В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное законодательство, нормативно-правовая основа деятельности.
В настоящее время, вследствие расширения участников Евразийского эконмического союза (далее — ЕАЭС) и принятия нового кодекса Союза актуализируется вопрос законодательного регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации. Так, приоритетной задачей ставится гармонизация и корреляция национальных законодательств стран-членов Союза международным актам в рамках границ ЕАЭС.
В постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе», зафиксирован перечень источников, которые составляют нормативно-правовую основу деятельности таможенной службы РФ: это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договоры Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, нормативные акты Центрального банка РФ [1].
Так, можно определить два уровня таможенного законодательства ЕАЭС: международный (надгосударственный) и национальный.
Таможенный кодекс ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) является основным нормативно-правовым источником, который имеет высшую юридическую силу и закрепляет основы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС. Так, все национальные акты участников ЕАЭС должны отвечать положениям кодекса. В ТК ЕАЭС определены общие положения по проведению таможенного контроля и таможенных операций, систематизированы формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие его проведение; определено использование таможенными органами системы управления рисками [2].
В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия обеспечивает реализацию норм ТК ЕАЭС посредством принятия решений и рекомендации для государств-членов ЕАЭС. Например, Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» раскрывает вопросы, которые связаны с перемещением товаров для личного пользования: определены стоимостные, весовые и количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться на территорию Союза [3]. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» обозначается перечень товаров, в отношении которых установлен запрет или ограничение ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС [4].
На национальном уровне таможенного законодательства главным источником в РФ является Конституция Российской Федерации. Основной закон относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации.
Административно-юрисдикционная деятельность реализуется таможенными органами РФ и их должностными лицами на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Так, в соответствии со ст. 23.8. КоАП РФ, «таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях (далее — дела об АП), предусмотренных ст. 11.27, ч. 1–6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. 2 ст. 12.25, ст. 14.10, ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2–16.24, 19.7.13» [5]. При этом, Глава 16 КоАП РФ посвящена непосредственно правонарушениям в области таможенного дела.
В свою очередь, обращаясь к Уголовному кодексу (далее — УК РФ), таможенным преступлениям посвящена Глава 22 — «преступления в сфере экономической деятельности», можно отметить следующие составы правонарушений, связанные с нарушением таможенных правил: незаконный экспорт материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений — ст. 189 УК РФ; невозвращение в РФ предметов художественного, исторического достояния — ст. 190 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей (в сумме, превышающей 2 миллиона рублей) — ч.1 ст. 194 УК РФ; незаконное перемещение наличных денежных средств (в эквиваленте, превышающем 30 000 долларов США) — ч.1 ст. 200.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу алкогольной продукции и табачных изделий (стоимостью, превышающей 250 000 рублей) — ч.1 ст. 200.2 УК РФ; незаконное перемещение сильнодействующих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, культурных ценностей в крупном размере, ценных представителей флоры и фауны — ч.1 ст. 226.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу наркотических средств — ч.1 ст.229.1 УК РФ [6].
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят на смену федеральному закону № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и является основополагающим источником в сфере таможенного дела на территории РФ [7]. При совместном использовании ТК ЕАЭС и Федерального закона № 289-ФЗ, которые, по своей сути, являются взаимодополняющими, возможна гармонизация, правильное и всеобъемлющее регулирование таможенной сферы.
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» регулирует порядок по перемещению культурных ценностей из РФ в третьи страны, которые не являются государствами-членами ЕАЭС, а также из третьих стран в РФ; определяет порядок выдачи заключения от Министерства культуры, являющегося по своей сути разрешительным документом на временный ввоз или вывоз культурных ценностей, а также порядок продления срока временного вывоза культурных ценностей [8].
Несмотря на то, что ФТС России подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации, прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» устанавливает ставки за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров [9].
Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики в стране, путем издания соответствующих нормативно-правовых актов, и оптимизирует деятельность таможенных органов РФ. Так, Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 194н «Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации» развивает процесс автоматизации, делая акцент на электронном декларировании, преследует цель сократить время и затраты участников внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенного контроля [10].
Приказам ФТС России отводится отдельная роль по администрированию процесса осуществления таможенного контроля и проведения таможенных операций. Так, например, Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 № 1555 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» является руководством к проведению и фиксации результатов таможенного досмотра багажа физических лиц [11]. Приказ ФТС России от 01.02.2016 № 350 «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера» устанавливает особенности уплаты таможенных платежей: устанавливает условия выпуска товаров, порядок внесения сведений в графы, а также порядок действий должностных лиц таможенного органа при заполнении таможенного приходного ордера [12].
Таким образом, проанализировав нормативно-правовую основу деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно констатировать, что таможенное законодательство в РФ динамично изменяется. Происходит гармонизация национального и международного законодательства в области таможенного дела, что увеличивает эффективность осуществления таможенных операций и проведение таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации.
Литература:
- О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 (в ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (ред. от 11.08.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804–1. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 26. марта 2020 г. № 342 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://clck.ru/V9BUs Опубликование № 0001202003300015 от 30 марта 2020 г.
- Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 194н. Официальный сайт Минфина России http:// minfin.gov.ru/. Опубликование от 16 сентября 2020 г.
- Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже: Приказ ФТС РФ от 29 июля 2011 г. № 1555. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера: Приказ ФТС России от 01 февраля 2016 г. № 350. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».