В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенные органы, структура, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная политика.
В условиях интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, создания Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также единого экономического пространства, расширения спектра взаимных интересов Российской Федерации и других стран при решении многих проблем, связанных с защитой экономического суверенитета и экономической безопасности страны, актуальными становятся новые вызовы и задачи, в решении которых таможенные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие. Это предопределяет важность и необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики Российской Федерации в сфере таможенного дела: приведение ее в соответствие с международными стандартами и организация эффективной системы таможенных органов с четким определением их функций и задач.
В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС, на таможенные органы возлагается выполнение и обеспечение таких задач, как:
1) защита национальной безопасности государств-членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, которые составляют право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [1].
Безусловно, эффективное функционирование органов государственной власти напрямую зависит от их четко выстроенной и организованной структуры. В Российской Федерации система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти». В структуру органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [2]. Так, реализуя координирующую и контрольно-надзорную функции, таможенные органы являются федеральной службой. Прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. При этом, ФТС РФ подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации. Так, Минфин вырабатывает направления государственной политики и правовое регулирование в сфере таможенного дела, а ФТС РФ реализует функцию контроля и надзора в сфере таможенного дела.
Согласно статье 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в структурный состав таможенных органов Российской Федерации входят 4 звена:
1) федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России);
2) региональные таможенные управления (далее — РТУ);
3) таможни
4) таможенные посты [3].
В настоящее время превалирует тенденция сокращения штатной численности таможенных органов: происходит сокращение таможен и переподчинение таможенных постов более крупным таможням или напрямую ФТС России. Этот факт, безусловно, прямо пропорционально сказывается на эффективности деятельности таможенный органов, централизует структурно-организационное управление таможенных органов РФ.
На данный момент структура центрального аппарата ФТС России включает в себя 8 РТУ, 4 специализированных таможенных управления, 74 таможни — 4 электронных и 9 напрямую подчиняющихся ФТС РФ и 531 таможенный пост, в том числе 2 подчиняющихся ФТС РФ.
Федеральный орган управления — ФТС России, является системообразующей единицей в системе таможенных органов РФ, отвечая за координацию и контроль деятельности РТУ, таможен, таможенных постов, специализированных таможенных органов, представительств (представителей) таможенной службы РФ в иностранных государствах и организаций, находящихся в ведении ФТС России. ФТС РФ осуществляет полномочия по контролю и надзору, является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета; ФТС РФ уполномочен заключать международные договоры межведомственного характера, создавать, реорганизовывать и ликвидировать РТУ, таможни и таможенные посты [4].
Деятельность РТУ регулируется общим положением «О региональном таможенном управлении». РТУ по своей сути являются промежуточным звеном между ФТС России и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами подведомственных территорий. Так, на РТУ лежит ответственность по координации и контролю подчиненных таможенных органов. РТУ обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России в конкретном регионе. РТУ осуществляют руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ в регионе их деятельности, прогнозируют поступление в бюджет таможенных пошлин [5].
Следующее звено таможенных органов РФ — таможни. Таможни подразделяются на таможни фактического контроля и на электронные таможни. РТУ осуществляют руководство над деятельностью таможен. Зачастую таможни имеют непосредственное подчинение ФТС России. Функциональная составляющая таможен — осуществление функций в своем регионе по совершению таможенных операций в отношении товаров, помещение их под ту или иную таможенную процедуру; выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в таможенном деле, контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин [6].
Наконец, первичным звеном в системе таможенных органов в спектре применяемых функций и в рамках практической составляющей являются таможенные посты, находящиеся под непосредственным руководством таможен. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России. Таможенные посты подразделяются на центры электронного декларирования и посты фактического контроля. В настоящее время в стране существует 16 ЦЭД. Так, в функции таможенных постов входят проведение таможенного контроля с учетом системы управления рисками, совершение таможенных операций в отношении товаров, связанных с помещением их под определению процедуру; в рамках перемещения товаров через таможенную границу — обеспечение соблюдения запретов и ограничений; проведение различных экспертиз и исследований; взимание таможенных платежей; возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение по ним расследований, а также рассмотрение данных дел [7].
Таким образом, можно констатировать, что таможенные органы РФ имеют четкий выстроенный аппарат управления и являются важной структурной составляющей в общей системе органов исполнительной власти. Функции таможенных органов совпадают с функциональной составляющей других федеральных органов исполнительной власти. Главным отличием таможенных органов Российской Федерации от других органов исполнительной власти является то, что таможенные органы осуществляют таможенные операции и проводят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 12 апреля 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832 (в ред. от 03 июня 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Общего положения о таможне: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 833 (в ред. от 30 августа 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Общего положения о таможенном посте: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 № 834 (в ред. от 06 февраля 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».