре управления. Убрав из системы управлению манипуляцию, по словам Е. Л. Доценко, произойдут следующие изменения: «Во-первых, исчезнет ореол руководителя… Во-вторых, с устранением манипуляции разрушается сложившаяся культура взаимоотношений. Авторитет руководителя тем выше, чем более тонкую палитру приемов — в том числе и манипулятивных — он использует для воздействия на подчиненных… В-третьих, без манипуляции снижается психологическое качество управления: с устранением манипуляции исчезает тонкость управления, уменьшается палитра используемых средств» [3, c. 217].

Невербальные средства общения сами по себе не могут создать ситуацию, в которой один человек будет манипулировать другим. Однако они могут стать хорошим импульсом для того, чтобы манипуляция состоялась и была успешной. Прикосновения, жесты, улыбки или гримасы, громкость и тональность голоса вызывают у адресата определенную эмоцию, которая, в свою очередь, дает манипулятору возможность успешно достичь своих целей.

Таким образом, данный теоретический анализ невербальной манипуляции помог установить наиболее распространенные средства невербальной коммуникации, участвующие в целях манипуляции, такие как поза, жесты, мимика и голос.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник — 229 с.
  2. Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.
  3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. 344 с.
  4. Непряхин Н. Я манипулирую тобой: методы противодействия скрытому влиянию. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 376с.
  5. Пиз А. Новый язык телодвижений / Аллан Пиз, Барбара Пиз; [пер. с англ. Т. Новиковой]. — Москва: Эксмо, 2019. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): манипуляция, невербальная коммуникация, невербальная манипуляция, невербальное общение, личная выгода, современное общество, коммуникативный процесс, невербальное средство общения, психологическое воздействие, современный человек.


Ключевые слова

манипуляция, невербальное общение, невербальная манипуляция, манипулятивное воздействие

Похожие статьи

Феномен постправды в современном политическом дискурсе

Статья посвящена рассмотрению феномена «постправды» в современном мире. В работе представлен теоретический обзор трактовок данного явления в работах зарубежных и российских ученых, представлено авторское определение «постправды» и выделены условия ее...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая раз...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Исследование двухфакторной модели сознания: социально-коммуникативная парадигма

В данной статье авторы рассматривают фундаментальное исследование Г. В. Акопова, направленное на двухфакторную модель сознания. Отдельное внимание в работе уделяется социально-коммуникативной парадигме.

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Похожие статьи

Феномен постправды в современном политическом дискурсе

Статья посвящена рассмотрению феномена «постправды» в современном мире. В работе представлен теоретический обзор трактовок данного явления в работах зарубежных и российских ученых, представлено авторское определение «постправды» и выделены условия ее...

Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях

В статье рассматриваются современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях. На основе теоретического материала рассматриваются определения понятий «коммуникация» и «компетенция», «коммуникативная компетенция». Заслуживает внимани...

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

В статье рассматривается явление информационного шума как феномена культурного пространства эпохи постмодерна, анализируется трактовка данного понятия в различных социально-гуманитарных науках. В связи с тем, что на сегодняшний день теоретическая раз...

Политический бихевиорализм как инструмент изучения политики

Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа по...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Исследование двухфакторной модели сознания: социально-коммуникативная парадигма

В данной статье авторы рассматривают фундаментальное исследование Г. В. Акопова, направленное на двухфакторную модель сознания. Отдельное внимание в работе уделяется социально-коммуникативной парадигме.

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Роль дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам

Настоящая статья посвящена исследованию роли дисфемизмов в современных текстах СМИ, посвященных политическим конфликтам. В работе проанализированы основные определения понятия «дисфемизм», предложенные лингвистами, а также причины использования дисфе...

Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности

Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...

Отправные пункты формирования ресентимента

Настоящая статья посвящена изучению отправных пунктов формирования ресентимента, в особенности, условий и факторов, влияющих на его генезис. В ходе исследования мы рассматриваем различные позиции классиков и современных социологов в отношении концепц...

Задать вопрос